Проблема очередности в детские сады для Воронежской области, как и для многих регионов России, сегодня остается одной из самых актуальных. На начало этого учебного года в официальной очереди числилось около трех тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. Как раз тот самый возраст, когда малышам детский садик срочно необходим, потому что и мамам давно пора на работу, и к школе надо готовиться.
Тем не менее, если судить по отчетам областного правительства и мэрии Воронежа, для решения этой острой проблемы в последнее время делается многое. В области есть районы, где охват детей дошкольным образованием составляет 80% и выше, а в нынешнем году сдается 15 дошкольных образовательных учреждений. В самом Воронеже, как нам рассказали в городском управлении образования и молодежной политики, выполняется муниципальная программа «Развитие образования», по которой в нынешнем, 2014 году планируется создать 2,5 тысячи дополнительных мест в дошкольных учреждениях.Наша справкаНа 1 ноября 2014 года в Воронеже работает 196 дошкольных образовательных организаций с общим числом воспитанников от 1,5 до 7 лет – 41978 человек, в том числе:179 муниципальных ДОУ, в которых воспитываются 39 750 детей, 7 дошкольных отделений при муниципальных общеобразовательных учреждениях с числом воспитанников 1360 человек, 10 негосударственных дошкольных образовательных организаций, которые посещают 868 детей.Для строительства новых детских садов и реконструкции старых помещений город использует не только бюджетные средства, но и привлекает частных инвесторов. Например, за счет средств муниципального и областного бюджетов был построен детский сад №78 и готовится к сдаче детский сад №81. Оба рассчитаны на 220 мест, красивые, современные. Не менее удачным оказался вариант муниципально-частного партнерства, по которому уже введены в строй четыре детских сада и готовятся к сдаче еще три. На деле это выглядит так. Компания-застройщик сегодня не только возводит новые дома в каком-нибудь микрорайоне, но и строит там же за свои средства новенький детский сад. А город и область потом выкупают эту новостройку за бюджетные деньги. Таким образом сегодня уже выкуплено четыре сада, а по трем оформляются необходимые документы. Всего на выкуп таких садов планируется израсходовать 500 миллионов рублей федеральных средств и 63 миллиона из регионального бюджета.Для развития негосударственного сектора дошкольного образования используется механизм «муниципальной преференции», проще говоря, долгосрочная безвозмездная аренда. По такому варианту пошли организаторы частных детских садов «Холмы и горы» и «Зеленая улица». Их открытие планируется на конец этого года – начало следующего.Рассказывает Ольга Николаевна Золотухина, заместитель руководителя управления образования и молодежной политики города Воронежа:- Одно из условий, которое мы ставим перед этими частными дошкольными учреждениями, – это предоставление 10% мест нашим муниципальным очередникам на условиях, что оплата для них будет такая же, как в обычных муниципальных детских садах. Например, если частный садик открывает помещение на 60 мест, то 6 детей из нашей общей городской очереди будут посещать этот сад, а стоимость пребывания в нем для них составит 87 рублей в день. Именно столько сегодня стоит день пребывания в муниципальном детском саду. И конечно, оплачиваются только те дни, когда ребенок приходит в детский сад.Мы же со своей стороны предоставляем негосударственным детским садам муниципальные помещения в безвозмездное пользование на 10 лет. Соответственно хозяева этих садов должны за свой счет отремонтировать помещения и установить в них необходимое по требованиям СанПиНа оборудование, чтобы это был детский сад с полным днем пребывания. Сейчас таких частных садов у нас два. В «Зеленой улице» уже сделали капитальный ремонт и сдали документы на лицензирование, думаю, что в конце этого года или в начале января следующего детей уже примут. А детский сад «Холмы и горы» отремонтировал пока только одно помещение на 60 мест в Советском районе, всего у них 200 мест, есть еще помещения в Центральном и Коминтерновском районах. Их они планируют отремонтировать до конца года и сейчас тоже оформляют необходимые документы.Что будет с этими садами через 10 лет, когда закончится договор безвозмездной аренды? Если все пойдет хорошо, вполне возможно, что договор будет продляться.Пока в частных детских садах идет ремонт, я решила побывать в одной из готовых новостроек, возведенной по правилам муниципально-частного партнерства и уже выкупленной городом. Детский сад №74 торжественно открылся 5 сентября, а с 8‑го уже начал принимать детей. Микрорайон новый, в основном это панельные десятиэтажки, растущие как грибы после дождя, строительство еще идет. Если учесть, что квартиры тут немного дешевле, чем во многих других микрорайонах, сразу станет понятно, почему здесь так много молодежи. Мамочек с колясками и маленькими ребятишками встречаешь буквально на каждом шагу. И понимаешь, что без детского сада им никак не управиться. Видимо, и застройщик – ОАО «Домостроительный комбинат» – это тоже хорошо понимает, потому и садик построили большой, в три этажа (есть еще четвертый подвальный, там прачечная), рассчитанный на 220 детей. Правда, сейчас здесь уже 235 – а что делать? Только ждать, когда неподалеку откроется еще один садик, который пока строится.Рассказывает заведующая детским садом №74 Ирина Валерьевна Давыдова:- Конечно, желающих попасть к нам было очень много, район новый, продолжает застраиваться. В саду у нас 4 ясельные группы и 8 групп для детей постарше. В ясли принимаем малышей с двух до трех лет, а затем они переходят в младшую группу. Времени после открытия прошло немного, пока обживаемся, но занятия ведутся в полной мере. 30 октября провели большое мероприятие – осенний утренник «Здравствуй, золотая осень!». Дети водили хороводы, читали стихи, ставили сценки, пели песни. Сотрудники проводили утренник в костюмах сказочных героев, было очень весело, всем понравилось. Скоро начнем готовиться к Новому году…Осень и сегодня напоминает о себе в отделанных с иголочки, новеньких детсадовских группах и игровых комнатах. Среди ярких красивых игрушек можно увидеть, например, «аквариум» из блестящей бумаги с золотыми «рыбками» из больших сухих листьев – поделка семьи Переславцевой Елизаветы. Это один из результатов конкурса «Осенняя фантазия», для которого родители вместе с детьми и воспитателями делали поделки из природного материала, а потом организовали выставку на втором этаже перед музыкальным залом. Сейчас лучшие работы украшают группы.Весь садик оставляет ощущение не только новизны и современного комфорта, но и внимания к каждому уголку, к мелочам, которые делают его более домашним, уютным и ухоженным. И если первое – от строителей и проектировщиков, то второе, несомненно, дело рук воспитателей и сотрудников сада. На каждом из трех этажей широкие коридоры, а на стенах – репродукции картин Дональда Золана с изображениями счастливых детей. Заходишь в садик и сразу понимаешь, что оказался в мире беззаботного прекрасного детства. Все окна, а их в здании немало, буквально украшены шторами: по-другому не скажешь, настолько многообразны сочетания гардин, тюли, ламбрекенов и других многочисленных «шторных» хитростей! В музыкальном зале это великолепие удачно дополняет «солнышко» на потолке, где в каждом лучике – подсветка, а над зрительными местами – «облака», тоже, вероятно, из гипсокартона и тоже со встроенными лампами.В саду три лифта: грузо-пассажирский, кухонный для подъема пищи на второй и третий этажи и лифт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вход в этот лифт отдельный, с улицы, правда, пока таких ребятишек в саду нет. Но если будут, как говорит заведующая, садик готов их принять.Еще одна находка в оформлении здания – веселое радужное разноцветье. Снаружи на фасаде садика по углам прорисована радуга, а внутри на первом, втором и третьем этажах есть небольшие расписанные ниши. Как говорит Ирина Валерьевна, они решили поддержать эту разноцветную тему:- На первом этаже у нас на волнах радуги качается волшебный корабль. На нем мы как бы поднимаемся на второй этаж и попадаем в сказочный радужный дворец! А на третьем этаже в такой же нише у нас устроилась большая жар-птица с радужным хвостом, которая исполняет все желания!Эти картины на стенах заведующая и ее помощники тоже придумали сами. В конце июня Давыдову назначили заведующей, и она вместе со строителями и художником готовила сад к открытию – покраска, отделка, шторы, мебель, ковры и так далее. Ирина Валерьевна в дошкольном образовании больше 20 лет, из них 15 проработала воспитателем. Окончила Борисоглебское педагогическое училище, позже заочно исторический факультет Воронежского педагогического университета. Говорит, что сегодня, когда сама формирует коллектив детского сада, уделяет внимание квалификации воспитателей и, конечно, их человеческим качествам, среди которых на первом месте любовь к детям и понимание того, что детский сад – свой особый мир, «определенный организм, который ты или принимаешь и живешь здесь всей своей душой, или нет – и тогда ты здесь не сможешь работать».Гордость 74‑го сада – компьютерный класс с детскими компьютерами и специальными рабочими столиками, которые со стороны больше похожи на красивые игрушки. По словам заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе Ольги Александровны Бурковой, в этом классе занятия проходят в игровой форме – 10 минут за компьютерами, потом отдых. Начинается урок обычно с игрового сюжета: дети отправляются в путешествие, или кому-то спешат на помощь, или стараются узнать что-то новое. Темы разные – безопасность дорожного движения, этикет, развитие логики, а главные помощники на компьютерных уроках – Смешарики, которых ребята очень любят.Когда мы уже заканчивали нашу экскурсию по саду, побывав в спортивном зале и оценив по достоинству собственный стадион на улице, а заодно и специальные покрытия на детских площадках каждой группы и возрастные горки для малышей, я спросила заведующую о планах на будущее. Будет ли своя собственная изюминка у садика, есть ли мысли по этому поводу? Оказалось, да, обязательно. Пока идея в том, чтобы постараться создать на базе детского сада консультационный центр для родителей, тех самых молодых мам, которых в районе немало. Им порой и опыта не хватает, и знаний. Поэтому будут полезны встречи и беседы с врачами-педиатрами, со специалистами в области физической культуры, с учителями начальных классов из соседних школ. И конечно, с психологом и логопедом, которые работают в детском саду.
Комментарии