search
main
0

«Жизнь и творчество Леонардо да Винчи».

Сегодня мы поговорим о знаменитом художнике итальянского Возрождения, работы которого давно стали эталоном прекрасного, а сам он имеет репутацию величайшего живописца всех времен и народов. Однако далеко не все современники разделяли это мнение: великий Микеланджело утверждал, что его служанка лучше разбирается в искусстве, чем этот художник, а предпочитавший Боттичелли правитель Флоренции Лоренцо Великолепный из дарований нашего героя более всего ценил его музыкальные способности.

Андреа дель Верроккьо. В данной картине отсутствует пейзаж на заднем плане, считавшийся в то время обязательным. Милан. Речь идет о знаменитой «Тайной вечере». Иуда. «Мона Лиза» («Джоконда»). Брови. Флоренция, Париж, Лондон, Краков, Санкт-Петербург, Вашингтон. Он написал лишь 11 картин. «Мадонна в скалах» (известна в двух вариантах, представленных в Лувре и Национальной галерее Лондона), «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (Лувр), «Дама с горностаем» (Краков), «Иоанн Креститель» (Лувр). Кроме того, в Королевской библиотеке (Виндзор) хранится серия рисунков с изображением Вселенской катастрофы, а в музее изобразительного искусства Будапешта – бронзовая статуэтка всадника.

Разносторонность талантов нашего героя способна поразить воображение любого человека: «Я могу изготовить пушки, мортиры, снаряды, практичные и красивые, я знаю способы прокладывать, не производя ни малейшего шума, подземные ходы, узкие и извилистые, крепкие мосты, которые можно без труда переносить… Могу работать в качестве скульптора над мрамором, бронзой и глиной, также в живописи могу делать все, что только можно сделать, чтобы поравняться со всяким, кем бы он ни был», – писал он правителю Милана Лодовико Моро. И это были не пустые слова. До нашего времени дошло 7 000 рукописных страниц, написанных им справа налево, в которых содержатся чертежи и описания устройств, многие из которых были созданы лишь в конце XIX – начале ХХ веков. Кто из вас догадался, о ком идет речь?

Ответ: Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи был старшим современником Микеланджело, Тициана и Рафаэля. Родился он в 1452 г. в небольшом селении, которое находилось между Флоренцией и Пизой. Благодаря Джорджо Вазари (итальянский архитектор, который спроектировал здание знаменитой галереи Уффици во Флоренции и написал пятитомный труд «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») мы знаем, что Леонардо был пропорционально сложен, изящен: «Своей наружностью, являвшей высшую красоту, возвращал ясность каждой опечаленной душе». Когда нашему герою исполнилось 14 лет, его рисунки попались на глаза известному флорентийскому художнику, который заявил, что мальчик должен посвятить себя рисованию, и взял его в свою мастерскую. В начале 70-х годов XV века Леонардо помогал мастеру в создании картины «Крещение Христа», что хранится ныне в галерее Уффици. Юный ученик написал всего одну фигуру из четырех, но вышла она так хорошо, что, согласно преданию, учитель Леонардо решил больше не заниматься живописью, «считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него самого». Назовите фамилию учителя Леонардо да Винчи.

Ответ: Андреа дель Верроккьо.

На самом деле Верроккьо до конца жизни продолжал писать картины, но так и остался мастером Раннего, а не Высокого Возрождения, каковым стал его знаменитый ученик. Покинув мастерскую Верроккьо, Леонардо пытается проявить свои таланты в различных сферах – он создает чертежи архитектурных сооружений, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц и машин, приводимых в движение силой воды. Тогда же он создает свои первые самостоятельные шедевры – «Благовещение» (1474 г.), портрет Джиневры де` Бенчи (1474-1476 г.н.) и «Мадонну с цветком» (1478 г.), ныне хранящуюся в Эрмитаже. Последнее полотно многие специалисты считают незаконченным. Как вы думаете, какая особенность этой картины дает основание сделать подобное предположение?

Ответ: В данной картине отсутствует пейзаж на заднем плане, считавшийся в то время обязательным.

Но Флоренция не заинтересовалась работами Леонардо. Художник отправился в другой знаменитый город, который в те времена называли «Славным» (в то время как Флоренцию – «Прекрасной», Венецию – «Могущественной», Равенну – «Древней», а Пизу – «Плодородной»). В настоящее время в ходу другая поговорка: «Неаполь поет, Рим ест, Венеция спит, а… (этот город) работает». Назовите его.

Ответ: Милан.

При дворе Лодовико Моро Леонардо да Винчи был не только художником, архитектором и инженером, но и режиссером, устраивавшим роскошные театрализованные представления. Например, «Рай», в котором по изображавшему небо огромному кругу, с пением стихов двигались божества планет. Главным же творением мастера в Милане стала фреска на стене трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие. Увы, эксперименты мастера с красками и грунтом оказались неудачными. Это привело к быстрому повреждению изображения. Ситуация усугубилась в 1796 г.: после занятия Милана войсками Наполеона Бонапарта в трапезной данного монастыря была устроена конюшня, испарения конского навоза покрыли фреску на ее стене густой плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя камни в головы изображенных фигур. Что это за фреска?

Ответ: Речь идет о знаменитой «Тайной вечере».

Леонардо не торопился закончить эту работу, что вызывало гнев настоятеля монастыря. В ответ на постоянные требования работать быстрее мастер заявил монаху, что в данный момент он занят головой одного из центральных персонажей фрески, и, если ему будут мешать, он воспользуется как моделью головой самого настоятеля. Этого оказалось достаточно, чтобы заказчик оставил художника в покое. Назовите имя персонажа фрески.

Ответ: Иуда.

Другой вершиной творчества нашего героя является картина, о которой сам Леонардо писал: «Мне удалось создать картину действительно божественную». «Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной», – писал Вазари. Интересны обстоятельства создания данного полотна: в эпоху Возрождения в моде был меланхолический темперамент, который считался присущим творческим личностям, людям наук и искусств. Чтобы заставить натурщицу улыбаться, Леонардо, по свидетельству Вазари, пришлось приглашать на сеансы рисования музыкантов и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Как Вы думаете, о какой картине идет речь в вопросе?

Ответ: «Мона Лиза» («Джоконда»).

А какая типичная для каждого человека деталь внешности отсутствует у женщины, изображённой на этом портрете?

Ответ: Брови.

Но наиболее громкую прижизненную славу принесла Леонардо да Винчи глиняная модель конной статуи Франческо Сфорца (отца Лодовико Моро). К сожалению, эта статуя не была отлита из бронзы (которая требовалась на пушки) и после взятия Милана (1500 г.) ее расстреляли гасконские стрелки французского короля Людовика XII. После падения Милана да Винчи долго странствовал по городам Италии: в 1500 г. он посетил Венецию и Мантую, в 1500-1502, и 1507 гг. он жил во Флоренции (именно здесь в 1503 г. и была написана «Джоконда»).

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, куда его пригласил король Франциск I. С собой он взял свои рукописи, некоторые картины и любимого ученика Франческо Мельци. Именно этому обстоятельству обязан Лувр славой музея, хранящего наибольшее количество картин этого мастера.

Все шедевры Леонардо да Винчи бесценны и являются объектом особой гордости музеев, в которых они хранятся. Перечислите города, где можно полюбоваться полотнами Леонардо.

Ответ: Флоренция, Париж, Лондон, Краков, Санкт-Петербург, Вашингтон.

Сколько же картин написал за свою жизнь великий Леонардо да Винчи?

Ответ: Он написал лишь 11 картин.

Назовите шедевры, которые вам знакомы.

Ответ: «Мадонна в скалах» (известна в двух вариантах, представленных в Лувре и Национальной галерее Лондона), «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (Лувр), «Дама с горностаем» (Краков), «Иоанн Креститель» (Лувр). Кроме того, в Королевской библиотеке (Виндзор) хранится серия рисунков с изображением Вселенской катастрофы, а в музее изобразительного искусства Будапешта – бронзовая статуэтка всадника.

Да, к сожалению, это все. Причиной тому является необычайно высокая требовательность мастера, который несколько лет жизни мог потратить на создание небольшого портрета. Но искусствоведы считают, что и в этих немногочисленных полотнах сказано все, что хотел сказать Леонардо, который не желал повторяться и, разрешая новую проблему, открывая новые области, предоставлял другим возможность двигаться вперед по намеченному им пути.

Валерий Рыжов, историк, журналист, п.Ферзиково, Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте