search
main
0

Жизнь

Вся наша жизнь – конкурс. Конкурс на самого умного, самого везучего, самого богатого, самого здорового, самого любимого… Мы соревнуемся во всем и со всеми: с друзьями и соседями, с родственниками и недоброжелателями. И уже не представляем, что может быть иначе.

Что такое конкурс? Это нервы. Нервы, умноженные на страх, неуверенность в себе, обвинения членов жюри во всех своих неудачах, боль поражения и слезы расставания. Это ожидание чуда и безграничная вера в него. Это стремление во что бы то ни стало выделиться, запомниться, поразить. Это радость победы и неповторимое чувство полета. Это взлеты и падения. Смех и отчаяние. Это жизнь.

Конкурс – это Встреча. Встреча с давними друзьями, отчаянными и любящими свое дело людьми, надежными и интересными. С коллегами-единомышленниками, говорящими с тобой на одном профессиональном языке, готовыми поделиться своими открытиями и подсказать удачный ход. Это знакомство с интереснейшими мастерами и интенсивное постижение их методики и своеобразия. Это встреча с самим собой, таким подчас незнакомым, и открытие в себе неведомых доселе качеств и способностей. Это попытка взглянуть на себя со стороны и поверить собственным глазам. Это неожиданные открытия и приятные сюрпризы. Это жизнь.

А еще конкурс – это праздник. Третьяковская галерея и Алмазный фонд, Большой театр и Театр Антона Чехова. Вечерние дискотеки и бар. Грандиозный концерт “звезд” российской эстрады Анастасии, Юлиана, Александра Филиппенко, Тамары Гвердтцители, Олега Газманова, пришедших в Колонный зал поздравить участников конкурса с Международным днем учителя, и выступления лучших детских коллективов Москвы, Подмосковья и Рязани на церемонии вручения призов в Российском академическом молодежном театре. Веселые капустники и потрясающие выступления конкурсантов. Все это – конкурс. Все это – наша жизнь.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Дорогие российские коллеги!

Для меня большая честь передать вам приветствия и поздравления от всех учителей Соединенных Штатов Америки.

Поскольку конкурс “Национальный учитель года” представляет не только победителей, но и большинство учителей по всем США. Я особенно горда тем, что имею возможность отблагодарить вас за все, что вы делаете для учащихся России.

Быть отмеченным профессионально за успехи в обучении приятно. Поздравляю всех, кто уже стал победителем региональных этапов конкурса и особенно тех учителей, кто будет выбран для получения награды “Хрустальный пеликан”.

Прошу прощения, что мои дела не позволяют мне быть с вами, когда вы все соберетесь вместе. Я знаю, что в процессе обсуждения мы бы обнаружили, что учителя в США имеют те же пожелания к своим ученикам, что и вы в России. Учителя всего мира должны всегда стремиться к профессиональным контактам, совместно искать пути, что еще мы можем сделать для наших учеников. Ведь нам есть чему поучиться друг у друга.

Я преподаю гуманитарные науки, историю и литературу в 10-12-х классах в Вортингтоне, штат Миннесота, в школе сельской общины, состоящей из десяти тысяч людей с великих равнин Северной Америки. 20 лет назад в моей местности преобладали представители белой расы – потомки скандинавского, датского и немецкого народов. Сегодня мы – община и школа, состоящие по крайней мере из шести различных культур, в том числе лаосской, вьетнамской, суданской, эфиопской и латиноамериканской. Мы должны учитывать эти изменения, и я надеюсь, что наши усилия принесут всем только хорошее.

Одна из значительных проблем для всех школ и учителей – адаптироваться к потребностям каждого приходящего нового ученика. Мы должны постоянно находить лучшие способы обучения и помогать детям научиться как можно большему.

Наше общество переживает стремительные перемены. Задача педагога – помочь ученикам понять эти изменения. Чтобы сделать это, мы должны прислушиваться к детям, которые увидят: учитель верит им, и все, что они говорят и думают, важно для нас.

Еще раз поздравляю вас и желаю удач в обучении российских учеников. Хорошее обучение меняет жизнь!

Искренне ваша

Мери Бет блеген,

“национальный учитель года – 1996”

Вортингтон, Миннесота, США

“Учитель года России – 96”. Мнения со стороны

Скептик: урок в противогазе

Открытый урок в чужом классе, что может быть прекраснее! Какое раздолье, какая свобода для импровизации, какой прекрасный повод разом освободиться от комплексов общения со знакомой аудиторией! Приходишь в неведомый мир и с налета его покоряешь – это ли не доказательство педагогического мастерства?

Такая форма проверки учителей в последнее время приобрела популярность как при оценке знаний и умений новых кадров, так и в ходе разнообразных конкурсов “Учитель года”. Действительно удобно, за один урок можно сделать вывод, хороший учитель или не очень, “бьет в лет” или мямлит и развозит. Не нужно посещать несколько уроков подряд, дабы сделать обобщающий вывод по разнообразию форм и методов, подвести итог и соблюсти хотя бы чистоту эксперимента.

Приходило ли вам в голову устроить конкурс директоров школ, где баллы ставились бы за умение организовать учебный процесс за рабочий день? Или соревнование воспитателей-организаторов по хождению на руках? А не слабо заставить вести урок в противогазе? Не важно, нужно ли это, главное – кто это сделает лучше?

Ситуации, когда возникает необходимость проведения блестящего урока в незнакомом классе с налета, крайне редки и на 90% зависят все от тех же конкурсов, ради которых и создаются. В нормальных условиях нормальные учителя знакомятся с детьми, выясняют их интеллектуальный потенциал, знание предыдущих тем, особенности поведения некоторых учеников. Без этого нельзя требовать высоких результатов сию минуту, как нельзя поставить рекорд на машине без предварительной обгонки. То есть рекорд поставить можно, но это “не научно” и не стоит трудозатрат.

Большинство прекрасных педагогов, достигших со своими учениками выдающихся результатов, потратили не то что не один час, а не одну неделю на установление полного взаимопонимания и полноценной рабочей обстановки на уроках. Это своего рода “стайеры”, если не “марафонцы”. Учеников и вправду можно ошеломить, удивить, обрадовать, испугать, осадить в пределах часа, став “спринтером”. Но не имеет смысла сравнивать, кто лучше: бегуны на длинные или на короткие дистанции. Между тем учителей пытаются сравнивать точно так же.

Открытый урок – всегда стресс. Найдите мне хоть одного педагога, кто сказал бы: “Мне очень нравится давать открытые уроки, особенно если присутствует маститая комиссия, а я никого не знаю”. И стресс не только у учителя, но и у детей, которые никак не могут привыкнуть за час к перекрестному огню умных взглядов, к манере общения, поведения и внешнему виду особи, возникшей перед ними “как мимолетное виденье”.

Хорошая пословица “Раз на раз не приходится” в данном случае имеет печальный смысл: в таком мероприятии нет места ошибкам, от кого бы они ни зависели. Бесполезно ссылаться на трудный класс, отсутствие настроения и вдохновения, психологический дискомфорт от присутствия зрителей. Реванш невозможен из-за прозаической причины: не заставлять же уважаемую комиссию собираться еще раз. И еще раз, как следовало бы на самом деле.

Вывод однозначен: если хотите по-настоящему обьективно оценить профессиональные качества учителя в общении с предложенным коллективом, дайте ему как минимум три урока в разные дни, желательно подряд, сравните их и отметьте, насколько разнообразны типы уроков, методы, формы работы, подведения итогов. Если будут принципиальные недостатки, они проявятся на всех уроках, а мелкие же можно отнести к своеобразию ситуации. Присутствие “инородных элементов” на уроке свести к минимуму, по возможности к нулю (не использовать ли параллельную сьемку сразу несколькими скрытыми камерами?).

Иначе мы уподобимся туристу, судящему о всей стране по одному дню пребывания в ней.

