Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Жизнь отдающая детям

УГ - Москва, №12 от 24 марта 2015. Читать номер
Автор:

​23 марта 2015 года отметила свой 75-летний юбилей Лемма ГИРФАНОВА, чей стаж работы педагогом составляет более 50 лет.

Лемма Исхаковна родилась в семье сельских учителей. Родители одарили необычным именем Лемма, и она блестяще оправдывает его всей своей жизнью, неустанным трудом Учителя. Ее поколение рано вступило во взрослую жизнь. Лемме было чуть больше года, когда в ее детство вошла война. Отец ушел на фронт. Кругом свирепствовал голод. Приходилось есть и крапиву, и мерзлую картошку, и лепешки из лебеды. Как для самой маленькой для Леммы оставляли маленький кусочек ржаного хлеба, которым ее кормила старшая сестра Венера. Мать выбивалась из сил, чтобы спасти детей от голодной смерти. Несмотря на голод и нищету и на все несчастья, мама сохранила всех четверых живыми и здоровыми, приученными к труду. Каждый ребенок в семье имел свои обязанности. Война закончилась. Лемма Исхаковна с улыбкой вспоминает возвращение отца: когда однажды в дом вошли два бойца, она с криком «Папа!», не глядя, шагнула с печки вниз и бросилась на шею одному из них, а это был сослуживец отца. За годы войны, конечно, она забыла, как выглядит папа.После войны родители продолжали работать в школе. Отец Исхак Сибгатуллович был директором школы, а мама Гафиря Аляутдиновна – учителем начальных классов. В те годы на селе профессия учителя была в особом почете. Люди, несущие свет знаний, пользовались большим уважением. Учитель на селе не просто учитель. Это образец, эталон, носитель нравственности и пример для всех – и детей, и взрослых. Он не имеет права позволить себе скандалить с соседями, выяснять отношения громко, по-деревенски, и не в силу своей образованности, а в силу того внутреннего достоинства, которое предполагает профессия, которую он выбрал, – учить добру, порядочности и любви, быть всегда на виду у своих учеников и их родителей. Родители Леммы Исхаковны были и учителями, и агитаторами, и артистами. Отец читал в сельском клубе доклады, лекции, пользовавшиеся большим интересом среди односельчан, послушать его приходили даже из соседних сел. Отец прожил только 6 лет после войны, после смерти отца в 12 лет Лемма Исхаковна пошла работать в колхоз, тогда же она получила свой первый заработок – зерно, овощи, мед и первую премию в виде шелковой косынки, которую вручали на колхозном собрании.Пример родителей для Леммы был самым лучшим. Она поступила в Арзамасский педагогический институт на факультет филологии. Училась прекрасно, с огромным желанием, потому что понимала, какое ответственное дело выбрала. Во время каникул работала в детских садах и пионерских лагерях – надо было поддержать маму, оставшуюся одной с шестью детьми. Мама к этому времени была награждена орденом «Знак Почета». Несмотря на все трудности, она добилась того, что все шестеро ее детей получили высшее образование. Трое из них – Венера, Лемма и Надиря – стали учителями!.. Еще и трое внуков Гафири Аляутдиновны и Исхака Сибгатулловича Камаевых, в том числе сын Леммы Исхаковны Булат, работают в школе. Учительская династия – это особый образ жизни. Когда продолжателями дела становятся дети и внуки, есть полная уверенность, что здесь нет случайности, нет ошибки.Окончив в 1963 году институт, Лемма Исхаковна с тех самых пор по сегодняшний день продолжает трудиться учителем. Она прошла все школьные ступени, начинала учителем начальных классов, потом вела русский язык и литературу, работала завучем,  в последние 16 лет работает директором школы, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы, стала заслуженным учителем Республики Татарстан, отличником народного просвещения.  То, что закладывается в школе, должно служить надежной основой для выстраивания достойной взрослой жизни. Лемма Исхаковна всегда старается вооружить детей не просто суммой знаний, определенными навыками, умениями, она помогает ученикам ориентироваться в житейском море, относится к ним как к партнерам по работе, глубоко уважает человеческую личность в каждом воспитаннике. Будучи хорошим психологом, она в каждом ребенке старается найти положительные качества, к каждому старается подобрать ключик, чтобы раскрыть именно его талант. Как цветок, который может раскрыться, если его поливать, любить, беречь от влаги и сквозняков,  дети обязательно распустятся при хорошем уходе и зацветут разными яркими красками.Мудрое восточное изречение гласит: «Учитель – профессия жертвенная. Это способность человека с высоты своего знания опуститься на уровень незнания ученика и вместе совершить восхождение». Ежедневно, шаг за шагом, иногда срываясь и падая, поднимается каждый человек на вершину своей горы. У кого-то она высокая, как Гималаи, у кого-то совсем небольшая горка. Но каждый должен подняться наверх. Большое счастье, когда рядом есть человек, который не даст остановиться, поможет, если ты упал, подбодрит добрым словом или твердо и настойчиво укажет на смутно виднеющуюся в тумане вершину. Так совершается восхождение к высотам мудрости человеческой, к высотам постижения знаний. Взаимоотношения с учителями и учениками Лемма Гирфанова строит на глубоком убеждении в том, что все они талантливы. Эту мысль она внушает неустанно,  любой, пусть робкий, успех использует для того, чтобы это доказать.К.Д.Ушинский когда-то написал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Педагоги не могут успешно кого-то учить, если не учатся сами. Сейчас ученик – это «восьмое чудо света», оснащенное мобильным телефоном, ноутбуком и получающее удовольствие от прослушивания рэпа, при этом ставящее опыты над своим дневником. А современный учитель должен совершенствоваться, чтобы соответствовать времени. Об отношении к жизни, к работе Лемма Исхаковна говорит так: «Стараюсь шагать в ногу со временем. Все новое, интересное – на урок!» Учитель должен знать не только свой предмет, но и быть в курсе всего, что происходит вокруг. Грамотный и эрудированный, он должен соответствовать духу времени, чтобы ответить на любой вопрос. Лемма Исхаковна требует от учителей колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования. Она не только учит, но и  учится  сама, всегда в курсе всех нововведений.А.Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». Так и Лемма Исхаковна остается в душе юным человеком. Удивляет всех окружающих тем, как она лихо справляется с айфонами и планшетами, современными гаджетами. Кому бы в голову пришло принести домой рулоны проволоки, валявшейся в лесу, чтобы потом из нее дети на занятиях сотворили фигурки сказочных животных?! Кто из руководителей может вместе с ребятами кататься с горок в таком возрасте?! А наша Лемма Исхаковна может, потому что она умеет радоваться жизни, всегда была и остается человеком неуспокоенным, творческим, вечно пребывающим в поиске. В ее голове постоянно крутятся новые педагогические идеи, нестандартные уроки, оригинальные заседания родительской гостиной, необычные классные часы. Кропотливый труд, творческое отношение к делу – это стиль работы Леммы Исхаковны.Вот уже 17 лет Лемма Исхаковна руководит школой №1186 с этнокультурным образовательным татарским компонентом образования имени Мусы Джалиля. Каждый день она отправляется в свою родную школу, самую дорогую, светлую, самую красивую из всех, существующих вокруг. Эта школа – ее детище. Когда-то на этом месте стояло заброшенное, заваленное мусором здание детского садика. Лемма Гирфанова сумела создать в нем настоящий дом знаний и добра и солнечный островок татарского мира в столице России. В 2008 году на месте старого построили новое типовое, отвечающее всем требованиям времени здание. Во дворе школы стоит памятный знак Герою Советского Союза татарскому поэту-герою М.Джалилю. В школе уютно, светло каждому вошедшему в нее, в учебных помещениях самое передовое оснащение. Школу с самых первых дней поддерживает и каждый год посещает префект Юго-Восточного округа Владимир Борисович Зотов. В день 15-летия школы здесь были в гостях президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов и министр образования Москвы Исаак Калина. Неоднократно посещал нас и председатель Совета муфтиев России ДУМЕР муфтий шейх Равиль Гайнутдин. В декабре в школе открыли культурно-образовательный центр Института Каюма Насыри, в церемонии открытия которого принимал участие председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Хайруллович Мухаметшин. Традиционны связи школы с исполкомом Всемирного конгресса татар и с партнерскими ОУ в разных регионах России, в том числе в городе-герое Севастополе.Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл директора главным воспитателем школы, а воспитание – это прежде всего человековедение. Огромный жизненный опыт, педагогический талант, умелые взаимоотношения с воспитанниками, высокие организаторские качества, поразительная способность создавать атмосферу человеческого родства, природный дар психолога – все это снискало Лемме Исхаковне почет и уважение и в детской, и во взрослой среде. Для нее коллектив – это не какая-то безликая масса, а богатство индивидуальностей. Она стремится внести в него дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Несмотря на то что в школе учатся дети 35 национальностей, тут нет никаких конфликтов, царит атмосфера творчества, открытости и гласности, взаимоуважения, сотрудничества учителей и учащихся. Человек большой эрудиции и обаяния, Гирфанова может найти общий язык со всеми – учащимися, родителями, коллегами, руководителями разного уровня и пользуется большим уважением.В школе нетерпимы к лени, безделью, ведь без чувства гордости за свой труд нет настоящего человека. Нравственный смысл труда как раз и состоит в том, что человек получает наивысшую радость восприятия мира – радость творения. Для своих учеников и сотрудников  директор  всегда пример трудолюбия и преданности своему делу. Ни высокое положение, ни возраст не погасили в ней юношеского пыла, с которым она отдается любимой работе, она остается неутомимым тружеником всю свою жизнь и на работе, и дома. При проведении школьных субботников она всегда подает ребятам пример ударного труда. Каждый знает, какой богатый урожай собирает она каждую осень на своей даче,  какими вкусностями угощает всех, кто приходит в гости к ней домой. Интересный собеседник, всегда бодрая и веселая, Лемма Исхаковна привлекает к себе всех, кто с ней так или иначе соприкасается. Обаяние ее личности огромно. Порой в общении со своими сотрудниками она бывает резким и жестким руководителем, но подобная манера разговора распространяется лишь на тех, в ком Лемма Исхаковна видит истинных единомышленников. Она общительна, любит остроумную шутку, веселую компанию друзей, любит принимать активное участие в мероприятиях, организуемых молодежью.Хорошо известно, что счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Она счастливый человек, потому что ее любят ученики, уважают и почитают коллеги и родители учеников, обожают друзья, боготворят семья, внуки. И сама Лемма Исхаковна любит всех, любит жизнь в различных ее проявлениях, и даже когда к ней порой бывают несправедливы или что-то у нее не ладится, она умеет находить то, что греет и радует душу,  тогда всем вокруг опять становится тепло и уютно рядом с ней. У  нее удивительная энергетика, которая сразу настраивает людей на нее,  люди идут к ней: кто за советом, кто за помощью, а кто-то, чтобы только поприветствовать, потому что даже просто общаться с ней интересно и легко. Лемму Исхаковну не надо ни о чем просить, потому что она знает проблемы своих коллег, и ни один из них не остается без ее заботы и внимания. На всех и на все у нее хватает сил, во многом благодаря ей в школе сложился коллектив единомышленников.Много сил Лемма Гирфанова  отдает общественной работе, она  член женской общественной организации «Ак калфак», член исполкома Всемирного конгресса татар. Когда избрали депутатом муниципального собрания, общественных забот у нее прибавилось. За эту работу она отмечена знаком «Почетный житель района Люблино г. Москвы».Большая удача и для Леммы Исхаковны, и для школы заключается в том, что она избрала именно эту профессию. Вне ее она не мыслит своего существования. Школа составляет все содержание ее жизни, став ее трудом и отдыхом, заботой и радостью, занимая все ее мысли. Всю свою сознательную жизнь Лемма Гирфанова служила школе, детям, учителям-коллегам, пятьдесят лет изо дня в день – уроки, планы, зачеты, отчеты, непомерный объем общественных дел и воспитательной работы с учащимися, забота о собственной семье.  Какой великий труд стоит за всем этим! Как же надо любить свое дело, чтобы, самозабвенно служа ему долгие годы, не поддаться усталости, не сломиться, не потерять интереса к жизни! Она по-прежнему деятельна, энергична, главное – востребована! И рядом с ней нам всегда хочется быть лучше!Вот уже пять десятков лет Лемма Гирфанова  ведет учеников по волнам моря знаний. За эти годы  она выпустила несколько тысяч учеников. Говорят, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему ученики никогда ее не забывают и вспоминают о ней с чувством глубокой благодарности, пишут ей письма с самых разных концов страны и мира, приходят к ней и через 5, и через 10, и через 20 лет, чтобы  просто заглянуть в глаза, услышать голос, поговорить о жизни, сказать спасибо, несут цветы, такие же красивые и нежные, как их учительница – человек огромной и щедрой души. Не зря сказано: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». У учителей особое счастье – жить вечно, поскольку частица их души, мыслей, чувств, стремлений остается в учениках, в друзьях и коллегах и как эстафета уходит дальше в будущее.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту