Кирилл БЕЛЮКОВ, ученик 10-го класса школы №705: – Высказывание «Жизнь – это череда выборов» принадлежит известному прорицателю Нострадамусу. Позже французский писатель Альбер Камю продолжил его такими словами: «Делайте выбор с умом, и судьба улыбнется вам. Но если выбор неудачный, никогда не знаешь, какую цену придется заплатить».
Действительно, на протяжении всей своей жизни мы ежедневно сталкиваемся с неизбежностью какого-либо выбора. Начиная от бытовых мелочей и заканчивая жизненно важными ситуациями. Часто от сделанного выбора зависят дальнейшее развитие событий и вся последующая жизнь. В таких случаях принятие решения может быть очень трудным.Как найти наилучшее решение? Чем же руководствоваться при этом?Мне кажется, что, совершая тот или иной выбор, каждый человек исходит из особенностей своей натуры, умственных, психологических и моральных качеств, воспитания, темперамента. Сделанный выбор, особенно в труднейших условиях, показывает нравственную зрелость человека, выявляет его достоинства и недостатки. Чем человек благороднее и выше нравственно, тем меньше его заботят в серьезных ситуациях такие последствия выбора, как ухудшение условий жизни, потеря материального комфорта, даже иногда и жизни! Главное для такого человека – не уронить свою честь, поступить так, как требует совесть.В русской классике можно найти множество подтверждений этой мысли. На мой взгляд, наиболее яркий пример – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Петра Гринева жизнь не раз заставляла выбирать между материальным благополучием и сохранением чести. Следуя завету отца – «Береги честь смолоду», – герой нисколько не колеблется в принятии решений. Он всегда остается верным своему нравственному долгу. В романе этому много примеров. Это и случай, когда надо было заплатить карточный долг, и дуэль со Швабриным, и отвергнутое Гриневым предложение Пугачева перейти на сторону восставших, и поведение в суде. «Я должен…» и «…не требуй того, что противно чести, моей христианской совести» – вот нравственные ориентиры благородного пушкинского героя.Казалось бы, во всех этих ситуациях Гринев многое терял (вспомним слова Камю о цене выбора)! Но так ли это? Петр не запятнал свою честь, сохранил уважение к себе окружающих и нас, читателей, завоевал любовь Маши и в конце концов был награжден судьбой по заслугам.Удивительную силу духа и твердость в принятии решений показали девушки-бойцы под руководством старшины Васкова в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…». Героини были молоды, полны надежд, хотели любить и быть любимыми, но война разрушила их планы. Их выбор – борьба с врагом за Родину, за родную землю. И не в тылу, а в зоне боевых действий. И в ходе самой борьбы очередной выбор – уничтожение врага даже ценой своих жизней! Стоила ли этого защита Кировской дороги и Беломорканала, где была своя охрана? Одна из героинь повести – Рита Осянина – объясняет свою позицию так: «Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал».Классический образец нравственного выбора («быть или не быть») – это Гамлет, принц датский. Первый порыв героя Шекспира – месть за убитого отца, возвращение престола и восстановление справедливости. Но Гамлет, сдержавшись, пытается понять, почему стало возможно такое страшное зло и что делать, чтобы оно больше не повторялось. Гамлет как вполне разумный человек делает правильный выбор между страстью и рассудком. Если бы принц был эгоистом, преследующим исключительно личные цели, он бы расправился с Клавдием и вернул себе престол. Но герой трагедии – мыслитель и гуманист, думающий об общем благе и чувствующий себя в ответе за всех: «Если обращаться с каждым по заслугам, кто же избавится от пощечины? Прими их согласно с твоею честью и саном; чем меньше они стоят, тем выше будет твое снисхождение».Принять правильное решение иногда бывает очень трудно. Слишком сильными могут оказаться внешние условия, препятствующие человеку недостаточно сильному поступить согласно совести и рассудку. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» герой принимает от Ленского вызов на дуэль, понимая абсурдность и ненужность этого поединка и предполагая, чем он может кончиться. Однако Онегин не предпринимает никаких шагов к примирению. Он не в силах противостоять общественному мнению, которое осудило бы его за отказ от дуэли. В итоге цена выбора Евгения – раскаяние и укоры совести. В будущем он не находит себе покоя, упрекая себя и справедливо говоря, что он должен был показать себя «Не мячиком предрассуждений, // Не пылким мальчиком, бойцом, // Но мужем с честью и с умом».В современной реальной жизни люди, конечно, не так часто сталкиваются со столь серьезными проблемами. Но нельзя не видеть разницу между выбором Виктора Цоя и Игоря Талькова, посвятивших свое творчество острым проблемам и погибших молодыми, и выбором многочисленных попсовых «звезд», сделавших выбор между настоящим искусством и пошлостью в пользу последней, тем не менее блистающих с экранов и благополучно покупающих недвижимость в Майами.Люди не столь публичные также часто стоят перед непростым выбором, переходящим в вопрос, что предпочесть: преуспевание в финансовом плане или чистую совесть. Беда нашего общества в том, что достижение материального процветания все больше становится для большинства людей главной целью жизни. Конечно, нет ничего противоестественного в том, что люди стремятся обеспечить себе и своей семье хороший доход, но, когда деньги оказываются более ценными для человека, чем дружба, любовь, справедливость, жизнь и здоровье других людей, это становится страшно. А ведь такой выбор часто совершается с легким сердцем! Какую же цену придется за него платить?!В нашей школьной среде масштабы выбора пока еще кажутся не очень большими: выучить или не выучить урок, потратить время на дополнительные занятия или погулять, исправить оценку или оставить как есть, честно высказать свою позицию по поводу какой-либо несправедливости или поддаться общему мнению и промолчать. Но в конечном итоге эта череда маленьких выборов приведет к главному – выбору жизненной позиции, определению своего места в жизни.«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» – так гласит народная мудрость.Воистину «делайте выбор с умом, и судьба улыбнется вам. Но если выбор неудачный, никогда не знаешь, какую цену придется заплатить».Пусть же наш выбор всегда будет правильным!Анна ДАНШЕНКО, ученица 10-го «А» класса школы №1151:- Я думаю, многие согласятся с тем, что жизнь – это череда выборов. Мы делаем их ежедневно, ежеминутно, даже порой ежесекундно. Начиная с не очень значительных, бытовых (выбор между чаем или кофе к завтраку, темы для размышления, книги, фильма) и заканчивая судьбоносными, как, например, выбор профессии или спутника жизни.Пауло Коэльо, бразильский прозаик и поэт, говорил: «Человек должен делать выбор. В этом состоит его сила – в могуществе решений». Действительно, всю свою сознательную жизнь мы стоим на перепутье. Когда мы начинаем отдавать отчет в своем поведении, мы получаем свободу, то есть возможность выбора.Выбор приходит с началом сознательной деятельности человека, взаимодействия с другими людьми. Этот процесс начинается с младенчества, когда мы отдаем предпочтение какой-то определенной игрушке, выбирая ее из множества других. Становясь взрослее, мы начинаем принимать более серьезные решения: с кем дружить, кого следует обходить стороной. Позднее, в школе, мы выбираем, в какую компанию войти, как освоиться и закрепиться в ней. Здесь же, в школе, мы выбираем себе профессию, то есть решаем, куда пойти учиться, расставляем приоритеты: интерес, мечта или нужда в деньгах. В зрелом возрасте, когда начинаешь задумываться о семье, вопросов не становится меньше. Кого выбрать в спутники жизни? Если никого нет на примете, то где найти? Когда пора вступить в брак? Где жить? Когда пора задуматься о детях? Где заработать денег, чтобы обеспечить хорошую жизнь себе и своей семье?Все эти проблемы ведут к поиску решений и выбору наиболее подходящих. Критерии, по которым мы отделяем верные решения от неверных, также определяем мы.Выбор начинается с малого. Одна незначительная мысль может оказать огромное влияние. Она способна перерасти в идеи, в слова, в действия, которые обычно определяют нашу манеру поведения, что зачастую важно. Бесконтрольная мысль может привести к таким опрометчивым действиям, как в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», где Раскольников, оказавшись в плену у своих идей, совершил страшные убийства.Выбор касается также наших увлечений, интересов. Мы решаем, что для нас приятно, а что противно. Это все тоже очень важно, ведь увлечения иногда перерастают в род занятий, в профессию, например, как у художника или скульптора. И этот выбор связывает их жизнь с хобби.Еще стоит сказать, что, как я считаю, свобода, дающая возможность выбора желаемых вариантов исходов событий, и деятельность, направленная на их осуществление, оказывают определяющее влияние на формирование личности человека. Он либо совершенствуется, реализует все свои возможности, потенциал, либо деградирует. И это тоже его личный выбор, так что глупо перекладывать все на обстоятельства, на ограничения, на окружающих, ведь каждому по-своему нелегко. Авраам Линкольн говорил: «Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины». Бесспорно, сложно пойти против всех и всего, для этого нужно иметь смелость и волю.Свободой обладают не только отдельные личности, но и общество в целом. Люди встречаются с ней во всех сферах жизни. Например, выборы в парламент, президентские выборы определяют политику государства. Исход подобных выборов влияет и на условия жизни в стране. Спрос, то есть выбор населением нужных товаров, как известно, рождает предложение, оказывает влияние на экономику. В духовной сфере люди сейчас часто сами выбирают свою религию, сами проявляют инициативу по отношению к образованию. Занимаемое социальное положение тоже результат определенного выбора.Конечно, каждый выбор ведет к последствиям, радостным или печальным. Именно они заставляют нас задумываться, взвешивать свои решения.Таким образом, можно сделать вывод, что судьба человека – это комбинация его решений и выбранных путей, сочетание смелости и воли, трусости и слабости. Я бы даже сказала, что жизнь – это череда последствий наших выборов. Любое решение может изменить нашу жизнь, и поэтому нужно особенно внимательно и осторожно относиться к данной нам свободе.Даниил КОББА, ученик 10-го класса гимназии №1595:- Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что ему хоть раз в жизни приходилось делать выбор. Скорее, обратное, выбор – это часть нашего сиюминутного рутинного бытия. Мы не замечаем его. Что съесть? Куда пойти? Что надеть? Эти естественные вопросы – спутники нашей жизни. Делая ежедневный выбор, мы забываем о мучительной проблеме преодоления мелочных выборов. Но вот когда нам предстоит сделать шаг в направлении чего-то по-настоящему масштабного и значительного, касающегося взаимоотношений или жизни других людей, а может, своей собственной – вот тогда выбор становится всепоглощающим. Нет других мыслей, отступили физические потребности, и не важно то, что вчера казалось первостепенным. Выбор! Как точка бифуркации, меняющая суть всех предыдущих смыслов. Выбор стоит перед вами, заслоняя своими возможными последствиями все, что было важно прежде.Прямо сейчас вы, мой читатель, были вынуждены сделать выбор: прочесть именно это сочинение, или взять из общей папки другое, или не читать их вовсе… А еще ранее вы выбирали профессию, спутника жизни. Эти выборы значимые, но не слишком значительные. Существуют проблемы, важные не только для одного человека, и тогда выбор делает группа, толпа людей или даже народ. Этот выбор может приводить к благополучию или страданиям. Что важнее для нас сейчас? Кого поддержать? За кем пойти? Ради чего? Как поступить? Бежать с Моисеем или влачить жалкое, но привычное существование раба? Защищаться, пусть даже ценой жизни целых поколений, как это сделали советские люди, мужчины и женщины, юноши и старики во время Великой Отечественной войны, или перейти на сторону сильного, поддаться инстинкту самосохранения? Социальный выбор более жесток, когда речь идет об обществе, народах – отдельно взятый человек тонет в этом океане множества судеб. Это обусловлено характером событий. Наполеон Бонапарт говорил: «Убей одного – и ты убийца, убей миллион – и ты завоеватель» – эти циничные слова как бы подменяют собою мораль и, возможно, этический выбор. Но ведь такой выбор был сделан не однажды, и не только Наполеоном.Любой руководитель государства всегда оказывается в ситуации принятия решения не столько за себя, сколько за судьбы множества других людей, и этот выбор должен быть мудр, в противном случае неизбежны бедствия, страдания и сломанные судьбы. Махатма Ганди – потрясающий пример того, как ответственный политик сделал выбор ненасильственной борьбы почти миллиардной нации, и люди, в свою очередь, сделали выбор, пойдя за ним в пользу, казалось бы, утопичной идеи: добиться независимости Индии без кровопролития. Вся история человечества, вся инстинктивная логика говорит о том, что борьба – это насилие, а Ганди и пошедший за ним народ доказали, что мудрый выбор может противостоять несокрушимой логике. Однако благодаря усилиям индийского народа их родина обрела независимость от британского гнета.Но не всегда и не в каждое время рождаются такие люди, как Ганди, а выбор, ощутимый вплоть до физической боли, приходится принимать. Брут в трагедии «Юлий Цезарь» английского драматурга У.Шекспира оказывается на границе, где любое из принятых им решений сулит ему страдания. Он мечется и терзается невозможностью принятия столь сложного решения: предать дружбу или предать убеждения. Никакие советы, подчас даваемые «доброжелателями», не могут помочь: «Свое лицо ты можешь, Брут, увидеть? Нет, Кассий, ведь себя мы видим лишь в отражении других предметов…» Брут делает выбор, хотя был ли он правильным, остается вопросом, в том числе для него. В философских мыслях Сартра можно найти очень важную определяющую идею: «Человек – это та сущность, которая раскрывается в нем, когда он оказывается на границе невозможного». Возможно, в Бруте раскрылся предатель, а кто-то скажет наоборот, что он герой, преступивший через дружбу во имя идеи: Брут по политическим убеждениям был республиканец, а Цезарь строил империю, в которой объявил себя монархом.Миллионы проклинают Иуду Искариота за предательство Христа, а в рассказе Леонида Андреева Иуда выбран Христом как лучший из апостолов, который только и смог бы совершить «предательство», чтобы Христос был распят, а затем своим чудесным воскрешением убедил миллиарды в божественности своей сущности. Иуда внутренне находится в оппозиции к Христу: у них разное представление о человеке: Иисус учит видеть в человеке свет, а Иуда утверждает, что в человеке грязь и гной. Иуда делает свой выбор между любовью к Христу и правдой, которую он хочет доказать любой ценой. Его предательство как убеждение всех в низости человека, в слабости его. Своеобразное испытание для всех: Христа, учеников и его самого. Один поступок – предательство Иуды, – но какие два разных выбора за ним стоят!Жизнь – череда выборов. Как понимать, что принимать, как действовать – это мой выбор, как и ваш, мой читатель. И наша с вами общая ответственность за последствия. Перед людьми, перед страной, перед миром.Вероника КУЧМАН, ученица 10-го класса школы №1474:- «Нас выбирают, мы выбираем», – часто напевает мама, когда пытается передать свое хорошее настроение уставшему после тяжелого трудового дня папе. «У человека всегда есть выбор», – напутствует меня мудрая бабушка. «Сделайте правильный выбор!» – зазывает реклама. Такое ощущение, что слово «выбор» сегодня самое используемое. Да и не только слово. Дело тоже.Что надеть? Пойти или не пойти? Компьютер, прогулка или опять эти учебники?! Сплошной надрыв, издевательство над бедной девочкой! Но если с такими дилеммами еще можно как-то разобраться, то от других вопросов голова идет кругом. Что я хочу? Как поступить в той или иной ситуации? Куда направить свои усилия? Ответы на эти вопросы определяют жизненный путь, судьбу, поэтому решение принять непросто.Мне нравится позиция О.Генри: «Дороги, которые мы выбираем, сидят внутри нас!» Звучит понятно, красиво! Но часто ли люди задумываются о том выборе, который они сделали несколько недель, месяцев, лет тому назад? Приходила ли им в голову мысль, что мы, люди, последствие очередного выбора? Выбора наших родителей – подарить новую жизнь другому человеку, право на собственный выбор, который впоследствии сможет создать совершенно новую, иную жизнь.Каждый день, каждую секунду мы осуществляем свой выбор, и никто не имеет право нам его навязывать. Человеку надо научиться взвешивать все «за» и «против», тщательно продумывать альтернативы. Всякий поступок имеет последствия, как каждый шаг оставляет след. Именно поэтому действительно важно уметь осознавать то, что ты делаешь, тот путь, который ты выбираешь ежесекундно. Череда всевозможных выборов – от выбора песни для вечера до выбора места проживания в совершенно другой точке планеты – продолжается каждый день, не прерываясь, пока мы живы. Многие вещи, кажущиеся нам значительными сегодня, уже завтра оказываются совершенно неважными, не стоящими каких бы то ни было переживаний и нервов. Но некоторые имеют смысл только здесь и сейчас. Вы когда-нибудь задумывались, что будет, если не принять решение сиюминутно? Быть может, осуществив тот или иной выбор, вы превратите свою жизнь в прекрасную и невероятную сказку или же, наоборот, сделаете только хуже себе или совершенно незнакомому человеку. В любом случае тот самый момент будет упущен, а второго такого шанса придется ждать очень долго (можно и не дождаться вовсе).Совсем не нужно бояться делать выбор или сомневаться в нем: это свойственно людям. Но единственное, в чем не нужно сомневаться, – это то, что нужно сомневаться. Нострадамус прав, мы ежедневно сталкиваемся с чередой выборов и сомнений. Переводя свои мысли на бумагу, я задала учителю вопрос: «Как часто вы делаете выбор?» На что она ответила, улыбаясь: «Каждый день, между двойкой и тройкой». Но в ее ответе читалось: «Я тебя понимаю, дорогая моя!»Если уходить глубже в рассуждения, то можно найти человека, с выбором которого считаются многие, – это президент. От его решений зависят человеческие жизни, судьба страны, и не важно, большая она или это маленькое государство. И президент так же, как и мой учитель, делает выбор каждый день. Только последствия намного значительней. Возьмем, к примеру, проблему, про которую знает каждый, – это нынешняя ситуация на Украине, задевающая чувства многих людей, заставляющая переживать с каждым днем все больше и больше. Толпы людей стояли на площади в Киеве, на Майдане, несколько месяцев. Когда начался этот массовый беспорядок, как утверждают сами участники, это был «мирный митинг». Что сподвигло их на это? Решили жить по-новому или их все-таки заставили? Протестующие сами выбрали стояние на морозе, бесконечно скандируя имена своих предводителей, бездумно убивая мирных соотечественников, или им навязали этот выбор? Так или иначе, последствия уже необратимы, их будет сложно исправить. Нужно заметить, что «люди Майдана», «небесная сотня» – это молодежь. Глупая, идущая на поводу у других, молодежь, которая, по всей видимости, еще не доросла до собственного мнения, выбора. Им «помогли». Ими управляют деньги! Ради них люди готовы убивать и мучить других. Желание заработать вершит судьбы граждан, нации, мира. Что будет дальше? Я не знаю. Как мне кажется, это безвыходная ситуация. Впереди были выборы президента, а это означало, что сотни, тысячи людей придут и поставят галочку, заранее обдумав свой выбор, я надеюсь, не навязанный…Да, у каждого человека есть право на собственное мнение; люди проживают уникальную жизнь, которая состоит из череды выборов. А ведь жизнь-то одна. Качественнее прожить ее хочется… По сторонам надо больше смотреть, к истории чаще обращаться. Но есть и получше вариант – художественная книга: и развлечет, и безущербно научит, и вылечит, и совет даст. И.Бродский писал: «Во всяком случае положение, при котором искусство вообще и литература в частности является достоянием (прерогативой) меньшинства, представляется мне нездоровым и угрожающим. Я не призываю к замене государства библиотекой – хотя мысль эта неоднократно меня посещала, – но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не основании их политических программ, на земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому». Например, герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников осуществляет свой выбор: убивает старуху-процентщицу (ч. 1, гл. 7). И любой человек, читавший этот роман, знает, что последствия этого необратимы. Психологический роман, талантливо написанный, правдоподобно передает мысли, ощущения героя и дает пищу для размышлений читателям. Убив старуху, Раскольников убил себя.В другом великом произведении – романе «Мастер и Маргарита» – героям предоставляется возможность сделать личный выбор, чтобы изменить жизнь. М.Булгаков постоянно ставит персонажей в такую ситуацию, когда необходимо самостоятельно принимать решения, делать нелегкий выбор. Понтию Пилату решение дается с трудом: он все-таки приговаривает к смертной казни философа Иешуа (гл. 2). Понтий Пилат понимает, что, вынося смертный приговор, он обрекает себя на вечные душевные муки. Поэтому прокуратор пытается помочь приговоренному, намекая на то, что стоит немного покривить душой, не быть столь честным. Но Иешуа говорит правду, готов принять судьбу. М.Булгаков дает героям возможность изменить жизнь, но не все используют предоставленный шанс. Маргарита трижды подвергается испытаниям. Она осознанно делает выбор: решается пойти на сделку с дьяволом ради любви, ради спасения Мастера (гл. 4). Жизнь дала возможность Маргарите изменить свою судьбу, и она этим шансом воспользовалась. Даже автор оправдывает героиню романа, показав силу ее любви.В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов, хороших или плохих. Каждый новый выбор создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожили. Каждая тропа – быть пройденной. Человек имеет право на выбор, никем не навязанный, уникальный. И лишь один раз выбор сделали за нас: нам дали возможность существовать без нашего мнения. Но как у всего живого и неживого есть конец, этот конец есть и у череды выборов длинною в жизнь.Каждый выбирает для себя.Выбираю тоже – как умею.Ни к кому претензий не имею.Каждый выбирает для себя…(Юрий Левитанский)Арина ЛОПУХОВА, ученица 10-го «А» класса гимназии №1504:- Акт рождения и акт смерти; появление на свет, оглашенное громким «Я есть», и смерть со взглядом в неизвестность, где то ли Бог и бессмертие души, то ли бесконечная пустота и небытие, – и где-то там, между двумя процессами-столпами, есть место короткой человеческой жизни. Десятки определений этой самой жизни могут быть даны, и, хотя каждое будет отражать один из ее аспектов, все они имеют право на существование: жизнь человека сложна, как сложен и сам человек.Проблема существования выбора в жизни человека изначально представлена двумя глобальными и вполне очевидными концепциями: он либо дарован человеку по самому определению его разумности, либо же иллюзорен в силу существования небесной доски, на которой по пунктам расписана человеческая судьба. Первая концепция не вызывает вопросов; вторая, присущая религиозному мировоззрению, требует оговорки. В отличие от ранних языческих верований, где молот строителя судьбы имелся лишь у богов, религиям более поздним – возьмем в качестве примера христианство – присуща идея, согласно которой человек хотя и подчиняется воле бога, но сам свободен сделать значительный и реальный выбор – духовный; впрочем, восприятие понятия выбора не менее неоднозначно.Начнем с выбора бытового, физического. У прилежного работника в городе N с утра появилась дилемма: ехать ли на метро или на машине; он обязан сделать выбор, и выбор этот кардинальным образом его жизнь не изменит, поскольку вероятность выходящих за рамки привычности событий невелика. Существует интересная теория допустимого предела вариаций одного события. Если вариация выходит за этот предел (например, наш герой по пути на работу решает сесть в поезд и уехать на море), то это создает абсолютно новую альтернативную ветку развития событий (такое явление любят называть параллельными вселенными) в его жизни – и таким образом появляется второй вариант жизненного пути. Это показывает, насколько велико влияние подобного, с виду простого, выбора; такой выбор, пожалуй, есть игра в вероятность и случайность. Выбор же духовный – шаг, определяемый не случаем, а природой человеческого «я» (так, по крайней мере, хочется верить).Будучи совсем юным, человечество пришло к пониманию общих ценностей, которые в итоге вылились и в идеологическую базу некоторых мировых религий, и в понятие морали, которая занимает пожизненный пост регулятора общественных отношений. Стоит сказать, однако, что общество нередко опошляет и искажает идеи морали и излагает их в брошюрах «Что делать можно, а что нельзя». Чеховские герои «Человека в футляре» и «О любви» люди, которые из-за предписаний боятся жизни и самих себя, – именно такие лжеморалисты, которые не вступят в драку не из человеколюбия, а испугавшись выговора. Итак, нравственный выбор – составляющая духовного выбора; эту составляющую привыкли называть выбором между добром и злом (впрочем, жизнь была бы куда проще, если бы все поддавалось четкому делению на черное и белое – к сожалению, это невозможно).Понятие нравственного выбора знакомо человеку еще с малых лет: послушать мать и не обижать младшего или насладиться ролью сильного, например. С детства нас программируют на восприятие вечных ценностей; вероятно, это вкупе с недремлющей совестью и становится залогом выбора в пользу добра. Нравственный выбор, с особенно тяжелыми вариациями которого рано или поздно сталкивается каждый, – горький удел мыслящего; удел этот верующий назвал бы испытанием, данным свыше, с испытанием этим нельзя справиться одним путем.В «Преступлении и наказании» Достоевского Раскольников сталкивается с проблемой выбора: убить, нарушив заповедь, которую ребенок впитывает с молоком матери, и вместе с этим, воскликнув: «Тварь я дрожащая или право имею!» – оправдать мучительно притягательную для него идею возвышения ферзя над пешками истории; или же не убивать, следуя императиву совести, но и остаться, по его мнению, всего лишь бедным и жалким обывателем мрачных улиц Санкт-Петербурга. Выбор сделан: убийство, страх, и муки, и раскаяние; похожий выбор убить – не убить стоял и перед Рогожиным в «Идиоте», хотя первопричина была совсем иная – мучительное чувство к женщине, любившей другого. Или идеи Волка Ларсена в «Морском волке» Лондона, идеи «закваски», которые разделяли людей на изначально более сильных и более слабых и оправдывали «поедание» слабого сильным – это закон джунглей, Маугли – съешь, или съедят тебя. Весьма прагматично, но отнюдь не высокоморально. На таком импровизированном поле боя между добром и злом могут в качестве оппозиции появиться два героя-врача: Риэ из «Чумы» Камю и Рауль из «Триумфальной арки» Ремарка – два героя, которые сделали выбор в пользу нравственности. Риэ, который, как он выразился в одном из разговоров, просто хотел «быть человеком», Риэ, который остался помогать больным чумой; Рауль, сострадающий и ценящий человеческую жизнь, протягивающий руку даже самым жалким людям, – каждый мог бы повернуться к страданиям людей спиной, вместо этого каждый продолжал упорно совершать акт самопожертвования, сделав один раз грандиозный нравственный выбор.Духовный выбор не ограничивается выбором нравственным. В конечном итоге мировосприятие человека, идеология, которой он придерживается, – все это духовный аспект его жизни, а это напрямую связано с ее смыслом. Смыслом, о котором, пожалуй, можно рассуждать вечно и не прийти к окончательному ответу; смыслом, определение которого – как мало однозначности в этом мире! – снова неоднозначно. В наших силах только рассмотреть некоторые примеры духовного выбора (те примеры, что нельзя или с трудом можно отнести к нравственному выбору); примеры эти можно осудить или одобрить, но вешать ярлычок «истинно» или «ложно» на какой-либо мы не имеем права.«Циником-то я был не по природе, а по статусу бунтаря. Я отверг то, что ненавидел, но не нашел предмета любви и потому делал вид, что ничто в мире любви не заслуживает», – говорит Кончис, герой «Волхва» Фаулза; неподалеку от него стоит Генри из уайльдовского «Дориана Грея», циник, с оглядкой на общественное мнение и нормы допустимого. Напротив – наивно-открытый Мышкин из «Идиота» или по-мудрому открытый Алеша из «Братьев Карамазовых».С одной стороны, Николай Ростов из «Войны и мира» – настоящий солдат, для которого повиновение командиру важнее собственного убеждения; с другой, герой «Прощай, оружие!» Хемингуэя, дезертир, который отзывается о войне так: «Меня всегда приводят в смущение слова «священный», «славный», «жертва»… ничего священного я не видел, и то, что считалось славным, не заслуживало славы, и жертвы очень напоминали чикагские бойни, только мясо здесь просто зарывали в землю…»Здесь – герой Воннегута из «Сирен Титана», который, будучи в полной изоляции от людей и общаясь только с полуразумными животными, произносит фразу: «Я нашел место, где я могу творить добро, не причиняя вреда»; а там – Чехов с концепцией невозможности творить добро в оторванности от людей.Каждый из этих выборов чем-то оправдан, и каждый сложнее, чем выбор исключительно нравственный: хотя совесть и здесь подает голос, решение определяет все-таки глубина восприятия действительности, правильно заданные вопросы не о том, что правильно, а что нет, а о том, при каком из вариантов человек будет развиваться (впрочем, часто такой выбор диктуется исключительно ответом на вопрос: «Где мне будет легче и приятнее?»).Жизнь – это череда выборов. Это и каждодневный маленький выбор, и выбор глобальный, поворачивающий жизнь по другому пути. Для каждого очевидно, какой выбор следует сделать; пропаганда идей человеколюбия, альтруизма и прочих ценностей начинает влиять на нас еще в детстве, однако понимание очевидности этих идей-аксиом стоит далеко от их принятия. Полагаю, несмотря на грандиозную манипуляцию сознанием в современном обществе, право делать шаг в ту или иную сторону остается за человеком, хотя он не может предугадать, да и понять многих вещей. Нам дано сделать выбор, но не узнать о его последствиях; кто знает, возможно, есть доля истины в словах Эко: «Высшая мудрость… состоит в том, чтобы знать, что ты все узнаешь на свете слишком поздно».
Комментарии