Доктор ФРАУС

Психолог: оптимизм – это продуктивно

Во время конкурса вместе с участниками работала группа психологов во главе с Бронюсом АЙСМОНТАСОМ. Данные их исследований крайне интересны, поскольку изучались представители учительской элиты практически всех возрастов, всех предметов и из всех регионов. Психологический анализ – работа долгая, и пока мы можем познакомить вас только с предварительными данными.

Других посмотреть, себя показать…

Зачем люди едут на конкурс? По данным опроса, среди задач и “сверхзадач”, которые ставят перед собой большинство участников, на 1-м и 2-м местах оказались “стремление извлечь для себя что-то новое, что в дальнейшем можно было бы применить в своей работе” и “познакомиться с педагогическим опытом других участников конкурса”.

На 3-м месте у большинства опрошенных стоит задача “сравнить свою профессиональную квалификацию с квалификацией лучших педагогов России”. Исключением оказались учителя физики, математики и информатики, которые поставили эту “программу” на первое место, и представители номинации “Искусство и культура”, которые указали этот вариант лишь пятым.

Больше половины твердо верили в успех

Результаты опроса показали, что 85% участников были уверены в успехе, при этом 52% – уверены твердо. Подобный оптимизм сочетается и с характеристикой настроения. Лишь 10% участников указывают на неуверенность, неудовлетворенность, некоторое напряжение, у всех же остальных преобладает позитивный настрой. Естественно, такие настроения были признаны экспертами “продуктивными для конкурса подобного рода”.

Удовлетворенные и самокритичные

66% респондентов указывают на то, что чувствуют высокую степень удовлетворенности от своей работы. При этом каждый четвертый “удовлетворенный” относится к себе с определенной долей самокритичности.

Оценка самому себе – твердая четверка

Участникам конкурса было предложено оценить свою профессиональную квалификацию по столь привычной для учителей пятибалльной шкале. Преобладающей отметкой была твердая четверка.

От “среднего балла” отклонились представители естественнонаучных дисциплин физико-математического цикла – 4,3 балла и учителя начальных классов – 3,7. Средняя четверка, по мнению психологов, указывает на продуктивное сочетание высокой самооценки и уровня самокритичности. А вот излишняя скромность “начальных классов” вызывает у экспертов некоторую тревогу.

Простор для роста есть у каждого

Конкурсантам предлагалось поставить оценку не только своей реальной квалификации, но и личному педагогическому потенциалу. Большинство опрошенных считает, что в принципе могут сделать значительно больше, чем сейчас. Если нынешняя деятельность получила оценку “4”, то потенциал – 4,53. Это может свидетельствовать как о хороших возможностях самосовершенствования, с одной стороны, так и о некоторой “невостребованности” – с другой.

Самыми многообещающими видят возможности своего профессионального роста учителя из номинаций “Искусство и культура” и “Обществознание”. У них расхождение оценок квалификации и потенциала – соответственно 0,9 и 0,7, то есть имеется шанс продвинуться вперед почти на целый балл. С другой стороны, учителя филологических наук, а также физики и математики считают, что работают практически на пределе своих возможностей. Здесь расхождение оценок квалификации и потенциала соответственно 0,3 и 0,1.

Профсоюз: конкурсанты тоже не получают зарплаты

Конкурс “Учитель года” проходил в те же дни, что и всероссийская забастовка работников образования. У многих учителей возникало внутреннее недовольство – мол, они там в Москве “шикуют”, а мы здесь бастуем и голодаем. Но, как показали данные опроса, участники конкурса “Учитель года” сталкиваются с теми же проблемами, что и “простые смертные”.

Например, почти 70% конкурсантов сообщили о том, что им постоянно задерживают зарплату. При этом примерно 9% последний раз получали деньги в апреле, 15% – в мае, 17% – в июне. Половина опрошенных заявила, что в их школах ученики обеспечены учебниками недостаточно, а почти каждый пятый утверждает, что учебников у школьников практически нет.

Что касается акций протеста, то 26% опрошенных признались, что в их школах проводились забастовки. Это число значительно выше доли бастовавших школ в целом, что может свидетельствовать о том, что “учителя года”, как правило, работают в школах с повышенной социальной активностью.

По итогам исследования ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте