search
main
0

Ждите ответа… Избранные места из переписки профсоюзов с правительством

Казалось бы, кому, как не Министерству труда России, подавать пример в вопросах социального партнерства: вести конструктивный диалог с профсоюзами, открыто обсуждать грядущие реформы?
О том, какой именно пример остальным органам власти и работодателям подает руководство Минтруда, свидетельствует переписка профсоюза с правительством по поводу Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации
Центральный комитет

25 октября 2002 г. N 129

Председателю Правительства
Российской Федерации
М.М. Касьянову

Уважаемый Михаил Михайлович!

4 октября т.г. на заседании расширенного Президиума Центрального комитета профсоюза при рассмотрении предложений Минтруда РФ по реформированию систем оплаты труда работников бюджетной сферы было отмечено: предложенный Минтрудом РФ проект Концепции реформирования систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы противоречит неоднократным заявлениям членов Правительства РФ о необходимости закрепления ответственности за выплату заработной платы за органами государственной власти субъектов РФ и предлагает фактическую муниципализацию систем оплаты труда работников школ и других общеобразовательных учреждений без финансового обеспечения передаваемых органам местного самоуправления полномочий, поскольку предполагается, что размеры ставок и окладов работников образования, сроки и порядок их индексации будут устанавливаться муниципалитетами в зависимости от возможностей их бюджетов.
Фактически это означает полное снятие ответственности государственной власти за оплату труда работников общего образования, что противоречит Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ, Закону РФ “Об образовании”.
Проект Минтруда РФ практически не может быть реализован, поскольку он опережает реализацию предложений по разграничению полномочий между уровнями власти и внесению изменений в межбюджетные отношения, рассмотренных на заседании Госсовета РФ 23 октября т.г.
Кроме того, учитывая предполагаемое в 2003 году введение законом минимального размера оплаты труда в сумме 600 рублей и необходимость доведения до его величины ставок по первым четырем разрядам ЕТС, средства, предусмотренные на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы в 1,33 раза, не позволят создать эффективную отраслевую систему оплаты труда, направленную на повышение качества образования, создание мотивации повышения квалификации и заинтересованности в результатах труда работников отрасли и не ухудшающую материальное положение отдельных категорий работников.
Одновременно с введением новой системы оплаты труда Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ предложения по приостановке в 2003 году выплаты повышенных на 25% ставок (окладов) и отмене коммунальных льгот работающим в сельской местности специалистам в сфере образования и других бюджетных отраслях.
В целом реализация этих проектов может резко ухудшить положение работников образования и не обеспечит реализацию целей, заявленных в Концепции модернизации российского образования.
Из действий исполнительной власти по подготовке реформирования систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы не ясно, каким образом и в какие сроки Правительство РФ собирается вывести заработную плату в образовании на уровень заработной платы в промышленности, как это предусмотрено рекомендациями Госсовета РФ и Концепцией модернизации российского образования, одобренной распоряжением Правительства РФ.

В постановлении расширенного Президиума ЦК профсоюза отмечено:
1. Профсоюз категорически возражает против концептуального подхода к изменению порядка организации систем оплаты труда, предложенного Минтрудом в проекте Концепции реформирования систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, который противоречит продекларированному намерению федеральной власти закрепить за бюджетами субъектов РФ ответственность за финансирование расходов на заработную плату и организацию учебного процесса и восстановить в соответствии с Конституцией РФ ответственность государства за положение образовательных учреждений, утвердить государственный стандарт общего образования, ввести единый государственный экзамен на всей территории России, что фактически закрепляет единые федеральные требования к учителю по количеству и качеству его труда независимо от муниципальных или региональных особенностей финансирования школы.
2. Любые попытки реформирования систем оплаты труда без выделения достаточных бюджетных средств приведут к нестабильной ситуации в отрасли накануне выборов в Государственную Думу РФ, Президента РФ, к развитию процесса политизации в коллективах образовательных учреждений. Только на создание эффективной отраслевой системы оплаты труда необходимо как минимум удвоение фонда оплаты труда.
3. Обратить внимание Правительства РФ на необходимость ускорить принятие решения об изменении порядка финансирования заработной платы и расходов на организацию учебного процесса в сфере общего образования и приведении статуса школы и других общеобразовательных учреждений в соответствие с Конституцией РФ.
4. Профсоюз категорически возражает против предусмотренной одновременно с введением новой системы оплаты труда с 1 октября 2003 года приостановки установленного Законом РФ “О социальном развитии села” порядка выплаты повышенных на 25% ставок и окладов работников образования и других специалистов бюджетной сферы в сельской местности, а также против намечаемой с января 2003 года отмены установленных для них коммунальных льгот.
5. Профсоюз считает недопустимым принятие Концепции реформирования систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, предложенной Минтрудом РФ, затрагивающей интересы 15 млн. работников, без широкого обсуждения в субъектах РФ и анализа возможных социально-экономических последствий.
Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что профсоюзам бюджетной сферы не была предоставлена возможность ознакомиться с мнением Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, с финансовыми расчетами, подтверждающими возможности субъектов РФ и муниципальных образований реализовать предложенную Концепцию, с предложениями по изменению действующих законодательных и нормативных актов.
Дополнительное обострение ситуации вызвало популистское, противоречивое, не отвечающее действительному положению дел интервью министра труда РФ А.П. Починка, опубликованное в “Независимой газете” 21.10.2002 г. Сложившаяся ситуация является прямым следствием отсутствия Концепции государственной политики в вопросах оплаты труда, разработка которой была поручена Минтруду России.
Просим Вас отложить запланированное на 31 октября 2002 года рассмотрение на заседании Правительства РФ предложенного Минтрудом РФ проекта Концепции реформирования систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и поручить Минтруду России учесть конкретные замечания, высказанные профсоюзами бюджетной сферы, специалистами на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

С уважением
председатель профсоюза
В.М. Яковлев

Ассоциация профсоюзов
работников непроизводственной
сферы Российской Федерации
N 115
4 ноября 2002 г.
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.М.Касьянову

Уважаемый Михаил Михайлович!

Профсоюзы работников непроизводственной сферы неоднократно выражали несогласие с концептуальными подходами к организации системы оплаты труда в бюджетной сфере, содержащимися в проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, разработанной Минтрудом России, давали свои предложения и замечания, которые до сих пор не учтены.
Мы не согласны с предлагаемым отказом от сохранения за ставками заработной платы (окладами), устанавливаемыми на федеральном уровне, статуса государственных гарантий минимальных уровней оплаты труда работников на всей территории Российской Федерации для конкретных профессионально-квалификационных групп работников каждой бюджетной отрасли при соблюдении установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени, независимо от источников финансирования расходов на заработную плату, то есть с отказом от гарантий в сфере оплаты труда, предусмотренной статьей 143 Трудового кодекса РФ для работников организаций бюджетной сферы.
Нам по-прежнему неизвестен реальный порядок финансового обеспечения предлагаемого введения новых отраслевых условий оплаты труда, механизм индексации ставок заработной платы (окладов) работников бюджетной сферы после введения новых условий оплаты труда на всей территории России.
Отсутствуют необходимые расчеты средств, требуемых на введение новых условий оплаты труда из бюджетов всех уровней, в том числе регионального и особенно муниципального, учитывая, что более 80% муниципалитетов являются в настоящее время дотационными, а 58% – даже не имеют собственных бюджетов.
В представленных Минтрудом РФ на заседании РТК материалах отсутствует перечень предложений по внесению изменений в законодательные и нормативные акты, позволяющих реализовать достаточное финансовое обеспечение предлагаемых Минтрудом РФ мер по реформированию систем оплаты труда в бюджетной сфере, а также позволяющих обеспечить предусмотренные действующим законодательством гарантии в сфере оплаты труда для работников организаций бюджетных отраслей.
Предложения Минтруда РФ, приведенные в тексте проекта Концепции (стр. 14 и 15), касающиеся вопросов разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в формировании систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, противоречат Конституции РФ, действующему законодательству, декларируют изменения, не подкрепленные предложениями по внесению изменений в законодательные акты РФ.
Вывод о том, что отказ от Единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы позволит повысить уровень оплаты труда всем категориям и группам работников, более четко увязать оплату труда с их квалификацией и качеством труда (ст. 16 проекта Концепции), по нашему убеждению, является неверным, поскольку сам по себе отказ от ЕТС не может изменить уровень материального обеспечения работников бюджетных отраслей без одновременного кардинального увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на их заработную плату. По представленным отраслевыми министерствами бюджетной сферы расчетам лишь средние размеры новых ставок (окладов) работников (при условии их введения с 1.10.2003 г.) смогут достигнуть прогнозируемого Правительством РФ на 2003 год уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Ставки (оклады) начинающих свой трудовой путь специалистов в бюджетной сфере по-прежнему будут составлять лишь 65-70% от прожиточного минимума.
Насколько нам известно, в результате рассмотрения предложенного проекта Концепции Министерство финансов РФ поставило перед разработчиками этого документа те же вопросы, которые вызывают обеспокоенность у нас. Однако результат рассмотрения Минтрудом РФ замечаний Минфина РФ на заседании РТК 1.11.2002 г. оглашен не был и до настоящего времени неизвестен.
Учитывая, что очередное обсуждение проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 1.11.2002 г., не привело к достижению взаимопонимания между представителями профсоюзов и работодателей, с одной стороны, и представителями Правительства РФ, с другой стороны, и в целях недопущения развития социального конфликта в бюджетной сфере считаем необходимым перенести срок рассмотрения этого документа Правительством РФ и направить его на доработку в комиссию, которую, по нашему мнению, целесообразно создать из представителей Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов.
Президент Совета Ассоциации
профсоюзов работников
непроизводственной сферы РФ
В.М. Яковлев

Министерство труда
и социального развития РФ
(Минтруд России)
Статс-секретарь –
заместитель министра
26. 11. 02. N 7969-ГП

Уважаемый Владимир Михайлович!

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 г. N ВМ-П12-16275 Минтруд России рассмотрел Ваше обращение по вопросу о проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Проект Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, подготовленный Минтрудом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации, состоявшемся 6 ноября 2002 года, и в основном одобрен.
В соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2002 г. N41 Минтруду России и Минфину России поручено доработать проект Концепции с учетом состоявшегося на заседании обсуждения и направить его в субъекты Российской Федерации.
После рассмотрения замечаний и предложений субъектов Российской Федерации по данному вопросу доработанный проект Концепции будет представлен в Правительство Российской Федерации в срок до 1 января 2003 года.

Г.В.Паршенцева

Заместитель
председателя
Правительства
Российской
Федерации

Москва

Минтруд России (А.П.Починку) – созыв
Минфин России (Т.А.Голиковой)
Минэкономразвития России
(М.Э.Дмитриеву)
Минздрав России (Ю.Л.Шевченко)
Минкультуры России (М.Е.Швыдкому)
Минобразование России (В.М.Филиппову)
Минюст России (Ю.Я.Чайке)

Прошу внимательно рассмотреть, лично провести дополнительные консультации с профсоюзами работников здравоохранения, культуры, образования и о принятых мерах проинформировать президента Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации В.М. Яковлева и Правительство Российской Федерации.

В.Матвиенко

30 декабря 2002 г.
ВМ-П12-18184
Ассоциация профсоюзов
работников
непроизводственной сферы РФ
N 156
25 декабря 2002 г.

Заместителю председателя
Правительства РФ
В.И.Матвиенко

Уважаемая Валентина Ивановна!
В соответствии с Вашим поручением от 15 ноября 2002 г. N ВМ-П12-16275 в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации поступил ответ, подписанный статс-секретарем – заместителем министра труда и социального развития РФ Г.В.Паршенцевой.
К сожалению, данное письмо не содержит ответа ни на один из поставленных нами вопросов в письме от 4.11.2002 г. в адрес председателя Правительства РФ М.М.Касьянова и носит сугубо формальный характер.
Считаем, что подобные ответы не способствуют конструктивной работе по совершенствованию условий оплаты труда работников в бюджетной сфере.
Обращаем Ваше внимание на то, что, несмотря на все заверения, Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (общероссийское объединение профсоюзов) не получила официального текста Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Одновременно из территориальных организаций профсоюзов работников бюджетной сферы поступает информация, что Минтрудом России направлен в субъекты РФ лишь проект Концепции, а основополагающий документ – проект федерального закона “О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы” в субъекты РФ не направлен, лишив их, тем самым, возможности ознакомиться и оценить предполагаемые принципы разграничения полномочий уровней власти в определении систем оплаты труда, порядка индексации ставок и окладов, а также принципы разграничения ответственности в финансировании расходов на выплату заработной платы.
Учитывая, что реализация предлагаемых изменений в установлении оплаты труда приведет к снижению качества образования, медицинских услуг, к дискриминации граждан и детей в возможности получения качественных услуг здравоохранения и образования во многих регионах, Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ на своем собрании представителей территориальных организаций рассмотрела сложившуюся ситуацию и приняла решение:
1. Считать неприемлемым принятие Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, подготовленной Минтрудом России.
2. Объявить подготовку к проведению Всероссийской акции работников образования, здравоохранения, культуры в феврале 2003 года с требованиями:
– недопущения принятия Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, подготовленной Минтрудом России, без сохранения принципа применения устанавливаемых на федеральном уровне ставок и окладов для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, на всей территории России как минимальных государственных гарантий по оплате труда;
– отложить введение отраслевой системы оплаты труда в бюджетной сфере до принятия решения об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию этой меры не менее чем в два раза;
– проведения в 2003 году дополнительного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы по сравнению с уже предусмотренным Правительством РФ размером ее повышения.
3. Обратиться к руководству Государственной Думы РФ, профильным комитетам Госдумы РФ с предложением провести расширенные парламентские слушания под эгидой трех профильных комитетов Госдумы РФ по вопросу “О проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы”.
С уважением
президент Совета Ассоциации
В.М.Яковлев

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте