На заседании Наблюдательного совета за ходом реализации пилотного проекта по развитию общего образования о некоторых результатах мониторинга (III квартал 2011 года) рассказала первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова.
Как председатель комиссии по подведению итогов проведения пилотного проекта, могу сказать, что в конце сентября состоялось заседание этой комиссии, на котором рассмотрели итоги развития и реализации этого проекта за прошедший третий квартал. По состоянию на конец сентября можно отметить, что по многим предусмотренным индикаторам реализация пилотного проекта осуществляется достаточно хорошими темпами. На конец сентября мы отметили, что из 12 индикаторов, установленных для реализации, 4 не были отчетными, но даже по неотчетным показателям некоторые образовательные учреждения дали и свои плановые показатели, и соответственно данные по их исполнению.За третий квартал увеличилось количество участников пилотного проекта, которые попали под мониторинг хода реализации проекта. Три месяца назад на заседании Наблюдательного совета мы говорили о 125 школах, за это время к проекту присоединились еще 134 ОУ, взявшие на себя обязательства по выполнению его показателей, и общее количество участников составило уже 259 школ. Проведение мониторинга хода пилотного проекта по развитию общего образования предусматривается в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве». Постановление предусматривает осуществление поквартального мониторинга реализации пилотного проекта. Мониторинг проводился по трем направлениям: по новой системе оплаты труда, по организации системы оценки качества в ОУ, по созданию в ОУ системы государственно-общественного управления.В таблице 2 представлена сводная информация о достижении целевых значений индикаторов реализации пилотного проекта по округам. Образовательные учреждения выполнили принятые обязательства в рамках реализации пилотного проекта развития общего образования. Какие же показатели были получены по различным направлениям?Новая система оплаты трудаВ новой системе оплаты труда для нас наибольший интерес сегодня представляет размер выплат учителям в новом учебном году. Скажу сразу, что в основном все взятые на себя обязательства образовательные учреждения выполнили.В таблице 2 содержится, по сути, сводная информация по показателям, характеризующим отражение достижения или недостижения целевых показателей в рамках подходов к формированию новой системы оплаты труда.Индикатор №1 «Прирост средней заработной платы учителей в отчетном квартале по отношению к средней заработной плате учителей в первом квартале 2011 года в %» не был отчетным в III квартале 2011 года, но тем не менее его уже можно охарактеризовать, потому что 17 ОУ различных округов показали, что там произошел рост оплаты труда, то есть самой зарплаты, а не просто увеличение оплаты труда за счет использования фонда стимулирующих выплат. Как положительный опыт можно отметить учреждения Северо-Запада, которые показали повышение уровня оплаты труда от 18,9 до 31,5 процента. В Юго-Восточном округе два учреждения показали прирост зарплаты от 19 до 28 процентов. К сожалению, 88,5% образовательных учреждений Москвы не показали среднюю заработную плату учителей (исключение составляют отдельные ОУ Северо-Западного и Юго-Восточного округов), что не позволяет сопоставить среднюю зарплату по округам и в целом по городу. Тем не менее можно сказать, что наиболее реалистичные показатели мы получим по итогам четвертого квартала, когда он станет отчетным по этому показателю.Индикатор №2 «Доля стимулирующей части фонда оплаты труда, распределяемой по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по показателям результативности работы, от общего фонда оплаты труда, в %» показывает позитивную динамику по всем округам Москвы: в среднем прирост составил 2,35% за отчетный период. Только по 27 учреждениям из 259 не отмечен этот плановый показатель как основа для прироста заработной платы, в этих же учреждениях и не отмечено, что прирост зарплаты за счет использования фонда стимулирующих выплат произошел. Надо отметить, что этот индикатор в целом дал общий прирост зарплаты по пилотным школам на 7% и по сравнению с плановыми показателями дал больший прирост, чем это установлено планом. К сожалению, когда мы будем анализировать обязательства образовательных учреждений, которые они брали перед вхождением в пилотный проект, то увидим: в силу того что некоторые директора ОУ опасались, как пойдет ход реализации этого проекта, у них не было данных, которые они могли бы использовать как хорошие прогнозные данные, эти показатели были изначально занижены. Особенно по третьему кварталу, который стал, по сути, первым кварталом реализации всех положений пилотного проекта. Поэтому, я думаю, это та зона, на которую нужно обращать внимание при переходе всех ОУ на новую систему оплаты труда, чтобы те показатели, которые они себе намечают, были действительные, основывались на реальных расчетах, а затем не отличались в разы, как это происходит в настоящее время.Индикатор №3 «Доля фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, от общего фонда оплаты труда работников, в %» установлен во всех образовательных учреждениях, достигнут всеми, прирост от плановых показателей в среднем составляет 6,47%. При этом также следует отметить, что остается проблемой достижение 70% от общего фонда оплаты труда, направляемого на фонд оплаты труда педагогических работников. Дело в том, что в настоящее время по итогам третьего квартала он составил по городу 58,3%. При этом по двум округам – Северному и Юго-Западному – по пилотным учреждениям по плану он был установлен ниже 50% и по факту составил более 50%. Если смотреть среди всех учреждений, к сожалению, наблюдается та же тенденция: директора школ устанавливали заниженные показатели и плохо владели ситуацией. Никак – ни до начала пилотного проекта, ни в ходе его реализации – не может доля оплаты педагогических работников составлять два-три-двадцать процентов, как это заявили некоторые школы. Таким образом, формализуется сам показатель, который говорит о том, что если школа ставит два процента как план, то три процента уже превышение плана. Тем не менее у нас есть такие ОУ, в которых в настоящий момент по их отчетным показателям за третий квартал, фонд оплаты труда педагогических работников оценивается в десять процентов, что говорит либо о нерациональном использовании средств (что мало вероятно, учитывая этот низкий показатель), либо о том, что директор, наверное, неправильно подходит к определению фактических показателей. Есть довольно большое количество школ, где этот показатель ниже 50 процентов, а есть школы, где он и пять, и шесть процентов. Поэтому этим вопросом нашей комиссии нужно заниматься более предметно. На заседании комиссии было принято решение, что все члены комиссии будут распределены по школам (по восемь школ на каждого члена комиссии) и они смогут более плотно работать с этими ОУ, более предметно анализировать их показатели в следующем квартале. 88,5% образовательных учреждений Москвы не показали среднюю заработную плату учителей (исключение составляют отдельные ОУ Северо-Западного и Юго-Восточного округов), что не позволяет сопоставить среднюю зарплату по округам и в целом по городу.Система оценки качества образования в ОУ Здесь можно отметить, что показатель в целом реализован успешно. Прирост на уровне 4-4,5 процента. В таблице 3 представлена сводная информация по индикаторам №4-№8, характеризующим становление системы оценки качества образования в образовательных учреждениях.Индикатор №4 «Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной межшкольной экзаменационной комиссией, по четырем учебным предметам, от общего количества выпускников 9-х классов, в %» не установлен в 82,2% ОУ, а учреждениями, в которых плановые показатели были установлены всеми, достигнуты.Индикатор №5 «Доля выпускников 9-х, 11-х классов, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию, от числа допущенных к государственной (итоговой) аттестации, в %». Анализ табличных данных по этому индикатору показывает, что в 73,7% ОУ взятые плановые показатели выполнены, что наблюдается позитивная динамика к фактическим показателям, в среднем она составляет 4,3%.Индикатор №6 «Доля учителей, осуществляющих дистанционное консультирование обучающихся посредством ресурсов сети «Интернет», от общего количества учителей, в %» характеризует готовность педагогов к работе в дистанционном режиме, установлен всеми ОУ и имеет положительное отклонение от плановых обязательств (+4,4).Индикатор №7 «Доля учащихся, принимавших участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией, от общего числа учащихся 4-х классов, в %» показывает, что в образовательных учреждениях, где обязательства были установлены и достигнуты, наблюдается положительная динамика (прирост +4,7).Индикатор №8 «Доля учащихся, принимавших участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией, от общего числа учащихся 7-х классов, в %» показывает, что в образовательных учреждениях, где обязательства были установлены и достигнуты, наблюдается положительная динамика (прирост +7,95).Государственно-общественное управление ОУПо этому направлению все образовательные учреждения заявили, что все показатели они выполняют. Это значит, что создан сайт учреждения, есть документы, которые вывешивают на этом сайте, можно согласиться и с тем, что в большинстве пилотных школ действительно созданы управляющие советы, или просто советы, в этом смысле пилотные школы более передовые. Но на мой взгляд, эти показатели, представленные и не проанализированные по содержанию, являют собой некий формальный признак. Наверное, поэтому опять-таки в следующем квартале нужно посмотреть, что же на самом деле есть по этим показателям в плане их выполнения.Индикатор №9 «Подтверждение наличия активного информационного ресурса в сети «Интернет», обеспечивающего публичный диалог администрации и педагогического коллектива учреждения с родителями, детьми и местным сообществом», показывает, что во всех образовательных учреждениях (100%) имеется либо сайт учреждения, либо ссылка на информационный ресурс.Индикатор №10 «Подтверждение наличия органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, наделенного полномочиями по контролю за качеством предоставления услуг в учреждении» показывает, что во всех 100% ОУ существует этот орган. Государственно-общественный характер управления ОУ осуществляют управляющие советы школ (более чем в 95% ОУ), советы школы и другие органы. На мой взгляд, показатели по общественно-государственному управлению, представленные и не проанализированные по содержанию, являют собой некий формальный признак. Уже как профсоюзная организация мы попробовали проанализировать, что происходит с управляющими советами в наших ОУ. Понимая, что это будут в целом не участники пилотного проекта, но школы, которые в скором времени ими станут, будут решать те же самые проблемы на объективной и бесконфликтной основе, мы проанализировали все это и получили картину не очень приглядную. По разным округам ситуация разная, но есть средний показатель по управляющим советам ОУ – он ниже 50 процентов. Исключение составляют Северо-Восточный, Юго-Западный и Южный округа. Когда мы анализировали опрос учителей, то выяснили их опасения насчет того, что государственно-общественное управление может остаться только на бумаге. На наш взгляд, эти опасения сегодня частично подтвердились, например, в 187 учреждениях Южного округа только в 67 управляющих советов включены в качестве членов председатели первичных профсоюзных организаций, практически то же самое наблюдается в Восточном округе, где управляющие советы созданы только в 86 школах, и только в 48 процентах советов входят председатели первичных профсоюзных организаций. Индикатор №11 «Подтверждение учета динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования учреждения» показывает, что в 95,4% образовательных учреждений осуществляется подтверждение учета динамики посредством размещения информации на сайте, электронный дневник.Индикатор №12 «Отсутствие обоснованных жалоб на деятельность администрации и педагогического коллектива учреждения» показывает, что жалобы отсутствуют.По итогам проведения мониторинга комиссия приняла решение, в котором признано, что все пилотные учреждения выполнили свои обязательства на третий квартал, что позволяет продолжить их финансирование в рамках пилотного проекта.
Комментарии