search
main
0

Жизнь без двоек. Духовный стимул – важнее всего

Если спросить ученика или учителя нижнеомской средней школы № 2 об успеваемости, ответ поймешь не сразу. – По математике у меня хорошо: 92 – 85 процентов, по русскому – 85 – 70, по истории и по информатике мне нужно немножко доработать, – бодро рапортует шестиклассница Ира Пономарева. Ее однокашник Женя Трофимов подхватывает: – У нас нет плохих отметок. Когда выходишь к доске, не боишься, что получишь «кол»! Про «кол» Женя знает исключительно понаслышке. В нижнеомской средней школе №2 вообще нет отметок. Пятерки и двойки – главные символы ученической успеваемости – школа оставила далеко в прошлом. В дневниках и классных журналах – проценты, а на партах – листы индивидуальных достижений. За каждое задание школьник получает баллы, поэтому для каждого стихотворения, задачи или примера разрабатываются критерии. Причем первыми оценивают свои работы сами ученики, а педагог, проверив задания, с ними либо соглашается, либо нет.

– Иногда учитель говорит: «твердая тройка» или «тройка с плюсом». Если этот промежуток между тройкой и четверкой перевести в проценты, получится от 40 до 70. Поэтому, когда ребенку ставят 50 процентов, а в следующий раз 70, он видит свой уровень, свой рост, – объясняет Ирина Алферова, завуч школы. – Набрал ниже 40 баллов – не справился, от 40 – 60 – уже лучше и так далее, результаты зависят от количества ошибок, и если итог не устраивает – есть неделя на пересдачу. По большому счету проценты соответствуют общепринятым оценкам, но если в традиционной системе и за три, и за пять ошибок в диктанте в журнал пойдет тройка, то здесь у каждого свой рейтинг.

Нижнеомская средняя школа № 2 – областная и федеральная экспериментальная площадка сразу по нескольким программам. Эксперименты здесь идут уже десять лет. Первые шаги дали хорошие результаты, и за опытом к нижнеомцам стали приезжать учителя из других районов области. В 1996-м школа стала дипломантом областного конкурса «Школа года», в 2005-м – четвертого регионального фестиваля педагогических проектов. А в 2006-м нижнеомская школа получила миллион по национальному проекту «Образование».

– Мы получили его за работу, которую ведем ежедневно и ежечасно, – говорит Ирина Владимировна. – Из тридцати пяти педагогов у нас 18 – учителя высшей категории. За 18 лет школа выпустила 33 медалиста, восемь губернаторских стипендиатов, есть у нас победители зональных олимпиад по физике. Десять лет работает научное общество учащихся, и дети со своими работами побеждают на конкурсах, форумах различного уровня – от районного до международного. Выпускница нынешнего года Алена Яковлева в 2005 году получила Гран-при на международном форуме «Детство без границ».

Три педагога, выдвинутые педагогическим коллективом на соискание личных премий в рамках нацпроекта, тоже не подкачали. По словам учителя биологии Галины Яковлевны Степановой, одной из первых победительниц, классное руководство – труд тяжелый, и хорошо, что государство обратило на это внимание. В нижнеомской школе №2 работа классных руководителей строится согласно модели выпускника. Каждый из педагогов, исходя из поставленных целей и задач, планирует определенный результат. Помимо работы с классом большой упор делается на индивидуальную работу. На каждого классного руководителя заведен табель, куда выставляются баллы его достижений, а у каждого руководителя такой табель есть на всех учеников. В нижнеомской школе все ориентировано на успех, воспитание одаренной личности. Достижения каждого класса можно проследить на доске успешности в холле школы. Лучшие остаются в истории, которую пишут сами ребята. Под руководством Людмилы Мискиной, известного районного краеведа и почетного работника образования, которая руководит научным обществом учащихся, школьники создали историко-краеведческий музей, ставший районным. Каждый год ребята под руководством Людмилы Ивановны привозят для него экспонаты из этнографических экспедиций. Дети с увлечением ходят на занятия к Людмиле Ивановне, пишут летопись сибирских деревень, составляют генеалогическое древо своих семей. В нижнеомской школе все – от мала до велика – знают свою родословную. В 2005-м краеведы удостоились губернаторского гранта и потратили его на расширение музея, в котором теперь около трех тысяч экспонатов. Так решил школьный парламент – организация более чем серьезная и весомая. Самоуправление в школе действует не на бумаге. Здесь есть и президент, и министры. Школьный парламент решает все проблемы, касающиеся научной, патриотической работы, досуговой деятельности. Вопросы о том, сколько минут отдыхать на перемене или какую форму носить, определяет референдум. И как заработать на будущее школы – тоже. Летом старшеклассники работают в школьном лесничестве или на приусадебном участке, где выращивают сотни цветов. Весной сажают в теплице семена на рассаду. Нынче высадили ее у мемориала погибшим воинам, в скверах в центре Нижней Омки, а поселковая администрация перечислила за это деньги на счет школы. На них купили краску, стройматериалы, сделали ремонт в классах.

Второй класс информатики появился в школе тоже благодаря общему труду – за участие в эксперименте. Без компьютеров нижнеомской школе не обойтись. Это одно из немногих сельских образовательных учреждений, внедряющих программу профильного обучения. Для тех, кто определился с будущей профессией, – углубленное изучение профильных предметов. Для остальных – общеобразовательная программа. Урок информатики для филологического класса, к примеру, ставит целью подготовить лишь пользователей. При этом у ребят есть возможность работать в школьном компьютерном классе над собственными проектами, в том числе в интернете. На миллион триста тысяч, которые это образовательное учреждение получило по нацпроекту, купили новую мебель, в каждый класс компьютеры, музыкальный центр, видеокамеру, инвентарь.

– Жаль, что хоть часть денег нельзя использовать на ремонт, – сожалеет Людмила Юрьевна Петерс, директор нижнеомской школы №2. – Одного миллиона мало. Но ничего, заработаем. Конкурс, кроме материального, дал духовный стимул. Такое высокое признание убедило в правильности направления нашей работы, ведь экспериментальную работу не всегда принимают сразу. Приятно осознавать, когда трудовая деятельность дает положительный результат. Мы готовы делиться своими наработками не только с учителями района, но и с учителями области и страны. Сейчас школам стали уделять больше внимания – конкурсы, гранты учителям, только в нашей школе трое учителей стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший учитель» и получили по 100 тысяч рублей. И это в нашей глубинке. Значит, у сельского образования есть будущее.

с. Нижняя Омка, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте