search
main
0

Здоровый дошкольник

Вместе научимся всему!

Все, что нужно этим детям, – это небольшая помощь, немного надежды и кто-то, кто в них верит.

Мэджик Джонсон

 

Работа с особым ребенком… Что делать и как? Отвечаем: любить, помогать, принимать таким, какой он есть. На сегодняшний день в мире нет ни одного детского сада или же школы, где бы не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности вместе с обычными детьми. Еще Лев Семенович Выготский говорил о том, что необходимо включать детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми». В нашей образовательной и воспитательной деятельности мы придерживаемся этой же позиции.

 

Придя в школу, такие дети не должны почувствовать, что они не как все. И в этом вопросе немаловажная роль отводится педагогам. В работе с такими детьми Василий Сухомлинский рекомендовал учителю проявлять особый педагогический такт. В условиях правильного взаимодействия педагога и ребенка способности воспитанника, даже при значительных аномалиях, постепенно развиваются и выравниваются.

В 2023 году школа №1467 вступила в проект «Ресурсная школа». Цель проекта: создание единой системы поддержки обучающихся, родителей и педагогических команд образовательных организаций. В работу активно включились дошкольные отделения комплекса.

Перед педагогами дошкольных отделений стоят актуальные задачи:

– создать необходимые условия для получения образования начиная с дошкольного детства. Чем раньше начнем оказывать коррекционную помощь детям с особыми образовательными потребностями, тем результативнее будет для них вхождение в социум и тем вероятнее откроется возможность получения общего образования;

– организовать качественную коррекционную работу с детьми с различными формами отклонений в развитии.

Педагоги дошкольных отделений учитывают основные образовательные потребности детей и удовлетворяют их через внедрение в практику коррекционной работы целого спектра методических решений, новинок:

– специальные занятия;

– организация сенсорного пространства;

– выбор стимульного и дидактического материала;

– различные образовательные ситуации, события;

– разнообразные виды игр и игровых моментов;

– проекты, праздники, акции, ИКТ;

– использование образовательного потенциала режимных моментов;

– приемы комментированного рисования и продуктивной деятельности;

– сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса. Воспитатели, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители работают в тесной связке со специалистами службы сопровождения, тьюторами и ассистентами, поддерживают интерес особенных ребят к подвижным играм, плаванию, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании, побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты;

– совершенствование системы кадрового обеспечения. В школе №1467 служба сопровождения объединяет учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. В штатное расписание школы введены ассистенты, тьюторы, ключевая задача которых сделать пребывание обучающегося с ОВЗ на территории образовательной организации максимально комфортным. Они помогают и родителю (законному представителю) ребенка, и ребенку компенсировать его психические и физические отклонения в развитии;

– эффективная интеграция детей с ОВЗ через разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса, через оказание квалифицированной поддержки родителям, создание условий для активного участия их в коррекционно-педагогическом процессе. Специалисты формируют навыки, родители отрабатывают и закрепляют навыки и умения с детьми. Домашние задания четко разъясняются. Все это обеспечивает эффективность коррекционной работы, ускоряет процесс восстановления нарушенных функций у детей. А психологическая поддержка помогает нейтрализовать переживания и снять негативное эмоциональное состояние.

На базе дошкольных отделений школы в рамках проекта «Ресурсная школа» в этом учебном году прошли мастер-классы для воспитателей, специалистов сопровождения дошкольных групп межрайонного совета директоров №28 «Коррекционные техники и приемы в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями». Педагоги продемонстрировали современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению и комплексной коррекционной помощи детям с ОВЗ. Особый интерес участников мастер-класса вызвал опыт специалистов службы сопровождения.

В рамках проекта «Ресурсная школа» педагоги дошкольных отделений в формате мастер-класса «Адаптивная физическая культура – сохраняем и укрепляем здоровье дошкольников с ОВЗ» продемонстрировали свой опыт по использованию физической культуры в работе с воспитанниками с РАС и НОДА. Инструкторов по физкультуре заинтересовали практические советы «Освоение навыков держаться на воде детьми с РАС на индивидуальных занятиях по плаванию», «Адаптивная физическая культура на занятиях по плаванию – сохраняем и укрепляем здоровье детей с НОДА». Вниманию гостей были предложены оздоровительно-воспитательные технологии «Здоровый дошкольник». Использование элементов логоритмики на занятиях физической культурой показали воспитанники с ОВЗ из дошкольных отделений. Интерес вызвали рекомендации инструктора по физкультуре по развитию телесно-двигательных характеристик у ребенка с НОДА.

Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ – это средство полноценного психофизического развития, укрепления здоровья, адаптации и интеграции в социуме. Применение здоровье­сберегающих технологий, знание и учет возрастных особенностей детей с ООП и сопутствующих заболеваний дают положительный результат. Все педагоги школы №1467 действуют по правилу: надо подходить к ребенку с ОВЗ не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Валентина ХОМЧЕНКО, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1467;
Татьяна БЕЛЯЕВА, директор школы №1467

 

Комментарий

Ксения КИЖВАТОВА, учитель-дефектолог школы №1467:

– Чем инклюзивный урок отличается от традиционного? Как спроектировать и успешно реализовать такой урок? В поиске ответов на эти вопросы мы приходим к пониманию того, что учителю не обойтись без знания особенностей развития и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также что необходимо освоение специальных методик обучения.

Проектирование осуществляется с помощью ряда процедурных действий на разных уровнях: на уровне учебного предмета, уровне темы и уровне урока:

  1. Проектирование на уровне учебного предмета подразумевает работу педагога с содержанием рабочей программы, в которой отражены требования ФГОС к содержанию и результатам обучения по предмету.
  2. Проектирование на уровне учебной темы включает в себя организацию работы над освоением содержания рабочей программы в рамках заданной темы в отношении академического предметного компонента, а также осуществление тематического контроля для определения результативности обучения в рамках каждой темы.
  3. Проектирование на уровне урока, включающее непосредственно планирование урока с учетом системно-деятельностного подхода, индивидуально-дифференцированного и разноуровневого обучения.

Урок в инклюзивном классе должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному порядку, дети становятся более дисциплинированными. Придерживаясь дифференцированного подхода в обучении, учителю важно также продумывать домашние задания, которые будут соответствовать по уровню сложности и объему. Они должны быть посильными для самостоятельного выполнения и отвечать запланированным результатам.

Следует помнить о том, что:

  1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. В зависимости от особенностей обучающегося она может быть как минимальной, так и значительной.
  2. Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться. Другими словами, необходимо, чтобы ребенок с ОВЗ постепенно начал выполнять упражнения на одинаковых условиях со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Урок становится инклюзивным тогда, когда учитель может эффективно организовать совместную деятельность детей, спроектировать для каждого ученика задачи с учетом его возможностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте