Выставка «Альбомы нынче стали редки…» в Государственном музее А.С. Пушкина – это путешествие в уютный и интимный мир дворянской семьи прошлых столетий. Это возможность заглянуть в дневники и записные книжки фантазеров-футуристов и поближе познакомиться с вольнодумцами 70-х годов века двадцатого.
С легкой руки «солнца русской поэзии» мы привыкли считать, что в стародавние времена альбомы вели лишь легкомысленные «уездные барышни», и ничего стоящего и серьезного там не было и быть не могло. Так, безделки: «злодейские» остроты «армейских пиитов», стихи, созданные «без меры» и «назло правописанью», что-то наподобие хрестоматийного «кто любит более тебя, пусть пишет далее меня». На деле все иначе. В эпоху, когда до возникновения социальных сетей было еще жить и жить, семейные альбомы, иногда передававшиеся из поколения в поколение, играли роль современных «живых журналов», где друзья дома – поэты и художники – оставляли на память свои стихи, рисунки, эпиграммы. Еще один ложный стереотип: традиция вести альбомы канула в дыму и пожарах революции, и до советского времени не дожила. И это не так: в XX веке некогда утонченная светская забава все чаще становится особой формой художественного высказывания, и, благодаря творческим поискам и экспериментам Крученых, Хлебникова, Малевича и их друзей-соратников, родился новый тип футуристической рукописной книги. Классические «книжные» законы уже были не властны ни над формой ее, ни над содержанием. Прозвучит странно, но особый всплеск «альбомного» искусства случился где-то ближе к середине прошлого века, когда запертая в тюрьмах интеллигенция искала способ хоть как-то отвести душу.
Выставка в музее Пушкина, наглядно демонстрирующая эволюцию альбомного жанра в России, условно распадается на две самостоятельные главы. Первая – это те самые, принадлежавшие именитым семействам, дореволюционные альбомы в дорогих кожаных переплетах с серебряными пряжками, украшенные тончайшей графикой, нежными акварелями и вышивкой. Альбом баронессы д`Альгейм начала XIX столетия. На листе цвета слоновой кости – бабочка. Потребуется некоторое время, чтобы понять – она не настоящая, это всего лишь акварель, а бархат трепещущих крылышек, узор их, создать который, казалось бы, под силу лишь природе, – не более чем обман зрения, иллюзия, улыбка художника. В альбоме Бакуниных-Полторацких около 60 рисунков: работы самой «прелестной девы» Екатерины Павловны, светлой грезы юного Пушкина, жанровые зарисовки ее мужа, Александра Александровича Полторацкого, участвовавшего в боях 1812-го года, а также стремительные, легкие акварели и карандашные наброски знаменитых западноевропейцев: Тома де Томона, Лепренса, Тончи. Неподалеку – альбом Алексея Николаевича Оленина, президента Императорской Академии художеств, директора Императорской Публичной библиотеки, археолога, историка, энциклопедиста и большой умницы. В его доме бывали Крылов, Батюшков, Жуковский. А Пушкин так не просто бывал, но и вовсю ухаживал за дочерью Оленина, Анной Алексеевной. Страницы оленинского альбома хранят бесценные сокровища, в том числе – рисунки Александра Брюллова.
Один из главных раритетов выставки – рисунок Михаила Юрьевича Лермонтова, оставленный им в альбоме товарища и сослуживца, князя Урусова. Дружеские шаржи, пасторали – чего только не увидите вы на выставке. В чувстве юмора нашим предкам не откажешь. Особенно ярко это видно во второй части экспозиции, посвященной альбомам XX века. Большим любителем шаржей и карикатур был писатель Алексей Ремизов. От него досталось и Горькому, и Северянину. Надолго рискуете задержаться у витрины с альбомами Алексея Крученых: самая, пожалуй, забавная его страница – записка Луначарскому, где поэт приглашает Наркома Просвещения к себе домой на чай. Проблема лишь в том, что дома у Крученых нет. И, прежде чем собираться в гости, Луначарский должен помочь ему эту комнату получить. Но дорогого стоит и красующаяся здесь же эпиграмма, посвященная самому изобретателю зауми:
Звученых сказал: не уйду,
Погублен Орфей нетерпеньем,
А лучше побуду в аду,
Чтоб рухнули своды от пенья.
Живыми учебниками истории XX века могут служить «лагерные» и диссидентские тетради из коллекции музея общества «Мемориал». Всего же выставка включает несколько десятков альбомов из собраний Государственного музея А.С. Пушкина, музея В.В. Маяковского, Государственного Литературного музея, частных коллекций. Часть экспонатов представлена не только «вживую», в стеклянных витринах, но и виртуально: их можно пролистать на специальных экранах.
Выставка «Альбомы нынче стали редки…» открыта до 17 ноября 2013 года в главном здании Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке 12/2.
Фото автора
Комментарии