Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информациюДевятнадцатого февраля исполнилось 11 лет со дня смерти лидера «Гражданской обороны» Егора Летова.
«Гражданская оборона» пришла в мои уши примерно в 1989‑м осенью, а может, уже и в 1990‑м зимой. Это был сборник альбомов 1987 и 1988 годов. Разве я мог тогда представить, что в «нулевые» буду не раз выступать со своими группами «Отход» и «Эшелон» на концертах вместе с «ГО»? Больше всего мне, наверное, запомнился майский концерт в кинотеатре «Восход» 2001 года, предшествовавший рождению «Эшелона». Запомнился именно этот май, и потому что я сам этот концерт готовил, и потому что разогревал «ГО» еще наш «Отход», создавшийся в 91‑й школе, для него это был высший взлет, хотя играли преотвратно и мало.
После всех выступлений удалось пройтись через зал, пообщаться с Егором с глазу на глаз, но он и тогда был весьма замкнут, подписывал выдаваемые мною вкладки в кассеты и диски, что набрал АКМ со своих друзей, ругал Лимонова, советские плакаты мне раскрывал «по сути» из оформления альбомов «ГО», фотографировался потом с панками, хлынувшими за кулисы, был демократичен и радушен, но при этом и ироничен, и замкнут для «славы мирския». Видимо, для беседы по душам требовался ключ в разговоре, а всем нам мешало восхищение, некое «отрочество» самоощущения в его присутствии…
«Вы играете совершенно иную музыку» – вот дословно, что Егор сказал, недовольно, как-то отрицательно высказался тогда об «Отходе», пока я его, шаткого, вел за мягкое предплечье к кулисам. Нам было даже обидно – открещивается! Кстати, и гитарист Игорь Жевтун тогда же, хотя на сцене не выступал, интересовался у меня после концерта, через какую «примочку» идет бас. То есть по элементам-то «ГО» нас как бы услышала и даже в уме разобрала, но целое ей не понравилось, все же они другого поколения и ритмики были рокеры. Полагаю, этот коллективный вердикт предрешил судьбу «Отхода» (просуществовал в разных составах десять лет), потому что осенью того же года мы создали «Эшелон» с Иваном Барановым, где и «примочка» басовая пригодилась, но уже понеслись иные ритмы и песни вперед.
И вот уже в этом составе мы открывали все ближайшие выступления «ГО» в Москве по 2003 год. Мы даже как-то пообвыклись за кулисами – свои в доску, ощущение некой семейственности: вот жена Летова Наташа, вот гитарист Чеснаков, а вот и совсем свой и виртуозный барабанщик Андрюшкин, которому мы всегда дадим «железо», а Чеснаков (гитарист, чей талант нам раскрыли наиболее три последних альбома) нам, если что, – струну…
Хотя это было иллюзорно, конечно, это закулисное братство-понимание. Егор давал в себя заглянуть лишь на сцене, коротких путей, черных ходов и каких-то контрамарок тут не было. Он сторонился прямых взглядов и разговоров, точнее, как-то мельком «сканировал» тебя, оценивал потенциал, и углубляться ни тебе, ни себе в любые темы, тем более коммунистические, не давал.
В тот февральский вечер, когда пришла весть о смерти Летова, я, почти как сейчас, болел и погрузился в мутную дрему. Новость была шокирующей, однако почему-то ощущения вселенской несправедливости в ней для меня не было. Егор действительно отстрелялся, ушел, не оставив ни одного патрона в обойме. Это было ясно и по ремастерингу «Сносной тяжести небытия» (он туда впел низкие ноты на припеве «Пой, революция!»), и по песням с прощального «Зачем снятся сны» – возвращение в наркомиры из неудачных попыток революционизировать современников, и по отдельным заявлениям в прессе…
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информацию
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.