Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Жилье – бесплатно! К молодежи нужен программный подход

Учительская газета, №17 от 24 апреля 2012. Читать номер
Автор:

О том, как привлечь и удержать в школе молодого учителя, сегодня думает каждый школьный директор и каждый руководитель образования в муниципалитетах. Среди педагогов Воронежской области доля учителей в возрасте до 30 лет составляет всего лишь десять с небольшим процентов. Но, как говорят знающие люди, это еще не самый худший результат. В Кантемировском районе Воронежской области этот процентный показатель в два раза выше.Однако руководитель Отдела по образованию Кантемировского района Юрий ГОРБАНЕВ считает, что это не предел.

– Действительно, в нашем районе численность педагогов в возрасте до 35 лет от общей численности учителей составляет 21 процент, или 88 человек. Тех, кому от 35 лет и более, – большинство, 70 процентов, или 334 человека, а учителей пенсионного возраста 9 процентов, или 41 человек. Качественное образование зависит от многих факторов, учебно-методических материалов, материально-технической базы. Но в первую очередь оно определяется работой учителя, уровнем его профессиональной подготовки и квалификации. Мы стараемся решать проблемы молодых специалистов программными методами. Для сохранения квалифицированного педагогического кадрового потенциала района, повышения престижа педагогической профессии и совершенствования профессионального мастерства учителей работа с молодыми специалистами проводится в соответствии с подпрограммой «Педагогические кадры». Она является частью долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие образования Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2011-2015 годы» и состоит из трех разделов: довузовская, вузовская и послевузовская подготовка. Довузовская подготовка включает в себя работу в школах по ориентации старшеклассников на педагогическую работу. Для этого проводятся встречи с лучшими учителями района. Также юноши и девушки, желающие получить профессию учителя, являются консультантами, лаборантами, а в дни школьного самоуправления становятся педагогами – дублерами учителей. Не забыта в школах района и такая практика, как работа старшеклассников вожатыми в классах первой и второй ступени в течение учебного года и в летнее время в детских школьных оздоровительных лагерях. На уровне муниципалитета проводятся форумы молодых педагогов, встречи с районной администрацией, семинары, работают методические объединения. Отдел по образованию ежегодно организует мониторинг системы педагогических кадров, анализирует результаты и составляет трех-пятилетнюю программу по подбору и замене педагогических кадров, в соответствии с этой программой проводится работа по целевому направлению выпускников школ в педагогические вузы области. Договорные отношения с Воронежским государственным педагогическим университетом и Борисоглебским государственным педагогическим институтом на протяжении десятилетий помогают нашим выпускникам стать студентами. Большое подспорье в подготовке педагогических кадров – Россошанский педагогический колледж и Павловское педагогическое училище, расположенные в соседних с Кантемировским районах – Россошанском и Павловском. В 2011 году к 80-летию Россошанского педколледжа в нашем районе был проведен мониторинг выпускников, работающих в общеобразовательных учреждениях. В результате выяснилось, что более 50 процентов учителей из тех, кто сегодня трудится в школах нашего района, являются выпускниками Россошанского педколледжа. Сначала получают среднее педагогическое образование, затем идут в вуз, и в итоге школы получают творческих, успешных специалистов, преданных педагогической профессии. – Юрий Викторович, а ваши студенты, когда учатся в педвузах, получают какую-то поддержку? – Конечно, например, в районе создано педагогическое землячество студентов ВГПУ – выпускников школ района. Во время учебы в вузах связь со студентами ни в коем случае не теряется. Они проходят педагогическую практику в школах и лицее района, приглашаются как гости на вечера встреч с выпускниками, присутствуют на уроках своих учителей, защищают дипломные проекты… Назначение на работу для педагогов всегда проводится как большой районный праздник – на августовском педсовещании в присутствии всех учителей, руководителей района, гостей из области и гостей из соседней Украины. Наш район приграничный, и дружба с украинскими соседями у нас давняя и крепкая. Как правило, наши земляки – молодые специалисты возвращаются на работу в свои школы. В районе нет случаев отказа в работе начинающим педагогам, даже если не получается устроиться в школу по месту жительства родителей, молодым специалистам подбирается работа в других школах района. Вообще послевузовский период – время становления молодого учителя – очень важен. Мы стараемся приложить максимум усилий для того, чтобы закрепить, удержать специалиста, помочь ему справиться с бытом. И первая проблема здесь – это жилье. В случаях, когда при школах есть так называемые школьные квартиры, жилье предоставляется бесплатное. Но конечно, многие живут дома с родителями или строят собственный дом, участвуя в программе «Жилье для молодых». – Расскажите подробнее, как эта программа работает в вашем районе. – За прошедшие восемь лет 10 наших молодых педагогов стали участниками мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и в рамках федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». Финансовая помощь составила 2 миллиона 384 тысячи рублей. В прошлом году район также стал участником федеральной программы «Жилье для молодых педагогов». А сейчас для семьи молодого педагога Кантемировского лицея строится дом, который планируется сдать весной этого года. – Юрий Викторович, а может ли начинающий учитель рассчитывать на какую-то карьеру в будущем? Точнее, какой может быть эта карьера, каких профессиональных высот может добиться педагог в вашем районе? – Отвечу так: среди работников административно-управленческого персонала школ директором школы работает один молодой специалист, и десять – заместителями директоров школ, это из 48 заместителей. Особое внимание на протяжении последних лет мы уделяем увеличению зарплаты молодых специалистов. Им предоставляется полная почасовая нагрузка в школах. Также мы с 2009 года выплачиваем им дополнительно от 20 до 30 процентов к заработной плате, сейчас такие выплаты получают 12 человек. Средняя зарплата молодых педагогов составляет от 12 до 16 тысяч рублей. Еще один важный момент послевузовского периода адаптации начинающих учителей – это активное включение их в жизнь педагогического коллектива района. Они посещают и сами ведут открытые уроки, участвуют в конкурсах, экскурсионных поездках, в совместных проектах. Ежегодно накануне Дня учителя в районе традиционно проводятся праздники, на которых мы чествуем лучших, в том числе и молодых. Учителя награждаются почетными грамотами отдела по образованию и областного Департамента образования, получают денежное вознаграждение. В последние годы на таких торжествах появилась дополнительная номинация «Лучшие молодые учителя».Еще один момент. В конкурсе лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» за время с 2006 по 2011 год победителями стали 19 учителей из нашего района. Среди них четыре молодых учителя, трое получили гранты в 100 тысяч рублей, и еще один – в 50 тысяч. По итогам регионального конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных организаций «Лидер Воронежской области ХХI века» и молодежных авторских социально-экономических проектов два наших молодых педагога стали победителями и получили федеральные премии по 30 тысяч рублей. А на Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия» еще два молодых учителя стали дипломантами. Созданию творческого педагогического сообщества помогают коллективные экскурсии. Наши педагоги ознакомились с историческими и культурными памятными местами Воронежской области, побывали с экскурсиями в Волгограде, Белгороде, Санкт-Петербурге. В 2006 и 2007 годах наши молодые учителя участвовали в работе семинаров «Дополнительное образование и организация детского, молодежного и семейного отдыха в профильных лагерях за рубежом», которые проходили на базе палаточного лагеря археологической экспедиции Симферопольского государственного университета «Мангуп» в Крыму. В 2010 и 2011 годах были организованы туры во Францию и Италию через Польшу, Германию, Чехию и Бельгию. В этих поездках побывали более 200 педагогов района, из них десять начинающих. Постоянное внимательное отношение к учителю, своевременное решение возникающих проблем становятся залогом четкого обеспечения обновления и закрепления педагогических кадров в школах района, привлечения в сферу образования конкурентоспособных, активных молодых педагогов и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических кадров для работы в сельской школе. Статфакт В Кантемировском районе 422 педагога. Каждый год в систему образования приходят работать 5-7 молодых специалистов. В течение последних 12 лет в школы приняты 108 человек, причем за последние пять лет – 26 человек. Ежегодно омоложение педагогических кадров происходит на 2%. Комментарий Олег Мосолов, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области: – Кантемировский район сам по себе очень интересный, и интересна его система образования. Достаточно вдумчивый руководитель системы образования, который понимает, что одно из оснований, на которое всегда можно делать ставку, – это привлечение молодых специалистов. Причем важны не количественные показатели, а именно комплексное решение проблем молодых педагогов и с точки зрения сопровождения, и с точки зрения создания условий, а в итоге создания педагогического сообщества района. Такой подход уже дает свои результаты, профессиональное сообщество формируется, я бы даже назвал это корпоративом. Возможно, не всем нравится это слово, но корпорация по большому счету – это цех. И очень важно чувствовать его поддержку, особенно в моменты, когда ты отвечаешь за то, что там происходит в школе, в коллективе, когда у тебя болит душа за то, что там происходит. И одновременно ты чувствуешь себя частью этого коллектива, чувствуешь его у себя за спиной. Насколько я знаю, по сравнению с другими муниципальными районами в Кантемировском самый высокий процент молодых учителей, хотя это не самый передовой район по каким-то другим показателям. Он не находится в центре области, не имеет никаких преференций, а наоборот, это окраинный район, граничащий с Украиной, можно сказать, это форпост России. Воронежская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту