search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Жить будем по новому закону

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект «Об образовании в РФ», который содержит нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное. В течение двух лет он прошел широкое общественное обсуждение. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что у нового закона об образовании хорошие перспективы: «Думаю, он будет принят либо в конце этого, либо в начале следующего года. Он уже внесен в Госдуму, и после летних каникул депутаты приступят к рассмотрению. Поскольку закон сложный, мы его разошлем во все регионы. С учетом этого первое чтение в Думе состоится скорее всего не раньше октября. В 2013 году закон вступит в силу – сразу и целиком. Его внедрение не вызовет особых трудностей, так как в тексте нового документа заложена преемственность действующих сегодня норм». На встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым законопроект представляла президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ Любовь ДУХАНИНА.

Уже в течение трех лет одна из резонансных тем в обществе – содержание законопроекта об образовании. Нужно ли принимать новый законопроект? Уже к 2000 году возникло понимание, что действующий с 1992 года и крайне прогрессивный в тот момент закон об образовании не мог уже эффективно урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования, и разрыв этот с каждым годом становится все больше. Новый законопроект прошел очень широкое всенародное обсуждение: и через Интернет, и всеми ветвями власти -и Государственной Думой, и Советом Федерации, и на конференции Союза ректоров. Была создана и работала специальная комиссия, которая ставила очень серьезные задачи на предмет соответствия законопроекта конституционному праву на образование, было внесено много замечаний и поправок, в итоге сегодня мы обсуждаем уже третью версию законопроекта.

С нашей точки зрения, новый закон «Об образовании в РФ» обязан решить три основные задачи.

Первая задача – стабилизация – обеспечение социальной справедливости и социальной стабильности в сфере образования. Несмотря на многочисленные пересуды вокруг этой темы, базовые принципы и гарантии конституционных прав граждан в сфере образования в полной мере включены в законопроект. Впервые на законодательном уровне государством признается особый статус педагогических работников в обществе. Мы очень много и долго говорили об этом,законопроект подчеркивает особый статус педагогических работников. Существенно, что все права и меры социальной поддержки педагогов закрепляются за ними вне зависимости от места работы: школа, больница, учреждение соцзащиты. Это то, что отсутствует до сегодняшнего момента. У нас раньше и до сих пор эти меры соцподдержки распространялись только на педагогов, работающих в школах. Все педагогическое сообщество поддерживает закрепление в законопроекте уровня оплаты труда за ставку педагогических работников не ниже среднего по экономике соответствующего субъекта. До 2004 года похожие нормы существовали и в действующем законе об образовании, но ввиду необеспеченности финансовыми механизмами их действие ежегодно приостанавливалось. Мы предлагаем не наступать на грабли дважды, разработать и законодательно закрепить финансовые механизмы, обеспечивающие заявляемый уровень оплаты труда педагога. При расчете средней заработной платы труда педагога целесообразно учитывать среднюю заработную плату педагога за ставку, а не идти путем увеличения средней заработной оплаты труда педагога за счет увеличения количества осуществляемых им работ. Этот путь точно приведет к снижению качества педагогического труда. Законопроект сохраняет существующие многие годы льготы по оплате коммунальных услуг для сельских учителей. В настоящее время некоторые почему-то сомневаются в необходимости сохранения таких мер социальной поддержки в условиях роста заработной платы. Эти меры в первую очередь имеют стимулирующий характер и способствуют привлечению педагогических работников в село. Считаю недопустимым исключение этих мер из законопроекта.

Вторая задача – модернизация и ответы на вопросы: как привести систему образования в соответствие с новыми требованиями времени и социальными условиями, как закрепить современную модель образования? Закон преодолевает разрыв между практикой образования и ее законодательным обеспечением: существенно расширены образовательные возможности граждан, закреплены возможности выбора образовательных траекторий, возможности индивидуализации образовательных траекторий. Проект закона активно вводит в законодательный оборот современные технологии в образовании, постепенно выравниваются права негосударственных и государственных образовательных организаций, предусматривается возможность бюджетного финансирования частных образовательных организаций. Однако этот процесс идет очень робко. Конституционный тезис о равенстве прав организаций всех форм собственности в образовании в полном объеме не реализован ни в части равного налогообложения, ни в равном доступе к ресурсам, в том числе и к бюджетному финансированию. Возможно, это техническая ошибка, но из законопроекта пропала норма о финансовом обеспечении за счет бюджетных средств дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях, и эту норму следует вернуть. Мы недавно приняли федеральный закон, в котором ввели соответствующие полномочия субъектов и муниципалитетов о возможности финансирования услуг дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях. В законопроекте впервые вводится понятие сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры, спорта. Практика же показывает, что возможности сетевого взаимодействия зачастую ограничиваются гражданским законодательством в части совместного использования имущества, в части совместного финансирования образовательных программ, есть проблемы с лицензированием и аккредитацией совместных образовательных программ. Возникает также вопрос о соучредительстве образовательных организаций, причем в первую очередь муниципальных учреждений. Финансирование требует формирования и отработки механизмов межбюджетных отношений с учетом распределения полномочий между уровнями публичной власти. Также остро стоят вопросы межведомственного взаимодействия, в частности, еще не найден механизм совместного финансирования одного образовательного учреждения различными профильными министерствами за счет денег, выделяемых на образование, культуру, спорт, здравоохранение. Решение вопросов, связанных с сетевым взаимодействием, реально приведет к консолидации и оптимизации используемых ресурсов. Надо заметить, что законопроект не содержит адекватных норм в отношении обеспечения доступности дополнительного образования, чей мотивацион-ный ресурс развития и ресурс развития способностей, талантов каждого ребенка особенно велик. Возможно, следует рассмотреть подходы, обеспечивающие персонификацию финансирования дополнительного образования. Например, выдавать детям сертификаты, покрывающие все или часть затрат на получение дополнительного образования. В течение долгого времени услуги дополнительного образования и услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста осуществлялись на основе софинансирования из средств бюджета и средств родителей. Нынешний законопроект не предусматривает такой возможности. Министерство финансов РФ выступает за жесткое разделение источников финансирования услуг. В случаях, когда услуга едина и неделима, как, например, в случае ухода и присмотра за ребенком, такое разделение может привести к сокращению количества услуг, оказываемых на бюджетной основе, и к росту цены на оплачиваемую услугу. Поэтому законодательное закрепление возможности софинансирования услуги в первую очередь необходимо для обеспечения прав граждан и больших их возможностей.Третья задача – задача опережающего развития в условиях нового социокультурного и технологического уклада. Законопроект делает попытку закрепить механизмы непрерывного и опережающего развития системы образования. С одной стороны, через механизмы, использующие внутренний инновационный потенциал, такой как экспериментальная инновационная деятельность (этот тезис появляется у нас в законе об образовании впервые), через механизмы саморегулирования, с другой стороны, через механизмы обратной связи с общественностью, внешней оценки и экспертизы. Однако есть основание считать, что этот шаг мог бы быть пошире и поувереннее. Например, отсутствует предписание в отношении реализации принципа государственно-общественного управления образованием на муниципальном и региональном уровнях. Возможно, стоит подумать о норме, которая обеспечила бы учет результатов общественной, общественно-государственной экспертизы при проведении процедуры аттестации образовательных учреждений. Складывается впечатление, что государство по-прежнему не доверяет обществу, но есть признаки того, что оно не доверяет и школе. В блоке статей по контролю качества образования реализуется ограниченный подход к государственному контролю качества, не стимулирующий рефлексию, саморазвитие и внутренние изменения, заметна жесткая карательная установка в отношении школы, в то время как реально существует согласие в обществе в том, что развитие может обеспечить только политика доверия государства и общества к школе. В рамках этой политики внешняя оценка понимается как элемент системы поддержки, как некая сервис-услуга, оказываемая государством школе, а не как контроль и надзор с угрозой лишить лицензии или уволить директора.Хочу подчеркнуть актуальность и важность проекта закона как основного механизма обеспечения конституционного права граждан на образование, как механизма формирования инновационного потенциала общества и экономики в целом. Возможно, что некоторые нормы, которые относятся к достоинствам проекта, на практике столкнутся с некими проблемами в реализации и, конечно, невозможно пройти те развилки, о которых я сказала, только через 8 законодательное закрепление. Поэтому нам надо уже сейчас подумать о разработке подзаконных актов и, конечно, о гармонизации законодательной и нормативно-правовой базы всех субъектов Российской Федерации. Мы сделали первый шаг, нужно делать следующий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте