Что делать, когда ваше чадо не желает делиться с друзьями игрушками? Ябедничает на товарищей и жалуется на учителей? А как поступить, когда великовозрастное дитятко клянчит у вас денег на скоростной скутер? Как бороться с курением и не по возрасту ярким «боевым» макияжем? На эти и множество других вопросов отвечает детский психолог, сотрудник московского психолого-педагогического центра «Норма Плюс», преподаватель кафедры психологии Московского государственного областного университета Ольга КОНОВАЛОВА.
Начнем с самых маленьких. В возрасте двух-трех лет ребенку еще трудно что-то объяснить. Между тем у родителей возникает несколько основных проблем. Одна из самых распространенных – малыш не желает делиться игрушками и едой. Многие родители ругают ребенка, обвиняя его в жадности, тем самым формируя у него комплекс вины и бесхарактерность в будущем. Это прямой путь к тому, что во взрослом возрасте чадо будут обвинять уже в том, что он рохля, не умеет бороться за должности и еще какие-то материальные блага. Родителям можно посоветовать не ругать ребенка за нежелание делиться – в этом возрасте это совершенно нормально! Так он вырабатывает навык защищать свою собственность.
А вот в 4-5 лет крошке уже можно объяснить, что можно и поделиться с окружающими, но только поделиться, а не отдать все! Важно, чтобы остались довольны и ваш, и чужой ребенок – для этого сначала разделите заведомо большую для одного порцию. Еще один приемлемый вариант – предложить детям обменяться игрушками. Тогда малыш поймет, что поделиться с другом – приятно и совсем не обидно, и в будущем вряд ли станет скрягой или транжирой. Еще одна проблема – повышенная капризность и агрессивность ребенка. Так происходит, как правило, при установке родителей на вседозволенность. Ребенку позволяется практически все, для него нет никаких запретов. Ковыряется в носу, пожалуйста, наступил кошке на хвост, да ради Бога! Этакое дитя природы, у которого отсутствуют критерии хорошего и плохого. А они закладываются как раз в этом возрасте. Такой ребенок может ради развлечения больно ударить сверстника или замучить котенка. Научите своего малыша тому, что есть добрые и нехорошие поступки, что обижать других – плохо.
Приведите простые и убедительные примеры: ведь наверняка ребенок видел или сам испытывал негативные эмоции – боль, огорчение, досаду. Обязательно хвалите ребенка за добрые поступки, а в случае нехорошего поведения объясните, почему вам это не нравится, но не ругайте и не наказывайте. Формируйте и запреты, касающиеся безопасности, а также эстетические критерии. Например, объясните ребенку, что поведение людей и животных отличается, и издавать утробные звуки ртом уместнее не за столом, а в коровнике.
Но не перегибайте палку! Не насаждайте жесткую дисциплину, не запрещайте ребенку самому принимать решения, совершать самостоятельные поступки. Касается ли это завязывания шнурков или выяснения отношений со сверстниками. Хочет дитя само одеться – отлично, поощрите его и в дальнейшем это делать. Если у него что-то не получается и он хнычет – не вмешивайтесь без его просьбы. Договоритесь с ним, что всегда придете на помощь, но только если он попросит. Разумеется, это не касается случаев, когда ребенку грозит реальная опасность. Даже если ваш малыш дерется с другим – не бегите тут же их разнимать. Как правило, дети чувствуют грань, на которой нужно остановиться, да и обижаются друг на друга недолго. Дети сами найдут выход из ситуации, потому что они живут в своем мире со своими правилами. Не навязывайте им свои правила поведения.
Сторонникам авторитарного воспитания также стоит помнить, что постоянные запреты обязательно приведут ребенка к неврозу, неумению общаться со сверстниками и, возможно, к агрессии, которую из-за постоянного внутреннего напряжения и несогласия он может выплеснуть на окружающих. Частые болезни и жалобы на поведение ребенка – это красноречивый сигнал для родителей, которым нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Хулиганскими поступками и болезнями ребенок пытается привлечь к себе внимание и получить недостающую ему ласку (это касается детей любого возраста).
В 6-10 лет главным стрессом для ребенка становится школа – совершенно новая ситуация, в которую он попадает. Ребенок испытывает большие перегрузки, ведь научиться писать и читать – огромный труд. И тут вам важно его поддержать. Не ругайте за каракули, наоборот, найдите отдельные образцы в письме, где школьник приблизился к нужному результату, и похвалите его. Если ребенок начал жаловаться на учителей и ябедничать на товарищей, обязательно разберитесь в каждом конкретном случае, не поддерживайте свое чадо или, наоборот, педагогов во всем без разбора. В любом случае объясните ребенку, что он уже во многом самостоятельный человек и взаимоотношения с учителями должен выстраивать сам, без вашего вмешательства (кроме крайних случаев). Но при этом вы всегда готовы выслушать его и помочь разобраться в ситуации. Поступки же и решения – за ним. Ребенок должен осознать, что существуют не только родственные и дружеские отношения, но и иерархические. И еще он должен понять, что такое ответственность. У него появилась обязанность – учиться, и никто не будет делать это за него.
И, пожалуйста, не делайте за ребенка домашнее задание! Он должен знать, что это его обязанность, и он несет ответственность за эту работу. Помните, что ценится только то, к чему человек сам приложил усилия. Если вы приучите его к мысли, что сделаете все за него, ребенок перестанет стараться. Но что делать, если сын или дочка сидят над уроками битый час, не могут их сделать, жалуются и просят помощи? Конечно, помочь – советом. Подскажите, как ему найти необходимые знания. А быть может, дело в том, что он неправильно организовал свой труд? Объясните, что самое трудное нужно делать в первую очередь, а не требующее большого внимания и хорошо усвоенное – потом. Ну а если ребенок все-таки не понял объяснений учителя? Попросите его рассказать вам, как эту тему раскрыл педагог. Ваш ребенок должен понять, как важно внимательно слушать учителя на уроке.
Если же ребенок регулярно не справляется с домашним заданием или приносит плохие отметки, разберитесь в чем дело. Возможно, какой-то учитель пристрастно к нему относится. Возможно, также, что учебные нагрузки для вашего школьника слишком большие. Всерьез подумайте о том, пойдет ли ему на пользу обучение в гимназическом или лицейском классе. Если вы не хотите нервного срыва и многочисленных комплексов, стоит перевести ребенка в обычную школу. Возможно, там он будет чувствовать себя более успешным и уж точно более уверенным в себе. И, конечно, не ругайте его за плохие отметки. Покажите, что вы немного огорчены, но знаете, что он может сделать лучше, и верите в него.
C 11 лет у девочек, и с 12-13 у мальчиков обычно происходит самоосознание себя как личности. Это период идентификации, как называют его психологи. Детям уже важно доказать свою самостоятельность, они начинают активно спорить с родителями, отстаивать свою точку зрения. В этот период им важнее всего становится мнение сверстников, а не родителей. Они хотят быть, как все – копируют друг у друга поведение, внешний вид. Начинаются претензии к тому, что купили родители. Ребенок может отказаться носить, к примеру, немодную, по оценкам его сверстников, футболку. Относитесь к этому как к данности, выскажите свое мнение, но не запрещайте ему носить то, что ему нравится. Девочки начинают краситься, и иногда их макияж может быть вызывающе ярким и неумелым. Мамам хорошо бы поговорить с дочкой, а еще лучше самой показать, как сделать незаметный повседневный макияж, учитывая особенности юной кожи. Действуйте через сравнение: накрасьте дочку так, как вы бы хотели, с минимумом косметики – еле заметные тени, бесцветный блеск для губ, а затем -яркую помаду и тени. Девочка сама выберет первый вариант.
С 14 лет у детей, как правило, начинается обратный период – «не хочу быть, как все». Ребенок ярко осознает свою индивидуальность, хочет как-то выделиться среди сверстников. Подростки зачастую начинают просить у родителей дорогие вещи, которые им нужны для самоутверждения, – например, скутер или навороченный горный велосипед. Постройте ваши отношения с ребенком так, чтобы он начинал жить по взрослым правилам. В этот период осознается ценность денег и труда и очень важно, чтобы он понял, что ему придется научиться самому зарабатывать себе на жизнь. Ни в коем случае не попрекайте его в дармоедстве. Просто скажите, что придется самостоятельно заработать часть денег на скутер, если действительно хочется его получить. Летом подростки вполне могут найти сезонную работу, которая рассчитана именно на их возраст.
Зачастую дети грубят взрослым. Покажите ребенку, что вы расстроены его поведением. На него скорее подействует ваше настроение, чем нотации. Поговорите с ним: возможно, он сам чем-то расстроен и просто выплеснул негативные эмоции. А вот с курением в этом возрасте бороться почти невозможно (это нужно делать до 12 лет). Упреки и запреты могут привести лишь к тому, что ребенок будет курить втайне от вас. Поговорите с ним как со взрослым человеком. Возможно, он сам поймет, что курит лишь из подражания.
Комментарии