«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – вздохнув, задала вопрос ученику классный руководитель 8‑го «Г» класса. Кабинет погрузился в тишину. Весь класс обернулся на Сашу. Снова он забыл и тетради, и учебники. Опять проспал первый урок и, конечно же, не выполнил домашнее задание. И все это сопровождалось шкодливым поведением: вчера он неудачно кинул портфель и попал в горшок с цветком.
–А я буду учителем, как вы, Галина Сергеевна, – немного помолчав, смело ответил Саша.
В этот момент класс разразился хохотом.
– Ну да, ну да, Саша – учитель еще тот! – весело сказал его друг Миша.
Девчонки с задней парты о чем-то оживленно перешептывались:
– Саша – учитель? А есть такой учитель, который показывает, как ломать ручки у дверей?
Действительно, трудно было поверить в то, что такой несобранный ученик может стать учителем.
Галина Сергеевна поднесла палец к губам, призвав класс успокоиться. В тот же момент шум стих.
– Саша, ты правда хочешь стать учителем биологии? – серьезно спросила она.
– Да, хочу, – твердо ответил ученик. – Я люблю животных, мне нравится биология.
Учительница не посмеялась над желанием Саши пойти по ее стопам, не было на ее лице насмешливой улыбки или недоверия.
– Что ж, похвально, – негромко сказала она. – Учитель – очень хорошая профессия. Но, чтобы стать настоящим учителем, необходимо всегда расти над собой, учиться чему-то новому и, конечно же, учить других.
Галина Сергеевна замолчала и многозначительно посмотрела на Сашу.
– У тебя есть силы учить других и учиться самому? – спросила она.
Саша задумался. Учиться-то сил уже не хватало, но вот учить других он бы вполне смог.
– Думаю, я справлюсь.
– Это хорошо, – ответила Галина Сергеевна. – Так, возвращаемся к уроку. Смотрю, не все достали учебники и тетради, жду минуту, и мы начинаем работать.
Класс зашуршал учебниками, кто-то полез в портфель за тетрадями.
Неожиданно одна из учениц громко вскрикнула:
– Галина Сергеевна, у меня в портфеле крыса!
Она отбросила свою сумку в сторону и максимально отодвинулась от опасного объекта.
Девочки в классе завизжали, кто-то залез на стул с ногами. Некоторые мальчики тоже были не слишком рады, узнав о внезапном животном в портфеле одноклассницы.
– Это не крыса! Это мышь иглистая! – крикнул Саша и кинулся к портфелю. – Чуть не убила.
Девочка фыркнула и забрала свою сумку назад.
– Крыса, мышь… Какая разница, – проворчала она.
– Так, всем спокойно! – громко сказала учительница.
– Что ж, – обратилась она к Саше. – Может быть, ты на примере своей прекрасной мыши расскажешь про строение млекопитающих?
Саша не растерялся и, встав за стол учителя, осторожно поставил грызуна так, чтобы его видели все:
– Это иглистая мышь. Грызун, которого часто заводят в качестве домашнего питомца. Почему же мышь мы относим к млекопитающим?
И Саша начал рассказывать про признаки млекопитающих, периодически осторожно придерживая мышь и притягивая ее назад.
Ребята с интересом слушали речь Саши. Еще бы, ведь у него в руках была настоящая живая мышь!
– Очень неплохо, Саша, – сказала Галина Сергеевна, когда ученик перечислил все признаки млекопитающих. – Осталось только записать все на доске.
– Алина, – обратилась она уже к ученице, из-за которой началась история с иглистой мышью, – запиши, пожалуйста, на доске признаки млекопитающих, которые назвал Саша.
Девочка подошла к доске и начала аккуратно выводить мелом слова.
– Саша, а ты можешь пока оставить свою мышь в этом контейнере, – учительница принесла из лаборантской небольшую пластиковую коробку с маленькими отверстиями. – Она здесь не задохнется. Заберешь мышь после урока.
С момента этого необычного урока прошло восемь лет. Саша вырос, окончил педагогический институт. Все как и планировал. А ведь еще восемь лет назад никто и поверить не мог, что Саша действительно станет учителем. Да еще и такого непростого предмета – биологии! Спасибо классному руководителю, который привил ему любовь к естественным наукам.
Заоходя в школу, Саша думал о том, как необычно чувствовать себя здесь не учеником, а учителем. Как же непривычно смотреть на эти стены по-другому! И как приятно вспоминать школьные истории, которые происходили здесь, в этих родных стенах!
– Здравствуйте, Галина Сергеевна! – постучав в дверь, весело сказал Саша. – Как вы поживаете?
Учительница в этот момент поливала цветы. От неожиданно громкого голоса она даже вздрогнула, чуть не пролив воду из маленькой лейки.
– Саша? Как я рада тебя видеть! – улыбнулась Галина Сергеевна. – Ну что, Александр Юрьевич, вас можно поздравить с новой должностью?
– Да, я теперь буду с вами учить детей, – улыбнулся Саша в ответ. – Знаете, я так много всего придумал! Я уже начал готовиться к своим первым урокам. Даже взял несколько ваших методик. Я так рад, что именно вы вели у нас уроки, мне теперь есть что рассказать детям! Ведь вы иногда рассказывали нам такие интересные факты, которых даже нет в учебнике.
Учительница улыбнулась и подошла к столу. Открыв ящик, она достала оттуда несколько книг.
– Не забывай, что нужно еще и учиться самому, – сказала она, положив книги перед Сашей. – Здесь много методического материала. Внимательно ознакомься.
Галина Сергеевна открыла одну из книг и показала Саше:
– Что-то я здесь подписывала и помечала. На первое время эти книги станут твоими помощниками.
Саша внимательно посмотрел на книги. Он взял одну из книг, пролистал, мельком просмотрел страницы:
– Спасибо, Галина Сергеевна, я обязательно буду брать что-то из этих книг. Но мне больше хотелось бы учиться у вас дальше. Уверен, что у вас появились какие-то новые методики или интересные идеи.
– Спасибо большое, Саша, – ответила Галина Сергеевна, положив руки на книги. – Но и мне будет чему поучиться у тебя.
Саша улыбнулся.
– Ну да, наверное, – ответил он.
– Позволь мне дать тебе совет, – сказала Галина Сергеевна. – Из книг и Интернета ты, конечно, узнаешь полезную информацию, они тебе помогут. Но самое главное – учись у детей.
Саша удивился.
– У детей? – переспросил он. – Галина Сергеевна, чему у них можно научиться? Это я их буду учить.
Учительница засмеялась.
– Да, Саша, учить ты всегда любил, – она улыбнулась. – Помнишь, я когда-то спросила тебя, готов ли ты учиться?
Саша задумался. Все же он не совсем понимал, чему дети могут его научить.
– Галина Сергеевна, я учился у вас, – сказал он. – Вы были и остаетесь для меня самым настоящим наставником. Именно у вас я провел свой первый маленький урок.
Саша улыбнулся, вспомнив инцидент с мышью:
– Это мы, дети, учились у вас. Неужели вы могли узнать от нас что-то новое?
На лице учительницы вновь появилась улыбка.
– О, ты не представляешь себе, как многому я училась у вас, – ответила она. – Ты наверняка помнишь ту историю с мышкой?
– Да, как вы еще тогда меня не выгнали из класса, – засмеялся он.
Галина Сергеевна засмеялась в ответ.
– Саша, я не смогла бы тебя выгнать. В тот раз ты дал мне отличную идею. Раньше я не знала, что можно проводить такие интерактивные уроки. А теперь у нас есть небольшой живой уголок, – учительница показала на тумбочку, на которой стоял аквариум. – Конечно, мышей у нас нет, но зато есть палочники и улитки ахатины. Знаешь, с какой радостью дети изучают этих животных!
Саша с интересом посмотрел в аквариум. Он и не ожидал, что все это время их классный руководитель внимательно наблюдала за ними и перенимала лучшие черты. Как и он сам старался брать от учителей самое лучшее.
– Галина Сергеевна, я бы очень хотел стать таким же профессиональным учителем, как вы, – серьезно сказал он.
– Я уверена, что ты им станешь, Александр Юрьевич.
Анастасия ИВАНОВСКАЯ, учитель школы №1290, призер в номинации «Мастер зарисовки» конкурса «Старт в педагогику»-2023
Комментарии