Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Жажда жизни. В путешествии человек становится настоящим

Учительская газета, №04-05 от 29 января 2013. Читать номер
Автор:

То, что Олег АНТОНОВ победил на областном этапе «Учителя года», удивительным омичам не показалось. Большой, красивый, уверенный в себе, а главное – сумевший сделать физкультуру если не главным, то важным уроком в школе.

Занятия Олега Владимировича Антонова дети не пропускают, потому что знают – завтра опять будет что-то интересное. На его уроки родители приводят своих чад со справками «освобожден» и просят:  «Пускай он с вами позанимается, вы только последите». Олег Владимирович следит. Потому что больному ребенку движение нужно вдвойне, только правильное, а справками из него делают неполноценного и неуверенного в себе человека. Непонятно только, зачем молодой и сильный мужчина, у которого был выбор, решил стать нищим учителем.  Он смеется:- Да меня тогда деньги не интересовали вообще. Хотя и сейчас не очень… В третьем классе я записался в туристский клуб «Искатель» в нашей школе и заболел туризмом. Поступил в Сибирский государственный университет физической культуры, сразу зная –  приду в школу, чтобы заниматься не физ-рой, а физкультурно-оздоровительной работой. Уже на третьем курсе вел туристический кружок в родной Лузинской школе, а после окончания вуза стал учителем. Олег Владимирович водит меня по спортзалу. Обычный, стандартный. Но сколько здесь происходит необычного и нестандартного! Антонов ввел в уроки физкультуры элементы туризма. Что можно сделать, имея обычный набор – скамейки, канаты, шведские лесенки? – А вон там, – показывает Олег Владимирович мне узкий выступ на стене спортзала выше человеческого роста, – ребята ходят, как по скалам. Со страховкой, конечно.  Вот тут мы преодолеваем завалы, разложив на  полу перекладины в хаотичном порядке, пытаясь пролезть под ними. Если надеть рюкзаки, задача усложняется.По обычной школьной лестнице можно совершить восхождение. Класс делится на пары, один из двоих надевает тяжелый рюкзак, и весь класс начинает подъем на мнимую гору, меняясь ношей.  Зачем меняться рюкзаками?  Затем, что Олег Владимирович считает, что задача учителя – научить детей взаимопомощи вопреки всеобщей моде на индивидуализм. В Липецке на открытом уроке он раздал ребятам приспособления, похожие на болотные кочки, которые сам изготовил из дерева так, чтобы на них хорошо становилась ступня. И превратил спортзал в болото. Весь класс с кочками в руках думал, как дружно, не оставив никого в трясине, преодолеть это препятствие. А потом разгадывали кроссворд – на физкультуре должны быть паузы, так почему бы их не сделать интеллектуальными? Туризм ведь,  который  пропагандирует Антонов, дело умных  и творческих людей. – Как вы считаете, что делает  человек, сидя на краю трехсотметровой пропасти? Думает. О чем его мысли, когда он видит далеко внизу маленькие фигурки людей, не соизмеримые с окружающими его горами, которые здесь были, когда человечества не было, и будут, когда его не станет? – спрашивает Олег Владимирович и сам же отвечает: – Разве он станет думать о тех ценностях, которые принято считать главными в мире стекла, бетона и искусственного света? Пешеходный туризм, по его словам, непростой, трудоемкий, но бесконечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь он обладает огромным воспитательным потенциалом. Приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие инфантилизма, эгоизма, учит ответственности за общее дело,  воспитывает бережное отношение к родной природе и культуре, рациональное использование своих времени, сил, имущества. Современные дети, по наблюдениям Олега,  стали, во-первых,  слабее физически, во-вторых, умнее. Слово учителя для них не аксиома, а теорема, которую педагог должен доказать своими умениями и знаниями. Можно просто бросить детям мяч, но они даже с лавки не поднимутся – скучно. Поэтому педагог должен их заинтересовать. Олег Владимирович никогда не кричит на детей,  зачем? Если они не слышат нормального голоса, почему должны отозваться на крик? Но наказывает. И самое страшное наказание для нарушителя – он не будет выполнять любимое упражнение. А наказывать физкультурой ему даже не приходит в голову. Наоборот, удивляется: – Наше поколение до сих пор помнит страшное слово «козел», через которого нужно было прыгать. Для девочек это было мукой. Зачем, если отработать толчок и приземление можно более простым, нестрашным способом? А если заставлять ребенка, он просто не придет больше на урок, и будет прав,  учиться должно быть интересно.Кстати, Олег Владимирович не требует на уроках единой формы. Да, наверное, это дисциплинирует, собирает, но всего этого можно добиться другим способом – авторитетом педагога и увлеченностью учеников. Походы, которые Антонов с ребятами совершает по школьному стадиону, как полагается, с рюкзаками и преодолением препятствий на пути, потом превращаются в восхождения на Саяны или Кузнецкий Алатау. Туда идут, конечно, избранные – те, кто занимается в секции. Но избранными хотят быть все! И становится ясно, как важно уметь думать, принимая решения, отвечать за всех, работать одной командой. Тех, кто послабее, Антонов водит на Алтай в альпийский лагерь. Одни гуляют вокруг лагеря, другие забираются на ледники. Любой маршрут он проходит первым сам – проверяет. И команду свою, конечно, ведет первым. Команда – от 12 до 17 –  страхует. – Честное слово, ни разу не пришло в голову попросить кого-то из взрослых подстраховать. Мы вместе, – говорит Олег.Однажды падал в расщелину, из которой его дружно вытащили дети, в другой раз в поисках брода вытянули его из разбушевавшейся реки. Бросить первого   тоже никому в голову не пришло. Есть путешествия разной сложности. Саяны, например, лыжный поход – 180 километров своим ходом. Озеро Ергаки в Хакасии – всего-то 110 километров пешком. Это тяжело. Когда в  9 лет Олег Антонов пошел на Тянь-Шань, то тихо плакал и уверял, что больше никогда… Его новички, подготовленные на «большой земле», тоже обычно решают: «Ни за что». И 90 процентов отправляются снова по маршрутам все большей и большей сложности. Маленькая дочь Антонова Полина,  в пять лет прошагав 90 километров рядом с безжалостными мамой и папой, наверняка думала так же. Теперь, в 8,  уже заядлая путешественница. Олег Владимирович не любит слова «поход». Поход – это некое культурно-увеселительное мероприятие с шашлыками и горячительным. А путешествие… Каждый человек сам определяет, зачем он отправляется в путь. Кто-то ищет себя. Для кого-то  это возможность посмотреть мир, прикоснуться к огромному неведомому знанию, для других это просто желание  сменить обстановку, поиск чего-то нового. Путешествие с Антоновым – это незабываемое приключение с массой новых впечатлений и эмоций. Дети  знакомятся с иными культурами, видят образ жизни других людей, наслаждаются природой. И понимают, до чего хрупок этот мир,  он тоже зависит от них. –  Турист просто созерцает окружающий его мир, а путешественники его исследуют, ставят над ним опыты, используя себя в качестве инструмента, шествуют по пути исследования мира. И не важно, что это исследование заключается в походе к достопримечательностям соседнего города или в вылазке детей в заброшенный дом. Все это шаги на пути познания, – считает Олег Владимирович. В путешествии человек становится настоящим. Дети открываются, будто срывая надоевшие маски. Старшеклассница Анна в путешествии вдруг превращается в собранного человека. Само собой получается, что вокруг нее собирается кружок младших, которых она опекает. Даже говорит по-другому – словарный запас, оказывается, у нее гораздо богаче, чем «круто» и «пошел на». Кстати, насчет словарного запаса – второй год ходит с лузинскими школьниками шотландский профессор и журналист Сэнди Рид, плохо владеющий русским языком, и сделал практически всех членов турклуба Антонова знатоками английского. В Шотландии лузинская школа №2 давно известна по его статьям. Случается наоборот – крутые парни стонут и падают от усталости. Однажды Олег Владимирович взял двоих студентов, и пока его ребятишки разного возраста,  молча пыхтя, тащили свои 20-килограммовые рюкзаки, взрослые психовали, садились на землю, размазывая грязные слезы. непросто, но, сумев сделать это раз, сумеешь еще множество. Не только в путешествии, но и  в жизни. Четыре выпуска было уже у Олега Владимировича, и что его радует,  ни один не потерялся в жизни, ни троечник, ни отличник. Дружат далеко не все, но если кому-то нужна помощь, оказывают без лишних разговоров. В путешествии все зависят друг от друга, там невозможно разбиться на группы или остаться в одиночестве. Потому что прошел под дождем 30 километров, а с ног валиться нельзя – надо всем вместе поставить палатку, разжечь костер, сварить кашу. И главное – съесть ее. Когда готовят пятиклашки,  обязательно путают сахар с солью, и ничего – идет, будто ресторанное блюдо. К тому, что  не победил на российском уровне, отнесся философски: «Конкурс прошел, разочарование результатом осталось. Значит, надо больше работать». Расстроился, пожалуй, больше за тех, кто ему помогал, – завучи в школе, методисты в Институте развития образования, специалисты Минобраза. Будет пробовать участвовать в конкурсе снова. Только теперь на основе ОБЖ. По мнению Антонова, программа предмета перегружена начальной военной подготовкой, а это совсем другой предмет, и вести его должны другие специалисты. Его задача – научить детей применять знания, которые он им дает, для спасения себя и близких, если вдруг возникнет такая ситуация: чрезвычайное происшествие, автономное существование. У него дети на ОБЖ даже сочинения пишут. Показал мне стопку по рассказу Джека Лондона «Жажда жизни», которого даже нет в школьной программе. По большому счету Олег Владимирович Антонов и делится с детьми главным, что у него есть, – жаждой жизни.А  ее у него хватает не только на уроки и путешествия, но и на любимую семью, на встречи с друзьями, на изучение классической литературы, на освоение английского языка. Олег Антонов по совместительству еще и депутат сельского поселения. Два раза в неделю ходит на заседания.- Электорат у меня серьезный, – улыбается педагог. – Я же за 14 лет сколько народу в школе учил!Хочет помочь  своему поселку стать лучше. К нему постоянно приходят люди, просят  помочь решить проблемы по коммуналке. Сейчас вот все время интересуются, как установить счетчики, когда пенсия всего 5-7 тысяч. Пытается помогать. Освещение сделали на улице, за два года обновили лузинские дороги – тоже заслуга сельского совета, где голос Антонова  не последний. – Жаловаться на то, что все плохо, не по мне. Действовать надо, иначе ничего не изменится. Я хочу сам менять что-то в нашей жизни, а не зависеть  от говорильни. Омск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту