Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Событие

Жива школа – живет и село

На Кубани прошел первый съезд сельских школ
Учительская газета, №43 от 27 октября 2020. Читать номер
Автор:

Форум проходил в смешанном формате. Часть делегатов приняли участие очно, остальные – в дистанционном формате. Это позволило максимально охватить все школы, все территории, услышать каждый голос.

Краснодарский край уникален по составу сельских школ: в больших станицах развиваются и показывают отличные результаты лицеи и гимназии, численность детей в которых переваливает порой за тысячу, но наряду с ними в небольших хуторах и аулах создают свою неповторимую атмосферу маленькие школы, в которых детей чуть больше десятка.

Учреждения отличаются национальным составом, активно работают классы казачьей направленности, одновременно имеются центры национальных культур. На карте Кубани можно найти монокультурные населенные пункты и села, в которых мирно проживают десятки национальностей, активно участвуют в жизни школы диаспоры. Такого разнообразия социокультурной среды, пожалуй, больше нигде и не найдешь.

С приветственными словами к участникам мероприятия обратились организаторы форума – ректор Института развития образования Краснодарского края учитель и директор года Кубани Татьяна Алексеевна Гайдук и проректор по научно-исследовательской деятельности Института развития образования Татьяна Гавриловна Навазова. Выступавшие задали вектор содержательной и проблемной составляющей съезда.

В пленарном заседании приняла участие Ольга Петровна Илларионова, директор Татановской средней школы Тамбовской области, председатель ассоциации «Агрошколы России». Движение активно распространяется по территории нашей Родины, в последнее время все больше школ Краснодарского края открывают агроклассы и сотрудничают с ассоциацией.

Галина Петровна Власова, директор сельской школы поселка Паркового Тихорецкого района, рассказала о преимуществах своей школы и поделилась новаторским опытом организации образовательного процесса, создания уникальной образовательной среды, которая позволяет школьникам показывать высокие результаты и отлично социализироваться.

На Кубани активно работает Ассоциация директоров общеобразовательных организаций. Сергей Сергеевич Приходько, сопредседатель этой общественной организации, рассказал об основных формах работы и пригласил участников съезда к сотрудничеству.

На площадке форума в рамках пленарного заседания и блицфорумов по трекам «Кадры для села. Как сформировать управленческую команду сельской школы», «Школа – социокультурный центр сельской территории», «Образовательные лифты, или поддержка слабых школ. Сельский образовательный туризм и не только» обсуждались приоритетные вопросы функционирования малокомплектных и условно малокомплектных сельских школ, получения качественного образования, подготовки педагогических кадров, сетевого взаимодействия, создания площадки для обсуждения актуальных и первостепенных вопросов малых школ. Поступившие предложения и пути решения проблем аккумулировались и в качестве общих подходов были предложены районным администрациям и управлениям для возможной реализации.

Принято решение о создании рабочей группы из участников съезда по подготовке регионального представительства сельских школ Краснодарского края в ассоциации «Агрошколы России» и организации и проведении второго форума сельских школ в октябре 2021 года.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», – писал В.А.Сухомлинский. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах светлого и чистого села, в теплых и уютных стенах дома, во взаимоотношениях с окружающими людьми. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается в первую очередь школа, в которой ребенок проводит немалую часть своей жизни. Поэтому, чтобы воспитать красивую личность, надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни школы, каждой образовательной организации.

Впервые на Кубани был проведен конкурс «Моя красивая школа» в рамках международного движения «Красивая школа». Участвовали в этом мероприятии малокомплектные сельские школы. Выбор этот не случаен. Традиционно небольшие хуторские школы находятся в неравных условиях с городскими и станичными. Но именно в них накоплен огромный потенциал и создано образовательное пространство, позволяющее реализовывать многогранные программы воспитания в духе семейных ценностей, осуществлять деятельность в полном контакте с социальными партнерами, родителями, казачеством.

На съезде были подведены итоги и награждены лучшие коллективы. Победителем конкурса стала основная школа из небольшой станицы Нефтяной в Апшеронском районе. Директор школы Татьяна Николаевна Куценко совместно со школьниками, педагогами и родителями смогла создать в учреждении интересную образовательную среду, комфортную и безопасную, поистине красивую и работающую на результат. Лауреатом конкурса стала еще одна небольшая школа из аула Большой Кичмай города-курорта Сочи. Директор школы Марзет Аслановна Алиева в своей виртуальной экскурсии поведала, как в школе поддерживается национальная культура адыгов, как сохраняются самобытные традиции и промыслы, как созданная поликультурная атмосфера помогает обогатить внутренний мир девчонок и мальчишек.

Андрей СЕМКЕ, доцент кафедры УОС ИРО Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани, финалист конкурса «Учитель года России»-2000, абсолютный победитель конкурса «Мужская профессия»-2020

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt