2017 год объявлен Годом экологии. На эту тему стали чаще говорить с экранов телевидения, писать в газетах, предлагать мероприятия для участия. Учителя и ученики школы №1034 не могли обойти эту тему и стали активнее включать вопросы экологии в свои уроки и занятия. Наибольших успехов в приобщении учащихся к проблемам экологии нам удалось добиться через занятия проектной деятельностью. Успешным в нашем случае также оказался опыт ведения проектной деятельности учащихся со стороны классного руководителя. Вместе с учениками своего класса учитель организует продуктивную деятельность по разработке экологических проектов.
Проектная деятельность в школе – это одно из условий создания системы развития творческих способностей детей – поиск новых технологий, форм и средств обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но тем не менее относится к педагогическим технологиям ХХI века. Учебный проект, с точки зрения учащихся, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это работа, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся, интересной и значимой для ученика.Тема экологии проходит незримой зеленой нитью через все уроки в начальной школе. Мы говорим о воздухе, воде, растениях и животных на всех уроках и почти ежедневно. Мы решили не оставаться в стороне от заявленной темы текущего года и углубились в проблемы экологии вместе с учениками. Определив нашим ориентиром это направление, мы вместе с учащимися изучили источники загрязнения воздуха в городе Москве, понаблюдали за звездным небом и поняли, что из-за загрязненного воздуха мы почти не видим звезд, стали углубляться в тему и выяснили, что каждый год число заболеваний, связанных с дыханием, увеличивается.Ученики предложили модели фильтров, которые могли бы помочь нашему городу вздохнуть полной грудью. Это важный шаг со стороны ребенка – попытаться проверить свою гипотезу и создать что-либо новое, необычное, помогающее людям сделать наш город чище. Чтобы сделать идею доступной для объяснения учениками вторых и пятых классов, были спроектированы макеты фильтров, представлено их описание, а также разработана интерактивная модель системы фильтрации в программе Sctratch, которая находится на 24-м месте среди самых популярных языков программирования. Создавая эти проекты, мы привлекаем внимание детей и взрослых к проблеме экологии, а транслируя наш опыт на конкурсах и конференциях различного уровня, мы совершенствуем свою работу, получая по ней обратную связь.Подготовленные нашими учениками проектные работы «Чистый воздух – залог здоровья и долголетия», «ЭКО-легкие современного города», «МосКВА на солнечных батареях», «Экологический купол» стали победителями и призерами конференций различного уровня. Авторы проектных работ поделились вариантами решения экологических проблем и привлекли немалое внимание общественности.Через занятия проектной деятельностью нам удалось привлечь внимание школьников к экологии. Мы находимся в процессе погружения в эту проблему. И если нашему примеру последуют все ученики школ от мала до велика, то к концу года мы будем иметь базу аналитического материала, идей и реализаций, в том числе с целью улучшения экологической ситуации нашего мегаполиса, и не только его. А возможностей для представления своего опыта и наработок наш город открывает достаточно много, надо только пользоваться ими. Поэтому уже сейчас наши дети трудятся над созданием мультфильмов о животных Красной книги. И мы желаем им удачи!Елена ГУЦОЛ, учитель начальных классов школы №1034;Ильдар ХУСАИНОВ, учитель информатики школы №1034
Комментарии