Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Земфира – последняя певица нашей эпохи». Рената ЛИТВИНОВА

Учительская газета, №38 от 18 сентября 2007. Читать номер
Автор:

В рамках прошедшего в Выборге фестиваля российского кино «Окно в Европу» состоялась презентация нового проекта известной актрисы, сценариста и режиссера Ренаты Литвиновой – музыкального фильма «Зеленый театр в Земфире». На встрече с журналистами автору пришлось ответить на многие вопросы. Но сначала было короткое предисловие.

Досье «УГ»Рената ЛИТВИНОВА -сценарист, актриса, режиссер.Родилась 12 января 1967 г. в Москве в семье врачей. В 1989 г. окончила сценарный факультет ВГИКа.Среди ролей в кино – работы в картинах «Увлечения», «Граница. Таежный роман», «Небо, самолет, девушка», «Настройщик», «Мне не больно».Как режиссер сняла документальную картину «Нет смерти для меня» и «Богиня: как я полюбила».Заслуженная артистка России

– Мне очень хочется, чтобы эта работа была поддержана, потому что в принципе она – единственная в своем роде. Вообще я думаю… Я думаю, что такого исполнителя, как Земфира, который мог бы один держать зрителя весь фильм, найти очень трудно. Конечно, не хочу никого обидеть, но даже себе не представляю, чей бы фильм-концерт могла бы еще снять. Сейчас картина находится в процессе, нас ждут досъемки, камерные, локальные, пока мы покажем вам какие-то нарезки и ответим на вопросы, если они есть.

– Когда картина будет готова?

– Я надеюсь, покажем ее уже этой глубокой осенью. Если судить по отзывам прессы, то концерт Земфиры, который снимали, был великим, феерическим. Мы снимали с двенадцати камер, главным оператором у нас был знаменитый Сергей Мочильский, еще было очень много его студентов, которые получили счастливую возможность поработать на картине… Конечно, это мой первый проект такого рода, конечно, у меня нет опыта съемок музыкального фильма, конечно, мы не на Западе, где съемочная группа ездит за звездой весь гастрольный тур и, скажем, из 30 концертов монтирует один. У нас в данном случае был материал только единственного концерта.

– Вероятно, отсутствие таких возможностей, как на Западе, и рождает в России проекты, которые только в ней и возможны.

– Специально я ничего подобного не смотрела, знаю, что очень многие хорошие режиссеры снимали фильмы-концерты, и не хотела подпадать под их влияние, как настоящий дилетант хотела открывать все сама. Пускай не стану первой, но когда делается по-дилетантски, мне кажется, всегда есть трогательность, словно заново открываешь что-то, устанавливаешь какие-то законы, делаешь по-своему. Пусть сделанное будет проникнуто больше трепетом, чем профессионализмом.

– Ваше присутствие в фильме выражалось в наблюдении за процессом, или вы активно принимали участие в постановке кадров, их ракурсе, монтаже?

– Первоначально я получила материал с нескольких камер, сделала некоторые выводы, теперь мы монтируем. Материал у нас музыкальный, но внутри его обязательно будут важные для меня откровения. Давайте о них пока говорить не будем, иначе зачем они вообще.

– Как сама Земфира относится к материалу, она его не корректирует?

– Ни диктатором, ни контролером Земфира не является, она доверяет, отпускает. Конечно, мы показываем ей фрагменты, но при этом в конце концов мы тоже занимаемся своим делом.

– Вы сказали, что картину можно будет увидеть глубокой осенью. Где ее можно будет посмотреть, она снята для конкретного телевизионного канала?

– Мы абсолютно независимы, не подписаны никаким каналом, это кинопроект, фильм выходит в цифровом формате. На Западе, кстати, есть система таких кинотеатров, где показывают цифровые фильмы, в России подобных мест только девять. Но когда стали показывать материал прокатчикам и директорам кинотеатров, которые сидят все из себя значительные и пресыщенные, развращенные показом только американских фильмов, то вызвали даже некоторый ажиотаж. Они сказали, что если фильм будет на пленке, то готовы поставить его как нормальный игровой. В данном случае мне кажется, я даже в этом уверена, что он сможет составить здоровую конкуренцию, что зритель на него пойдет. Земфира сама по себе очень коммерческая, хоть она и не «Фабрика звезд».

– Для концерта, представленного в фильме, программа складывалась отдельно?

– Вошли песни из первого, второго и третьего альбомов Земфиры, и она сказала, что больше выступать с этой программой не будет, в данном случае это было в последний раз, когда в одной программе звучали песни только этих трех альбомов. Всего у нее альбомов четыре, но сейчас речь о первых трех. То есть в фильме будут хиты-прехиты, такие густые-прегустые сливки, причем все в новых аранжировках.

– Звучит ли в нем какая-то песня, которую очень хотелось услышать лично вам?

– Это же была не передача по просьбе радиослушателей, не концерт по их заявкам.

– В картине будут игровые моменты?

– Знаете, будут.

– А сами будете в кадре?

– Не-а, зачем? Это было бы странно.

– Нам знакомы ваши режиссерские работы, мы читали ваши сценарии, а ваших текстов для песен не знаем. Существуют ли они?

– Вот видите, везде провокация. Никогда текстов для песен не писала, и сама в жизни никогда не запою, хоть вы меня расстреляйте. По-моему, это будет такое безобразие. Увидела тут в лифте объявление: киноактриса вечером собирается петь, прямо душа сжалась. Нет, я петь не буду, знаю, некоторые запели уже, поют, я же, если что, только скрепя сердце. Это не мое, зачем же полезу?

– Как складывалась работа с Земфирой?

– Она потрясающая личность и лично меня многому научила. Есть, конечно, женщины феерические, отнесу к ним Киру Георгиевну Муратову, отчаянную, которая своей дерзостью и своей манерой жить каждый раз меня оглушает. Такова и Земфира, она тоже и по жизни меня питает, и еще выдающийся, на мой взгляд, исполнитель. Последняя такая певица нашей эпохи. Я и узнала ее по песням. Мы познакомились и начали сотрудничество на «Богине». Вообще, Земфира не отдает свои песни в кино, подозреваю, что она не очень хорошего мнения о современном русском кинематографе. А вот для нас специально написала песню.

– В проект вы вошли, имея уже некое представление о Земфире. Сейчас вы из проекта выходите. Что вам открылось в этой уникальной звезде?

– Во-первых, я из него пока не вышла, он еще внутри. Мне нравится влюбляться в талант, очаровываться им. Земфира какая-то неисчерпаемая. Знаю, что в сентябре она выпускает совершенно грандиозный альбом, который… Его, может быть, можно будет сравнить с ее первым альбомом, который повлиял на всю нашу шоу-индустрию, мы постоянно сталкиваемся с цитатами из Земфиры. Таким же цитируемым, по-моему, станет и тот ее альбом, что сейчас готовится к выходу. Одним словом, я имела в фильме потрясающего исполнителя в потрясающей творческой форме. А что может быть прекраснее фантастического таланта? Даже если я оказалась бездарной музыкальной режиссершей, мне в заслугу все равно можно будет поставить фиксацию выдающегося музыкального события. Я его как бы задокументировала.

– «Зеленый театр в Земфире» – название окончательное?

– Не знаю. Сперва все неопределенно пожимают плечами, но потом название запоминается.

– А каким вам предполагается будущее Земфиры?

– Надеюсь, у нее все будет хорошо.

– Имеется в виду, каким его можно спрогнозировать. Вы назвали Земфиру последней певицей эпохи, перед нею была Алла Борисовна, ее настоящее плюс будущее мы видим…

– Ужас… Нет, я не комментирую. Мне кажется, задумываться об этом Земфире еще рановато, все же ей всего 30 лет. Мне намного больше. Что будет со мной, как вам кажется? Не могу за нее отвечать, но Земфира такой человек, думается, когда чего-то не хочет, то не хочет, ничего не превращает в конвейер. Существует странное убеждение, что никогда нельзя останавливаться. А мне кажется, что надо. Странная боязнь выпасть из обоймы Земфире не грозит, она и автор, и сама себя продюсирует, а главное, обладает такой могучей независимостью большого таланта и сильным характером, так самодостаточна, что это уже гарантия: если чего-то не захочет – просто уйдет. А сейчас она в самом расцвете.

– Кого из мужчин-певцов вы могли бы с нею сопоставить?

– Мне нравился Цой Витя… Мое поколение до сих пор слушает его песни. То же самое происходит и с Земфирой, на ее песнях уже несколько поколений выросло.

– У вас был замечательный театральный опыт с Шапиро в «Вишневом саде» у Табакова…

– Я просила Олега Павловича отпустить меня, не отпускает.

– Еще что в этом роде планируется?

– Нет, ни в коем случае. Мне нравится быть автором – сценаристом, режиссером. Сниматься я не очень люблю, скажу честно, Я этого никогда и не скрывала.

– Зато мы очень любим, когда вы снимаетесь.

– Спасибо. Сейчас у нас будет новый проект у Муратовой, опять мне злодейку играть, женщину с нехорошими повадками. За что меня Кира так? Что еще? Хочу все же вырваться на просторы режиссуры, а вам поручаю меня поддержать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту