search
main
0

Жизнь

Жизнь

На каждом шагу только и слышишь: “Воспитательный вакуум! Воспитательный вакуум!”

Да, воспитание – это святое. А свято место пусто не бывает! Я в этом недавно убедился. В небольшом уральском городке Серове есть замечательный исторический музей. Один на весь город. И это действительно – святое место. Музей – это центр воспитательной работы. Сюда ребята из всех школ приходят с удовольствием. Для того чтобы заниматься каким-нибудь интересным делом – послушать лекции (музейные работники совместно с учителями разработали специальные абонементы), изучать архивные фонды, собирать краеведческий материал.

Живая работа с детьми, – говорит директор исторического музея Эльвира Григорьевна Решетникова, – по душе всему нашему коллективу. Туристов мало. Но зато мы чувствуем свою необходимость, помогая школе проводить так называемую воспитательную работу”. Кстати сказать, в музее есть уникальный, наверное, самый маленький из всех существующих в мире, планетарий. Туда приходят не только старшеклассники, изучающие астрономию. О том, как, когда и почему зажигаются звезды на небе, узнают и младшие школьники. Поэтичнейшие рассказы экскурсоводов помогают ребятам приоткрывать тайны Вселенной. Малыши готовы часами слушать и смотреть то, что происходит в планетарии – там для них разыгрываются настоящие спектакли – “вселенские” сказки.

Но вот беда. Как говорится, не было заботы – так подай. У музея нет средств, то есть обыкновенных денег. Банально, но факт. И факт очень тревожный. Обьясню, почему. Сидим мы с Эльвирой Григорьевной в ее кабинете, заставленном книгами и всевозможными музейными экспонатами. Беседуем о проблемах воспитания. Вдруг открывается дверь ее кабинета, и в него грозной походкой, напоминающей заключительную сцену “Ревизора”, входит милиционер. Или полицейский, как его теперь называть? Кладет на стол директора музея бумагу. Эльвира Григорьевна мне ее протягивает. “Вот вам и воспитание, – говорит. – Сейчас к мэру побегу”. Суть в том, что бумажка эта – предупреждение о том, что если в течение суток музеем не будет выплачен миллион рублей органам правопорядка, то они снимут его с сигнализации. “Что ж, – вздыхает Эльвира Григорьевна, – придется самой музей сторожить. Возьму у мужа охотничье ружье, надену полушубок и буду у дверей музея сидеть, охранять его от грабителей”. Но все-таки есть надежда. Надежда…на мэра Серова. Полагаю, что он не заинтересован в свертывании музейной деятельности. И, наверное, хочет, чтобы все дети в его городе были умными и хорошо воспитанными.

Валерий ЕРМОЛОВ

Вкратце

Пропустите ветерана в баню

В конце концов иск против администрации Очерской спецшколы был отозван. Но не на основании того, что претензии истцов на “помывку” в детской бане были абсурдны и выглядели по крайней мере нелепо. А просто потому, что вдруг выяснилось, что “заявители не пользуются статусом “ветеран труда” и к Закону РФ “О ветеранах” никакого отношения не имеют.

Елена ХОДЫРЕВА

А и Б “сидели…”

А и Б “сидели…”

Преступность – беда общая

Кто совершает преступления?

В 4 случаях был судим кто-то из родителей, а в 3 случаях – брат или сестра подсудимого; 9 родителей и 3 члена семей подсудимых – алкоголики; 10 малолетних преступников – из распавшихся семей, где родители в разводе, а 3 – внебрачные дети. Четверо родителей относятся к категории умственно отсталых, а еще четверо подсудимых имеют родственников с такой же патологией, причем каждый такой случай сопровождается алкоголизмом. В одной из семей родители были признаны недееспособными из-за алкоголизма.

Чаще всего несовершеннолетние преступники имеют отрицательную общественную характеристику. Так, из 54 несовершеннолетних подсудимых 25 имели негативную социальную оценку вместе с родителями; 20 несовершеннолетних, которые сами характеризовались отрицательно, были из так называемых “благополучных” семей; а вот 9 преступников имели положительные характеристики, хотя этого нельзя сказать о их семьях.

Например, курьезно звучат положительные характеристики семей, где брат несовершеннолетнего был судим, в трех других отцы злоупотребляют алкоголем и т.д.

Какие преступления совершают несовершеннолетние?

В 6 случаях преступления (преимущественно кражи со взломом) совершали группы, в которые входили дети вместе со взрослыми.

Несовершеннолетние преступники, действующие в одиночку, осуждаются за нанесение телесных повреждений, попытки разбоя, кражи со взломом, угон автомобилей.

В одном из рассмотренных уголовных дел действовала группа из пяти несовершеннолетних преступников, которую можно назвать “профессиональной”, т.к. на их счету два угона автомобилей, четыре кражи, пять порч имущества, четыре грабежа и 11 краж со взломом.

Какие приговоры вынес суд?

Какие же были вынесены приговоры польским судом в отношении 54 подсудимых? Под надзор куратора было отдано двадцать четыре подростка, пять – под надзор родителей, еще пять человек направлены в исправительные учреждения, девять приговорены к нахождению в них с отсрочкой исполнения приговора от 2 до 3 лет, а другие девять несовершеннолетних были направлены в воспитательные колонии. Отсюда можно сделать вывод о том, что в Польше отдается предпочтение воспитательным, а не репрессивным мерам наказания по отношению к несовершеннолетним преступникам, но это в тех случаях, когда они не совершили тяжких преступлений.

Анкетирование

Анкетирование в этих школах показало, что за три года перед судом предстали 10 учащихся из школы А, из школы В – 2, а из школы С – 0. Правда, работники полиции отмечают, что показатели школ В, а особенно школы С, к сожалению, не всегда свидетельствуют о благополучной ситуации, а могут быть следствием неполного расследования преступлений.

Кто из учащихся может стать преступником?

В ходе анкетирования внимательно изучались семьи учащихся данных школ. Оказалось, что среди родителей 103 человека являются криминальными личностями (преступность является средством к их существованию), причем дети 96 из них учатся в школе А. Здесь сказывается специфика территориального расположения школы А, т.к., по данным полиции, в округе именно этой школы существует несколько преступных группировок.

В общей сложности в трех школах насчитывается 488 учащихся из неблагополучных семей (около 22% от общего числа школьников), а если рассматривать отдельно школу А, то это число равно 346 (около 36,6%). Этот фактор негативно отражается не только на поведении учащихся, но и на их успеваемости в школе. Больше всего учащихся остается на второй год в школе А, второгодники составляют здесь 10%, в школе В – 4%, в школе С – 0%. Учащиеся систематически прогуливают уроки: так, в школе А прогульщики составляют 13,1%, в школе В – 1,3% и в школе С – 0,1%. Встречаются школьники, которые не хотят вообще учиться (соответственно 2,3%, 0,1%, 0%). Очевидно, что в школе А негативные явления значительно более выражены, но при этом нельзя исключать того, что именно в этой школе существует наиболее требовательный и строгий подход к выявлению таких явлений.

А чтобы еще более очевидна была связь между неуспеваемостью в школе и преступностью среди подростков, отметим, что среди 54 несовершеннолетних преступников, представших перед судом по вышеупомянутым тридцати уголовным делам, 26 – второгодники.

Что делают и чего не делают школы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних?

Что реально сделано в трех рассматриваемых нами варшавских школах для профилактики преступности?

42 ученика, в число которых входили главным образом морально неустойчивые ребята или те, кто совершил какое-либо преступление на территории школы, находились под постоянной опекой и контролем со стороны учителей, а двое – под наблюдением логопеда. За пределами школы какие-либо методы педагогического воздействия к ним не применялись.

Только 9 учащихся из трех школ с 1989 по 1992 год были переведены в специальные школы, причем 6 из них – из школы А.

Во время исследования в школе А выявлены молодежные субкультуры в форме движения “скинов” (skinhead) – 14 человек и явления квазинаркомании (12 учащихся нюхали клей и другие препараты), по школам В и С данных нет.

К числу факторов, благоприятствующих росту преступности, относится отсутствие у школьных педколлективов большого желания к сотрудничеству с другими организациями: с полицией, спортивными клубами (только школа В) и Обществом друзей детей (школа А). В общей сложности только на 12% использовались возможности для профилактики преступности за пределами школы.

Ни в одной из трех школ не проводилось постоянной профилактики преступлений сотрудниками полиции, по крайней мере нет никаких документов, подтверждающих это. Все сводилось к контактам “в случае необходимости” – когда возникал серьезный инцидент или совершалось преступление на территории школы.

Любопытно посмотреть статистику преступлений, которую ведет администрация этих школ. За три года ими замечено 22 кражи (из них в школе А – 16) и 7 нападений на ровесников. Других преступлений педколлективы в своих школах не зафиксировали. А это означает, что регистрируются только те преступления, которые совершаются на территории школы, или же случаи, когда жертвами становятся ученики данной школы, при этом не учитываются преступления учащихся, совершенные за ее пределами.

Галина АНИСИМОВА, соб.корр. “УГ”

Варшава

Автор выражает признательность за оказанную помощь сотрудникам варшавской полиции, любезно предоставившим необходимые материалы для этой статьи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте