Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Жить стало лучше. Повышение учительских зарплат в области идет на пользу всем

Учительская газета, №10 от 5 марта 2013. Читать номер
Автор:

На отчетной коллегии, посвященной итогам работы системы образования Ленинградской области в 2012 году, прошедшей в городе Гатчина на базе Государственного института экономики, права и технологий, речь шла о многих важных вопросах. В том числе говорили и о заработной плате педагогов. Судя по реакции зала, изменения в системе оплаты труда областным педагогическим сообществом приветствуются и ощущаются.

Как сообщил председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, по итогам реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году Ленинградская область выполнила все обязательства по достижению запланированных значений показателей, закрепленных в Соглашении с Министерством образования и науки РФ. В том числе увеличена и заработная плата учителей – с 25144,6 рубля в первом квартале до 30585,1 рубля в четвертом квартале (123,2% от средней заработной платы в экономике региона за 2011 год). Так, за четвертый квартал 2012 года средняя заработная плата учителей составила 30,5 тысячи рублей, педагогических работников – свыше 29 тысяч рублей. Более 6 тысяч классных руководителей ежемесячно получают вознаграждения за счет средств федерального бюджета и с 1 сентября 2011 года – из средств консолидированного бюджета Ленинградской области. Заработная плата педагогических работников ДОУ составила в четвертом квартале 2012 года 18791 рубль. По словам Сергея Тарасова, одним из позитивных изменений можно считать формирование нового фонда оплаты труда в образовании, суть которого заключается в значительной доле средств (не менее 30%), которые предусматриваются на стимулирующие выплаты. «Перспективной задачей представляется объективное и открытое расходование стимулирующей части зарплаты. Необходимо, чтобы каждый педагог знал, за какие результаты он получает доплату. Этот процесс должен быть понятен каждому педагогу, и тогда не будут задаваться вопросы, почему кто-то получил больше, а кто-то меньше. Процедура оценки эффективности работы педагога должна быть гласной и понятной, а сами критерии оценки должны обсуждаться с родителями, профсоюзами, социальными партнерами, если речь идет об учреждениях профессионального образования», – заметил глава ведомства. То, что зарплатные изменения действительно внесли серьезные перемены в жизнь учителей, подтверждают и сами педагоги. Как отметила директор Назийского центра социально-трудовой адаптации и профориентации Людмила Матвеева, каждый учитель, по сути, стал хозяином своей зарплаты, когда с ноября 2012 года была введена стимулирующая надбавка к зарплате учителя. «Наша школа предназначена для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, поэтому помимо базового оклада (8800 рублей) нашим учителям положена еще и надбавка к зарплате в размере 25%. Кроме того, в школе при участии всего трудового коллектива разработано положение о стимулирующей надбавке, где все четко прописано. Допустим, педагог провел массовое мероприятие в школе – он знает, что получит за него 1200 рублей. Или, например, выездную образовательную экскурсию, и, значит, педагог получит дополнительные 800 рублей. Это надбавки на уровне школы. А если педагог провел эти мероприятия на уровне района, то сумма надбавки повышается. Соответственно сумма выплаты будет еще выше, если дети приняли участие в мероприятии всероссийского уровня. Таким образом, педагог своим трудом может сформировать свою зарплату. В его воле запланировать, например, в этом месяце открытый урок, разместить на школьном сайте материалы, где отражен опыт его работы, он может предложить свою работу Ленинградскому областному институту развития образования (ЛОИРО), а это уже областной уровень, выступить на конференции и т. д. И он знает, что в этом месяце к его базовому окладу и надбавке в 25% приплюсуется, скажем, пятьсот рублей, или две тысячи, или даже семь тысяч рублей и т. д. Зарплата стала прозрачной, и нам теперь не нужно общее обсуждение членов трудового коллектива, потому что в положении ясно прописано, сколько и за что. Разумеется, администрация школы может вносить небольшие коррективы относительно качества проведенного мероприятия. К примеру, поставить не 5 баллов (1200 рублей), а 4 балла (1000 рублей) или, наоборот, дополнительно поощрить за проведенное мероприятие. В целом в качестве надбавки можно получить очень приличную сумму – от 1500 до 10000 рублей. Можно утверждать, что система стимулирования, которую отдали на откуп школам, показала хорошие результаты. Прежде всего существенно повысилась эффективность труда педагогов, потому что они заинтересованы в достижении результата. На примере нашей школы я заметила, что учителя с большей охотой стали делиться своим опытом, выходить на педагогические сайты, предлагать свои работы в ЛОИРО, выступать на конференциях. Если раньше многих нужно было заставлять, то сейчас люди вызываются сами. Школьный сайт пополняют с удовольствием. Кроме того, ощутимое повышение заработной платы имеет и социальный аспект. В таком маленьком поселке, как наш, нехватка учителей сродни катастрофе. Благодаря тому что сегодня учитель может заработать более тридцати тысяч рублей, сохраняется кадровая стабильность. Люди заинтересованы в рабочих местах», – подчеркнула Людмила Матвеева. С тем, что ситуация с зарплатой изменилась к лучшему, согласна и директор специальной школы-интерната «Красные зори» Анна Смирнова: «Поскольку наша школа большая, у нас созданы четыре внутренние комиссии, которые занимаются непосредственно рассмотрением результатов за прошедший период. Это происходит раз в квартал. Понятно, что в основном мы ориентируемся на детей, то есть смотрим, какой результат у ребенка – или это победа в соревновании в рамках образовательного учреждения, или участие в конкурсе на уровне субъекта РФ и т. д. В зависимости от того, какие достижения показывает ребенок, у учителя и будет увеличение стимулирующей части. Все участники педагогического процесса знают об этом, поскольку положение о надбавках обсуждалось на общем собрании. Для каждого информация о стимулирующем фонде открыта и прозрачна. И, кстати, когда коллеги видят, что ребенок показал на конкурсе или олимпиаде хорошие результаты, то оценка его работы идет уже не только на финансовом, но и на моральном уровне. Педагога поддерживает не только администрация, но и соратники. Это очень важный аспект». Но основной эффект мер по увеличению зарплаты состоит, по мнению Анны Смирновой, в том, что учителя стали гораздо спокойнее. В самом простом человеческом смысле. Оказалось, легче и приятнее жить, когда стало понятно, что есть финансовая поддержка, что не нужно беспокоиться о хлебе насущном, которого завтра может и не быть. Появилась возможность съездить отдохнуть или подлечиться. Важно это еще и потому, что измученный этим беспокойством учитель, естественно, может спроецировать свое настроение на детей, но теперь этого не происходит. По словам Анны Смирновой, в школе теперь улыбаются все – и взрослые, и дети. Может быть, это и есть та самая ценная и значимая перемена в отечественном образовании, которую так долго ждали и которую наконец удалось осуществить общими силами?ФактПравительством Ленинградской области установлены следующие социальные выплаты молодым специалистам:    в 10 из 18 муниципальных районов единовременная выплата составляет от 5000 до 15000 рублей;    единовременное пособие при поступлении на работу в размере 15000 рублей;    социальные выплаты в размере 56500 рублей в течение трех лет. Кстати В 2013 году повышение заработной платы учителей будет проведено в два этапа: с 1 января на 1% и с 1 сентября на 3% вместе со всеми работниками бюджетной сферы. В результате средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ Ленинградской области за 2013 год достигнет средней средней заработной платы по региону. Кроме того, в бюджете Ленинградской области предусмотрены субсидии местным бюджетам для повышения средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений. Ленинградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту