search
main
0

Жизнь и здоровье – на первом месте. Старые проблемы требуют свежих решений

Отчетно-выборная кампания завершена. В профсоюзных организациях подведены итоги работы за минувший период, определены задачи на перспективу, в том числе и в такой приоритетной сфере деятельности профсоюза, как защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. За пять лет сделано многое. С каждым годом увеличивается число уполномоченных по охране труда, технических и внештатных технических инспекторов профсоюза. Повышается эффективность общественного контроля за состоянием условий труда в образовательных учреждениях. Сложились определенные механизмы в организации обучения профсоюзного актива. Как результат – условия труда становятся более комфортными и безопасными, снижается травматизм среди работников образования.

Вместе с тем постоянно обновляется законодательство по охране труда, вступают в силу новые нормативные и иные правовые акты, идет переход к техническим регламентам и международным стандартам безопасности труда. С учетом этого должны быть скорректированы, а в ряде случаев пересмотрены подходы в решении многих актуальных проблем в данной сфере. На сегодняшний день самые острые вопросы – проведение аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях; финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий труда; введение в штаты образовательных учреждения специалистов по охране труда; обучение работников требованиям безопасности; безопасная эксплуатация зданий школ и детских садов. Используя практику и опыт, наработанные в разных территориях, рассмотрим механизмы и подходы, которые помогут выбрать правильный вектор в решении этих проблем.

Аттестация рабочих мест

«Жизнь и здоровье человека – первичны, все остальное – вторично!» Эта простая, но, по своей сути, мудрая мысль, высказанная еще три года одним из участников выездного заседания Президиума ЦК профсоюза в Туле, стала рефреном, или, как сейчас говорят, трендом, обозначившим начало системных действий, которые проводит наш профсоюз в сфере охраны труда.

Именно тогда, в первую очередь со стороны профсоюзных организаций, были предприняты первые попытки найти реальные механизмы в решении одной из самых актуальных и сложных проблем в области охраны труда – аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях.

Суть новых подходов заключалась в создании региональных отраслевых центров и испытательных лабораторий по аттестации рабочих мест в учебных заведениях. Появление таких центров в Белгородской, Тамбовской и Тульской областях, созданных по инициативе территориальных организаций профсоюза, позволило качественно и, что не менее важно, по ценам значительно ниже рыночных проводить аттестацию рабочих мест в образовательных учреждениях этих регионов.

На сегодняшний день данная инициатива поддержана в Кемеровской, Рязанской областях, Санкт-Петербурге, Забайкальском крае. Эти вопросы отражены также в отраслевых территориальных соглашениях и планах работы Вологодской, Саратовской, Челябинской областных, Чувашской и Чеченской республиканских организаций профсоюза и других.

В начале нынешнего года Президиум ЦК профсоюза одобрил создание отраслевого центра аттестации рабочих мест и охраны труда совместно с Академией труда и социальных отношений. Отраслевой центр самостоятельно или через свои филиалы будет не только проводить аттестацию рабочих мест образовательных учреждений и координировать работу других подобных структур в стране, но и заниматься вопросами сертификации работ по охране труда, обучения профсоюзного актива, специалистов, руководителей образовательных учреждений.

Практика создания региональных отраслевых центров поможет сдвинуть с «мертвой точки» самую серьезную на сегодняшний день проблему – аттестации рабочих мест в учреждениях сферы образования.

Почему так заострено внимание на данной проблеме? Дело в том, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №569 от 31.08.2007 года аттестация должна быть проведена повсеместно, в том числе и в образовательных учреждениях Российской Федерации.

С аттестацией рабочих мест напрямую связаны вопросы лицензирования образовательных учреждений, предоставления компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, установления диагноза и профилактики профзаболеваний, проведения периодических медицинских осмотров, режима труда и отдыха и многое другое.

Однако действующая на сегодняшний день нормативная база в этом вопросе безнадежно устарела. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда (утв. постановлением Гоструда СССР и Президиума ВЦСПС от 24.11.1974 года №298/П-22) и отраслевые перечни, на основе которых устанавливаются доплаты за вредность и другие компенсационные выплаты, включают свыше 7 тысяч наименований. Механизм установления компенсаций для тех работников, чьи должности (профессии) не поименованы в действующих списках и перечнях, отсутствует. В то же время компенсации продолжают предоставляться работникам, которые в этих списках находятся, но чьи условия труда уже не относятся к вредным и опасным.

Для выработки единого подхода к установлению компенсаций Минздравсоцразвитием России проведена серьезная работа по совершенствованию законодательной базы. В настоящее время подготовлен проект нормативного правового документа «Условия предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест». В ходе его подготовки и согласования профсоюзу удалось отстоять несколько важных позиций. На переходный период (не менее 5 лет) будет сохранено действие вышеуказанного Списка и отраслевых перечней работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, утвержденных приказом Гособразования СССР от 20.08.90 №579 и аналогичным приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 №611. Также отдельным категориям работников (в том числе педагогическим), которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен один и несколько видов компенсаций, предусмотрено назначение недостающего вида компенсаций в зависимости от класса условий труда по результатам аттестации рабочих мест.

В поисках финансирования

Мероприятия по охране труда, в том числе аттестация рабочих мест, не могут быть проведены качественно и в полном объеме, если они не обеспечены финансированием.

В России до сих пор не установлен норматив бюджетных отчислений на эти цели, а бюджетные ассигнования в целом на охрану труда выделяются не отдельной строкой, а по остаточному принципу. Тем не менее территориальные организации профсоюза, используя отдельные статьи Трудового кодекса, находят рычаги воздействия на власть для увеличения бюджетных ассигнований на улучшение условий труда работников образования и принятие превентивных мер по снижению несчастных случаев на производстве.

Рассмотрим подробнее, как работает этот механизм в отдельных муниципальных образованиях и субъектах РФ.

Часть 1 статьи 226 Трудового кодекса РФ предусматривает финансирование мероприятий на охрану труда из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Прибегая к этой норме, многие городские и районные организации профсоюза добиваются включения соответствующих обязательств в территориальные соглашения с администрацией района (города) и муниципальным органом управления образованием, которые предполагают полное или частичное финансирование мероприятий по охране труда из соответствующих бюджетов.

Алгоритм здесь таков.

На основе ежегодных планов (перечней), включенных в соглашения по охране труда в каждом образовательном учреждении и являющихся приложением к коллективным договорам, суммируются затраты, предусмотренные на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты, медицинские осмотры, обеспечение безопасной эксплуатации энергохозяйства и другие мероприятия. Далее сумма этих затрат указывается в территориальном трехстороннем соглашении и в обязательном порядке согласовывается с районным (городским) финансовым управлением. В результате на все мероприятия выделяются средства из соответствующих бюджетов. Подобная система финансирования мероприятий по охране труда на уровне муниципальных образований позволяет, с одной стороны, аргументированно добиваться выделения средств из бюджетов всех уровней, а с другой – вести строгий контроль и учет за их расходованием по прямому назначению.

Другой подход в решении данной проблемы лежит в плоскости той же 226-й статьи ТК РФ, части 3, которая устанавливает размер средств, выделяемых работодателями на мероприятия по улучшению условий и охраны труда (не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Из официального комментария Минздравсоцразвития России следует, что сфера образования де-факто является сферой услуг, поэтому во многих принятых региональных соглашениях эта норма имеет место, вследствие чего 0,2% от бюджета образовательного учреждения направляется на решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности образовательного процесса, улучшения условий и охраны труда работников.

Пример: данная норма отражена в разделе «Охрана труда и здоровья» регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области на 2010-2012 годы.

9. Охрана труда и здоровья

В целях обеспечения гарантии конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям его безопасности и гигиены в образовательных учреждениях, стороны приняли на себя следующие обязательства.

9.1. Департамент образования области:

9.1.1. Содержит в своем штате специалиста по охране труда, осуществляющего ведомственный контроль за состоянием условий и охраны труда в подведомственных образовательных учреждениях.

9.1.4. В соответствии со статьей 226 ТК РФ закладывает в бюджет учреждений образования расходы на мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на предоставление образовательных услуг.

9.1.5. При разработке проекта областного бюджета в сфере «Образование» на очередной финансовый год предусматривает затраты на:

– мероприятия по охране труда;

– проведение периодических бесплатных медицинских обследований педагогических работников;

– аттестацию рабочих мест по условиям труда;

– содержание лиц, ответственных за электрохозяйство в образовательных учреждениях.

9.1.16. Создает при кабинете охраны труда ВИРО собственный центр проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Производит затраты на его оснащение измерительными приборами и документацией.

Дополнительный источник финансирования – возврат 20% от сумм средств, перечисляемых образовательными учреждениями в Фонд социального страхования, на предупредительные меры по снижению травматизма, проведение аттестации рабочих мест, приобретение средств индивидуальной защиты для работников образования.

Дело в том, что каждый работодатель в Российской Федерации прямо или косвенно отчисляет деньги в Фонд социального страхования РФ. Размер тарифа по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве зависит от класса профессионального риска вида экономической деятельности учреждения (организации, предприятия). Образование как вид экономической деятельности относится к I классу профессионального риска (а всего их 32). Поэтому страховой тариф взносов «по травме» для учреждений образования на сегодняшний день установлен минимальный – в размере 0,2% от фонда оплаты труда.

Ежегодно в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» Правительство РФ принимает постановление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. А Минздравсоцразвития России на его основе утверждает правила финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.01.2010 №33 «О финансовом обеспечении в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвитием России по согласованию с Фондом социального страхования РФ подготовлен проект приказа, утверждающий Правила финансирования предупредительных мер по охране труда. Это позволит обеспечить в 2010 году реализацию комплекса мероприятий, в том числе:

– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

– обучение по охране труда (специалистов служб охраны труда и руководителей бюджетных учреждений, членов комитетов и уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов);

– приобретение средств индивидуальной защиты и приборов контроля за режимом труда и отдыха;

– проведение обязательных медицинских осмотров работников;

– санаторно-курортное лечение;

– обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на производствах с вредными или опасными условиями труда.

Размер средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, как и в предыдущие годы, не должен превышать 20% от сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.

Необходимо заметить, что механизм возврата средств, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, несложен. Эти средства возвращают не только учреждения профессионального образования и школы, но даже детские сады.

Несколько примеров: в Томской области в 2008 году Парабельская гимназия, имея фонд заработной платы около 13,5 миллиона рублей, смогла возвратить и использовать на мероприятия по охране труда 5390 рублей. Детский сад №24 Томска, имея фонд заработной платы в 4 миллиона рублей, вернул 1607 рублей, которые также были направлены на улучшение условий и охраны труда сотрудников дошкольного учреждения.

В прошлом году 359 образовательных учреждений Башкортостана возвратили 1,3 миллиона рублей, половина из которых была использована на проведение аккредитованными организациями аттестации рабочих мест по условиям труда, остальные – на обеспечение сотрудников спецодеждой и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

Безусловно, эту возможность следует использовать как дополнительный источник средств для решения проблем охраны труда в образовании. Особенно в вузах, чей бюджет значительно превышает бюджет школы или детского сада. Но ее нельзя рассматривать в качестве одного из основных источников финансирования мероприятий по охране труда в бюджетной сфере.

Введение в штат образовательных учреждений специалистов

Эта задача требует постоянного внимания со стороны профсоюзных организаций особенно сейчас, когда в результате введения новой системы оплаты труда наметилась тенденция к сокращению этой важной категории работников. Практика показывает, что вопросы охраны труда успешно решаются там, где ими занимается освобожденный специалист.

За последние два года профсоюзные организации, технические инспекторы профсоюза принимали самые различные меры воздействия на органы управления образованием, добиваясь реализации ст. 217 Трудового кодекса РФ в части введения в штат образовательных учреждений, где численность работников превышает 50 человек, специалистов по охране труда, а в органах образования – служб охраны труда.

Из года в год улучшаются показатели в этом направлении.

Так, в Краснодарском крае в настоящее время в штатах органов управления районного, городского звена уже 30 таких специалиста, а в образовательных учреждениях – 177;

в Красноярском крае специалистов (инженеров) по охране труда в штатах органов управления образованием – 53, в образовательных учреждениях – 54. В городе Ачинске с 2007 года специалисты по охране труда были введены в штаты всех дошкольных образовательных учреждений, в школах назначены ответственные за обеспечение безопасного труда и обучения с оплатой из средств надтарифного фонда, а в управлении образования на штатной основе введена должность инженера по охране труда;

в образовательных учреждениях Волгоградской области – 255 специалистов по охране труда.

И таких примеров можно привести много.

Вместе с тем в целях реализации ст. 217 Трудового кодекса РФ не в полной мере используются возможности территориальных соглашений, коллективных договоров, а также такой инновационной формы как аутсорсинг охраны труда, когда образовательное учреждение заключает договор с организацией, имеющей лицензию на сервисное обслуживание по всему спектру вопросов охраны труда, и при участии квалифицированных специалистов профессионально проводит систематическую работу по улучшению условий труда и здоровья каждого сотрудника.

Обучение профсоюзного актива

Практически во всех территориальных организациях профсоюза значительное внимание уделяется вопросам обучения профсоюзного актива по охране труда.

В практику вошли такие формы работы, как обучение уполномоченных и членов комиссий по охране труда по итогам комплексных обследований образовательных учреждений, выездные семинары по охране труда и трудовому законодательству для профактива и руководителей учебных заведений, которые совместно проводят технические и правовые инспекторы профсоюза.

В результате повышается уровень знаний законодательства, эффективность работы совместных комиссий, уполномоченных по охране труда, руководителей образовательных учреждений по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

В прошедший отчетный период большинство территориальных организаций профсоюза активно использовали возможность обучения отдельных категорий застрахованных (уполномоченных, членов комиссий по охране труда, специалистов и руководителей образовательных учреждений) за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ.

Однако в связи с переходом от ЕСН к страховым взносам финансирование обучения по охране труда начиная с 2010 года уже не является прерогативой ФСС, а переходит на уровень субъектов РФ и региональных бюджетов. Поэтому в перспективе предстоит сложная и кропотливая работа по установлению нормативной правовой базы, определению механизма финансирования и организации обучения в новых условиях. Своевременное и качественное обучение профсоюзного актива в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28 мая 2009 года №284, во многом будет зависеть от правильных и умелых действий профсоюзных организаций.

Вместе с органами управления образованием на местах, руководителями образовательных учреждений необходимо будет согласованно обозначить источники финансирования, определить организации, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности в данной сфере, утвердить списки и графики проведения обучения по охране труда и технике безопасности.

Безопасность школ и подготовка

к началу учебного года

В рамках реализации Программы борьбы с аварийностью школьных зданий действующим инструментом стало постановление Правительства РФ от 30.07.2009 №622, утвердившее правила предоставления в нынешнем году субсидий бюджетам субъектов Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. На эти цели только в 2009 году выделено более 2,5 миллиарда рублей (в приложении к постановлению указаны регионы и суммы выделяемых им средств на эти цели).

Сделан первый серьезный шаг для координации деятельности в вопросах безопасности образовательных учреждений. 1 июня 2009 года тремя ведомствами – МЧС России, Роспотребнадзором и Минобрнауки России – утверждены Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года. Параллельно рассматривается весьма серьезное снижение уровня документооборота, в том числе по охране труда, так как большую часть своего времени руководитель и педагог должны уделять все-таки предоставлению качественных образовательных услуг.

Принимая во внимание поручение президента по предотвращению аварийных ситуаций, по предложению ЦК профсоюза территориальные комитеты совместно с органами управления образованием субъектов РФ организовали обследования зданий образовательных учреждений силами технических инспекторов, что, несомненно, способствовало решению застарелой и наболевшей проблемы, какой является безопасность при эксплуатации зданий школ, детских садов.

Тем не менее в будущем территориальным комитетам профсоюза необходимо усилить свою деятельность в данном направлении и вместе со специалистами МЧС, Ростехнадзора, проектных и строительных организаций регулярно обследовать техническое состояние зданий образовательных учреждений. При этом следует обращать особое внимание на качество проведения технической инвентаризации всех учреждений образования, планово-предупредительного ремонта, периодических техосмотров зданий, приемки школ к новому учебному году. По итогам проделанной работы при необходимости проводить совместные коллегии, совещания и другие мероприятия для принятия безотлагательных мер по реконструкции и ремонту школьных зданий.

И в заключение несколько слов о технической инспекции профсоюза, уполномоченных по охране труда, профсоюзного актива – всех, кто не один десяток лет посвятил общественной работе, защищая права коллег на здоровые и безопасные условия труда. Благодаря вашему неравнодушному отношению к своему непростому делу снижается травматизм, условия труда с каждым годом становятся более безопасными и комфортными. Мы ценим вас. Низкий вам поклон за вашу заботу о коллегах, их жизни и здоровье.

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте