search
main
0

Здоровье детей – важнейшая государственная задача. Геннадий Онищенко

Статистика последних лет свидетельствует, что здоровье российских детей и подростков ухудшается. Об основных причинах столь тревожной ситуации и о путях выхода из нее рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач России, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Геннадий ОНИЩЕНКО.

– Геннадий Григорьевич, не секрет, что одной из острейших проблем современной России является сегодня проблема демографическая. На государственном уровне определены национальные приоритеты – увеличение рождаемости, поддержка молодой семьи и т.д. Между тем здоровье детей и подростков ни в какие приоритеты не попадает. Так, может, здесь у нас все в порядке, а статистика попросту врет?

– Тут ведь можно опираться просто на общую статистику, а можно на данные различных медицинских, эпидемиологических исследований и т.д., чтобы решить, врет тут кто или нет.

Так вот, по данным официальной статистики, общая заболеваемость детей в возрасте о 0 до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, подростков – на 18%. Данные медицинских обследований показывают, что у российских детей и подростков растет заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов, анемией, болезнями органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы. Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых (то есть, зависимых от питания) заболеваний – ну, это гастриты, болезни желчного пузыря, сахарный диабет.

Вот еще один показатель из разряда «пугающих»: ухудшение физического развития, нарастание процессов децелерации. Это официальное название. А если перевести на разговорный язык, это означает, что сегодня детей с низкой массой веса (страдающих «дефицитом веса») регистрируется в три раза больше, чем 10 лет назад.

Сниженные антропометрические характеристики имеют сегодня около 10% детей в России. В 1997 году эта цифра равнялась примерно 3. Это значит, что децелерация – быстро развивающаяся болезнь XXI века. И это, как вы понимаете, уже прямая угроза национальной безопасности нашей страны…

В связи со всем этим я хочу подчеркнуть: в сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей.

– И что же делается в этом направлении?

– Нормативная база в области охраны детского здоровья получила значительное развитие в последние годы. Только нашей службой за три года принято почти 20 санитарных норм и правил и постановлений Главного государственного санитарного врача РФ. Вся беда в том, что все эти прекрасные пожелания, правила и инструкции не выполняются, а то и просто саботируются руководителями местных администраций.

– В чем это заключается?

– Для наглядности приведу вам некоторые данные за 2005-2006 учебный год. Так вот, несмотря на абсолютно доказанный учеными разных специальностей – от педиатра до психотерапевта – вред, наносимый ребенку двух- и тем более трехсменными занятиями, в подавляющем числе регионов многие школы, или даже большинство школ, работают именно в две смены, а то и в три.

– А если еще немного конкретизировать.

– Да пожалуйста. Вот вам республика Тува. 64% школьников (37% школ) занимаются здесь в две смены. Причем это относится и к младшим классам. Это в горной Туве-то с ее суровыми зимами, коротким днем. Представьте себе маленького человечка, который тащится с рюкзаком за спиной, глубокой по понятиям тех краев ночью по потрескивающим от мороза сугробам. Или вы всерьез воображаете, что в каком-нибудь тувинском поселки снег убирают скорее и лучше, чем в Москве?

Или в центре сибирской цивилизации – городе Омске. Там, кстати, так же, как и в южной Астрахани, в западном Брянске, большинство школ работает в две смены. И не из вредности идут школьные и губернские начальники на это. Просто не хватает школьных мест. А не хватает потому, что часть школ выходит из строя за недостатком денег на ремонт, другие школы закрывают за недостатком учеников.

Последнее – бич мелких поселений: школы закрывают по всем поселениям и везут детей в районную или городскую школы. Последние от этого разбухают, классы перегружаются, учителя, естественно, не имеют возможности уделить внимание каждому ученику. От этого – падение успеваемости, от последнего стрессы и соответственно – болезни. Все предельно просто.

А если прибавить к этому, что подавляющее большинство школьных классов обставлено мебелью, не имеющей никакого отношения к возрасту и росту учеников? И если 10-летний мальчишка сидит по 8-10 часов в день с недостающими до пола, затекающими ногами, или напротив – еле втискивается между столешницей и спинкой на те же 8-10 каждодневных часов, как отразится это на опорно-двигательном аппарате ребенка, на его позвоночнике?

А если ко всем этим и иным недостаткам (таким «мелочам», как «удобства» во дворе, отсутствие горячей воды – такие школы тоже есть, и их – не единицы) – прибавить перегруженные учебные программы, никак не соответствующие действующим в России гигиеническим требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам? Если все это охватить в комплексе, то и получается весьма печальный, но вполне обоснованный вывод: повышенные учебные нагрузки уже в детском возрасте в условиях нынешних российских школ формируют патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, приводят к изменениям функций нервной системы, к снижению зрения, изменениям в области желудочно-кишечного тракта.

– Геннадий Григорьевич, просто какие-то ужасные вещи вы рисуете. Не светлые чистые школы с бассейнами и компьютерными классами, а какие-то «ящики Пандоры» с затаившимися чудовищами, готовыми броситься на бедных детей…

– Да есть, есть – и светлые бассейны, и компьютеры. Но, во-первых, далеко не во всех из 60 с лишним тысяч общеобразовательных учреждений, за которыми осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор. И во-вторых, никакие бассейны и уж тем более компьютеры не добавят маленькому человеку здоровья, если в 10-12 лет его нагружают пятью-шестью уроками с перерывами в 5 минут вместо 10-15 (а в 15 лет ежедневное количество уроков доводят уже до 8-10, с теми же пятиминутными перерывами на отдых), и все это поддержано в качестве «горючего» батончиком-сникерсом и бутылочкой пепси-колы из школьного буфета.

– Кстати, о питании…

– Тогда еще немного статистики. Охват школьников горячим питанием в 2005-2006 учебном году хотя и несколько возрос по сравнению с предыдущим годом – с 62,9% до 68,5% – но по-прежнему остается низким. В Кабардино-Балкарской республике, Ставропольском крае, Ивановской, Курской, Омской, Тверской, Курганской, Камчатской, Ростовской, Рязанской и Читинской областях эти показатели значительно ниже, чем в целом по стране.

Образовательные учреждения по-прежнему крайне недостаточно обеспечиваются продуктами питания, обогащенными микронутриентами.

Во многих субъектах РФ учащиеся старших классов не получают горячего питания вообще, оно заменяется буфетной продукцией, что является нарушением санитарно-гигиенических норм и правил.

Или вот еще: зачастую меню составляются с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), занижение порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Вот эти последние данные меня просто убивают!

За благопристойными словами «невыполнение норм питания», «занижение порций готовых блюд», скорее всего, видимо, рассматриваются явления, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Особенно отличаются в этом Чувашская республика, Хабаровский край, Камчатская, Курганская, Брянская и Магаданская области.

– Что же делать?

– В момент, когда в стране идет формирование бюджета будущего года и готовится финансовая трехлетка, и во исполнение данного в декабре 2005 года Президентом РФ поручения Министерству образования о разработке комплекса мер, направленных на организацию питания детей в школах, считаю необходимым разработать национальный проект, направленный на улучшение организации питания в общеобразовательных учреждениях.

В этом проекте необходимо обратить особое внимание: на создание экономических механизмов по обеспечению финансирования школьного питания, отвечающего физиологическим потребностям детей и гигиеническим нормам; на совершенствование материально-технической базы школьных пищеблоков; а также – на участие бизнеса в решении этой проблемы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте