Дети готовы к открытиям
Вот и настал долгожданный праздник – 1 Сентября. Многие дети в качестве школьников отметили его впервые.
Программа дошкольного образования нашей школы ориентирована на эмоциональное благополучие воспитанников и поддержку детской инициативы как основы успешного личностного развития ребенка и его социализации как в детском саду, так и при дальнейшем обучении в школе.
Все шесть дошкольных отделений школы №2116 работают по самостоятельно разработанной основной образовательной программе дошкольного образования «Про.Детство: первые шаги к школе навыков XXI века», основанной на личностно ориентированной модели образования, программе «ОткрытиЯ» и технологиях программы «ПРОдетей».
Одной из приоритетных задач реализации программы дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетенций XXI века, которые помогут ему быть успешным не только в школе, но и в дальнейшем во взрослой жизни.
Для непосвященных взрослых возникает вопрос: как сочетаются научный термин «ключевые компетенции» и беззаботное детство в детском саду?
Дело в том, что навыки XXI века в дошкольном возрасте формируются в различных видах деятельности, в том числе в игровой, и охватывают все направления развития и образования ребенка. Так, социально-коммуникативное – это успешное установление детьми отношений с разными людьми, понимание собственных чувств, желаний, действий; познавательное – развитие поисковой активности и творческого воображения ребенка, его стремление к новизне и умение использовать доступные источники знаний и опыта, что чрезвычайно важно в наше время инновационных технологий, а деятельностное – это умение ребенка самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и корректировать результаты своих действий.
Все эти компетенции реализуются и осваиваются детьми в разнообразных формах деятельности: это занятия по выбору детей в центрах активности, клубный час и фестиваль науки и искусства, образовательные квесты, утренний и вечерний круги, фестиваль проектов «Калейдоскоп идей. Дети», ТРИЗ-технология и многое другое и очень интересное.
Так, например, групповой сбор (или утренний и вечерний круг) стал ежедневной, любимой и уже традиционной формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста. Ведь можно, сидя в кругу на ковре или подушках, свободно обмениваться впечатлениями, суждениями, вопросами. Это позволяет детям и взрослым совместно планировать практические действия текущего дня, обсуждать прошедший опыт и уже оценивать результаты личные и общие на вечернем сборе (круге).
Технологии программы способствуют эффективной социализации: дети выбирают центры активности и виды деятельности по своим интересам, учатся планировать собственную деятельность, распределять роли и обязанности, договариваться со сверстниками, иногда отстаивая свою точку зрения. И что важно, замкнутые, робкие дети в ситуациях выбора учатся преодолевать свою застенчивость.
Важнейшим условием реализации программы является также обращенная к детям предметно-пространственная среда.
Пространство групповых комнат разделено на отдельные центры активности, в которых размещаются материалы для детской деятельности: центры строительства, математики, воды и песка, искусств, сюжетно-ролевых игр, в содержании которых отражаются тема недели и загадка дня. В центрах активности достаточное количество бросового материала и предметов-заместителей, пособий для самостоятельного образования детей (технологические карты, лэпбуки и карточки с заданиями для самостоятельной работы), игр и пособий, выполненных детьми и взрослыми. Важно, что дети также принимают участие в создании среды, их мнение учитывается.
Такая организация пространства предоставляет каждому ребенку возможность проявить инициативу и самостоятельный выбор, чем, где, с кем и как ему заниматься. Это помогает реализовывать индивидуальные интересы детей и накапливать их личный опыт в самостоятельной деятельности.
В планировании работы также есть особенности. Оно осуществляется не вместо детей, а вместе с ними и опирается на их личностный опыт. Так, технология планирования образовательной деятельности «Паутинка» начинается с выявления интереса детей с помощью методики «Модель трех вопросов: что мы знаем? Что хотели бы узнать? Как это узнать и что можно сделать?».
Воспитателям также предоставляется свобода в составлении и изменении планов занятий с детьми, в выборе содержания.
Бесспорно, важнейший фактор реализации задач программы – характер взаимодействия взрослых с детьми, преодоление авторитарной педагогики и желание работать по инновационным технологиям.
Для повышения профессионального уровня и компетенции педагогов детского сада в школе №2116 используются разные формы. Так, в прошедшем учебном году для воспитателей был реализован проект «Профессиональный десант» (взаимообучение педагогов современным технологиям). Организованы открытые показы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в течение дня (в том числе и для учителей начальных классов) с использованием современных обучающих технологий: модулей «Загадки дня», «Календарь», «Графическая практика», технология ТРИЗ. В 2019-м дан старт работе проектно-творческой группы «Модельная группа личностно ориентированного образования» (15 человек).
Чтобы в полной мере реализовать задачи программы, педагоги активно знакомят семьи воспитанников с инновационными технологиями. Так, в рамках проекта «Родительские субботы» были проведены встречи с родителями воспитанников на тему «Дошкольное образование – залог будущего жизненного успеха ребенка» и мастер-классы для родителей по погружению их в технологии образовательной программы; «Игровые пятницы» для повышения игровой культуры родителей с детьми, конкурсы детско-родительских проектов. В целом такие встречи посетили около 500 родителей (43%), что дает право надеяться на поддержку семей в реализации программы.
Педагоги школы №2116 стараются, чтобы наши образовательные технологии от дошкольного до школьного уровней образования были направлены на то, чтобы научить детей делать выбор, брать на себя ответственность за решения, искать творческие подходы к решению различных проблем и задач, проявлять собственную инициативу, принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде и мыслить критически. Тогда наши воспитанники будут успешными и в школе, и в будущей взрослой жизни!
Нина ЛАГУТИНА,
старший воспитатель школы №2116 «Зябликово»
Комментарии