search
main
0

Жизнь гения и созидательница-разрушительница

Байопик о знаменитейшем испанце XX века

В российский прокат вышел фильм Мэри Хэррон «Быть Сальвадором Дали» – байопик об известнейшем живописце, скульпторе, бунтаре, любившем провокации, эпатаж и скандал. Что безусловно – талант у рожденного в Фигерасе Дали был несомненный. Он смог и успел им воспользоваться, но не все так гладко и безоблачно бывает у гениев в жизни, в их небе случаются и тучи.

Вместо солнечной скалистой Испании и делового и праздничного Нью-Йорка – Великобритания (картину снимали во время пандемии, местами съемок стали Ливерпуль, Северный Уэльс, юг Франции). Даже американский отель пришелся на Ливерпуль. «Мы нашли отель «Аделфи» в Ливерпуле, который можно было бы выдать за гостиницу в Нью-Йорке. «Аделфи» очень самобытен, и то, что отель не был полностью модернизирован, было нам только на руку – его было проще декорировать под старую гостиницу. Во всем мире мы не нашли бы лучшего места для предстоящих съемок. Непростым оказался выбор локации для съемок каталонского побережья в Испании, где происходит действие последней трети фильма. Графство Англси в северном Уэльсе, куда нетрудно добраться из Ливерпуля, стало нашим Средиземноморским побережьем. К счастью, погода нам благоволила, благодаря весеннему солнышку местность легко можно было спутать с Каталонией», – объяснял продюсер фильма Крис Керлинг. Что и говорить, воссоздать атмосферу 70‑х удалось на славу.

Два пласта существуют в картине – жизнь прошлая и жизнь настоящая. Прошлая проникнута испанскими светом и теплом, льющимися на молодых Галу (Барбара Зукова) и Сальвадора Дали (Эзра Миллер). Любовь, страсть – все как и положено у испанцев. С годами страсть не утихла, а вот размолвки и кризис известной семейной пары начались. Нью-Йорк 70‑х годов прошлого века полон блеска, блесток, череды балов и кутежей. Там же живет и пытается работать – писать картины – уже великий к тому времени Дали. Молодой сотрудник нью-йоркской галереи Джеймс (Кристофер Брини) должен сделать все, чтобы Дали именно работал, ибо выставка сулит немалую прибыль. Именно за ней так рьяно гонится муза художника – Гала. Дама взбалмошная, неумолимо стареющая, но жаждущая новых ощущений. Увлечение Галы – певец рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Все бы хорошо, но на молодого жиголо Гала выбрасывает слишком много денег, а тут еще мимо Дали идут нечестные на руку продавцы его литографий. Одним словом, жизнь богатых и знаменитых полна фальши, обмана, разочарований в близких и страха смерти. Ее Дали боялся. Быть может, прятался от нее за чередой празднеств? Он умел устраивать карнавалы и перформансы, вот только счастья и благополучия ему это вряд ли принесло: скончался в больнице – одинокий, почти никем не навещаемый, кроме галериста Джеймса. Джеймс, впрочем, вкусив карнавально-дионисийских празднеств Дали, только потом понял всю тщету жизни гения.

Джеймс – отдельная фигура в картине. Он молод и застенчив, но жаждет научиться многому у гения – Сальвадора Дали. Для Джеймса Дали если и не кумир, то уж точно человек, проживший и переживший многое, к тому же разбирающийся в современном для него искусстве. Опыт, знания, мудрые мысли, талант – все есть у Дали, но все вокруг им пользуются – его славой и неумением решать дела. Джеймс с сочувствием относится к чудаку и одновременно великому художнику и мыслителю, он понимает, что художнику нужна муза. Гала такой и была. Дали гениален, но постоянно быть на гребне славы невозможно. Критики устают от выходок и эпатажного поведения, работать без вдохновения сложно, годы берут свое. Аманда Лир (Андрея Пежич) – кумир Дали 60-70‑х годов – лишь на время может утешить старика. К слову, она окажется и в больнице, когда Дали, немощный и забытый, будет проживать там последние свои дни. Аманда Лир и Джеймс – два человека, которые, быть может, понимали и любили Дали как человека, а не сумасбродного богача. «Питер Брук как-то сказал мне, что актер должен найти в своем персонаже нечто большее, чем представляет собой сам. В случае с Дали это было все равно что попытаться влезть в массивные испанские рыцарские доспехи. Они мне явно великоваты и по росту, и по умственным способностям, и по воображению, и по страсти. Готовясь к роли Дали, я просмотрел множество документальных фильмов о нем и, признаюсь, влюбился в персонажа. Он помог мне посмотреть на мир другими глазами, не бояться рискнуть, принять свое творчество так, как он принимал свое», – говорил о роли Дали Бен Кингсли.

Состоялся бы Дали, если бы не было у него Галы? Вряд ли. Во всяком случае он был бы другим. «Брак Дали и Галы был, вне всяких сомнений, куда более бурным, чем наш, – признает Мэри Хэррон. – Этот союз был поистине легендарным, настоящий ураган. Кто-то однажды сказал, что Гала сделала больше, чем кто бы то ни было, чтобы сформировать карьеру Дали, она же сделала больше, чем кто бы то ни было, чтобы ее разрушить. Это интересный парадокс».

Именно парадокс. Вот что о роли Галы говорит Барбара Зукова: «Наш фильм рассказывает о времени, когда они оба постарели, у них достаточно успешная и обеспеченная жизнь, поэтому они могли себе позволить создать вокруг себя своеобразный мирок. Дали и Гала окружали себя молодыми людьми в надежде удержать ускользающую сквозь пальцы юность». Гала Барбары Зуковой – страшная фурия и уязвимая женщина. Всю свою жизнь она посвятила Сальвадору Дали, испанскому художнику, прославившемуся на весь мир. В их жизни было все – и страсть, и любовь, и ревность, и обман, и желание продлить их совместную жизнь, которая часто бурлила, как вулкан.

Марина АБРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте