Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Женское лицо русской поэзии. Итоги Первой Всероссийской литературной премии имени Валерия Прокошина

Дата: 22 октября 2014, 12:34
Автор:

В Государственном музее А.С.Пушкина названы имена лауреатов Первой Всероссийской литературной премии имени Валерия Прокошина. Учредили ее Клуб кураторов литературных фестивалей России, Литературный салон «Булгаковский Дом», издательство «Современная литература» и Общероссийский Народный Фронт с целью простой и очевидной: явить миру современных поэтов русской провинции. Они такие разные – молодые и зрелые, сторонники классической традиции и отчаянные авангардисты, но в одном схожие – в искренности своей и преданности русскому слову.

Новый конкурс носит имя Валерия Прокошина – замечательного поэта, всю свою недолгую жизнь хранившего верность родной Калужской земле.

Этот город похож на татарскую дань

С монастырскою сонной округой.

Здесь когда-то построили Тмутаракань

И назвали зачем-то Калугой.

Писал он много, публиковался часто, особенно, когда наступила эра интернета, но настоящая известность пришла к нему лишь на излете дней. Прокошин был отмечен несколькими литературными премиями, в том числе Цветаевской, Международной Волошинской, имени Валентина Берестова за детский сборник «Озорная азбука». Американский русскоязычный журнал «Флорида» в 2006-м объявил его Поэтом года. Он многое успел, но, как и все талантливые, рано ушедшие люди, еще больше не успел. Знавшие Прокошина говорят, что был он ироничен, верил в жизнь и никогда никому не отказывал в помощи.

А потом проживаешь век, словно вечный бой,

Как и все — грешный.Собираешь камни и носишь везде с собой,Глупо, конечно.Смотришь в воду, где плавают рыбы туда-сюда:Карпы, сазаны…Закрываешь глаза и видишь внутри себяСвет несказанный.

На этот «свет несказанный» и потекли на Прокошинский конкурс поэтические заявки со всей России: 170 литераторов из 43 регионов претендовали на выход в финал. Жюри – актеры Вениамин Смехов и Евгений Миронов, режиссер Станислав Говорухин, директор Литературного музея Дмитрий Бак и, конечно, поэты, среди которых Юрий Кублановский, Андрей Коровин, Мария Ватутина, Александр Переверзин – остановило свой выбор на 17 именах, составивших «шорт-лист» премии.

Победа в номинации «За собственный голос в поэзии» (сюда попали приверженцы классических ориентиров) досталась Марине Бирюковой, выпускнице биологического факультета Саратовского государственного университета.

Я не была умней других детей,

Но от чего-то Пушкина любила:

Уже тогда меня его метель

С пути прямого пагубного сбила.

Поздравить победительницу приехал ее земляк, Евгений Миронов. В итоге из Москвы Марин Бирюкова возвращается сразу с двумя призами – с «рабочим столом писателя» (не дубовым, под сукном, как подумали вначале гости, но вполне современным, электронным, состоящим из компьютера, принтера и сканера), и с приглашением на концерт, который Миронов в конце ноября дает в Саратове вместе с Национальным филармоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова в рамках Третьего Всероссийского театрального фестиваля им. Олега Янковского.

Номинацию «За творческий поиск в поэзии» создали для неутомимых экспериментаторов, уверенных, что русский язык таит в себе еще множество неведомых смыслов и неизведанных возможностей, скрытых до поры до времени от посторонних глаз. Лучшей на этот раз признали Ольгу Шилову из Калужской области. Библиотекарь по образованию, она работает художником-постановщиком и верит в то, что «именно в провинции, в ее малых городах, селах – где скорость времени как бы замедляется, – поэту легче ощутить себя внутри пространства и Вечности. Сердцу и уму становится просторнее, оттого и поэтический разбег – дальше и дольше…»

Вилами чертила по воде, и мутила чистый водоем… только на читательском суде – не на Страшном, Господи, Твоем.

Третья, специальная премия «За поддержку русской поэзии» конкурса не предполагала. Она для тех, кто «поддерживает поэтический пульс страны», кто помогает творцам быть услышанными, быть вместе, не теряться в бурном море современной, отнюдь не поэтической жизни. Директор Дома-музея Максимилиана Волошина в Коктебеле, председатель ежегодного Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» Наталия Мирошниченко делает все, чтобы сохранить и поддержать традиции Серебряного века на заповедных крымских берегах. И, возможно, эта награда нужна не столько ей, сколько самому Коктебелю, чья дальнейшая судьба сейчас под большим вопросом. Останется ли это место «Киммерией Волошина», вечным приютом поэтов или превратится в «курорт для богатых» с яхтами и полями для гольфа – у литераторов и чиновников разный взгляды на будущее Коктебеля. Конечно, одна премия дела не решит, но она наверняка станет еще одним козырем в копилке здравого смысла.

Лицо Прокошинской премии-2014 оказалось женским – красивым и умным. Блестящие поэты-мужчины, которых в «шорт-листе» было больше половины, на первых порах галантно уступили место дамам. Возможно, в следующий раз все будет иначе, хотя, по словам члена жюри, поэта, переводчика, критика Марины Кудимовой, уже первый сезон премии задал такую планку, достичь которой отныне будет непросто. Непросто, конечно, но возможно: Россия велика не только просторами, но и поэтами.

Фото автора и из личного архива Валерия Прокошина


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt