search
main
0

Здесь вопрос о будущем России. Сергей Рачинский и народная школа

Профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский со своим цельным миром, вобравшим и классическое домашнее образование русских усадеб, и религиозность крестьянского мира, среди которого он делал первые жизненные шаги, и литературно-музыкальное окружение именитых предков, среди которых Потемкины и Боратынские, и немецкую школу точных наук, да и философски тонкое понимание самой европейской жизни, в 1872 году вступил на путь преподавания в сельской школе.

Он оставил университетскую кафедру и вернулся в родовое имение Татево. А после тридцатилетней просветительской деятельности Рачинского в Бельском уезде, размеры которого были, по замечанию самого Сергея Александровича, с немецкое герцогство, там не осталось пьющих попов (такое обращение к священнику до революции не носило негативного оттенка), в храмах служили священники из бывших учеников Рачинского, в школах детей обучали его воспитанники.Интерес к педагогике у Рачинского появился еще в годы учебы в Германии, когда он ознакомился с деятельностью профессора Йенского университета Карла Стоя, основателя нескольких учебных заведений, практику которого изучал и Константин Ушинский. Свои наблюдения Рачинский изложил в первой опубликованной им статье на педагогическую тему «Институт Стоя в Йене», где высказал актуальную и сегодня мысль о том, что воспитание любого народа должно быть национальным и современным.Создав уникальную русскую школу, по образцу которой возникли школы в Англии и Японии (!), Рачинский принял активное участие в разработке реформы образования в России под руководством К.П. Победоносцева.Первая школа в Татеве была открыта в 1861 году отцом Сергея Рачинского майором в отставке Александром Антоновичем. Он же положил начало и богатейшему татевскому архиву, а здешняя библиотека славилась еще со времен Екатерины II.Сергей Александрович, переехав в Татево и приступив к школьному делу, понимал, что вопрос о народном образовании – это вопрос не о частном зле или частном благе. «Здесь вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут эти учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо. Когда же последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели».Ощущал Рачинский и то, что дух народный и народные силы держатся преданием и обычаем, пока народ не образован. Главное призвание людей образованных, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь народу «сознательно укрепиться в тех преданиях и обычаях, которые до сих пор он признавал слепо». «И если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мертвому образованию».В 1875 году Сергей Александрович отстроил школу, созданную сестрой Варварой, а с сестрой Ольгой они организовали лечебницу, где бесплатно получали медицинскую помощь все жители окрестных сел. «Теперь у меня 60 учеников при четырех учителях. В окрестностях возникли еще две школы, и я буквально с утра до вечера учу и учусь», – писал Рачинский Льву Толстому в 1877 году.Татевский учитель сам преподавал арифметику и грамматику, пение и рисование, географию и ботанику, предполагал ввести экспериментальную физику. Мальчики учились здесь столярному делу, девочки вышиванию и кружевоплетению. Татевская школа формировала у детей целостное и гармоничное мировосприятие, основанное на народных нравственных идеалах христианства и гуманизма. Весь ее уклад был народным и православным. Ученый восхищался художественными способностями сельских детей, их поэтичностью, которые воспитывают в них близость к природе, живая крестьянская культура.С 1878 годы школа имела статус церковно-приходской. В 1870-1880-е годы была четырехгодичной, а с 1898-го – шестилетней. Учебный год в сельских школах, устроенных Рачинским, начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту здесь начинали изучать с церковнославянского языка. Почувствовав его, дети могли свободно писать и читать на русском. Владение речью предков развивало творческие способности детей, формировало их нравственно и эстетически.Учебный день начинался с молитвы в 6 часов утра. После завтрака ребята одной дружной семьей исполняли хозяйственные обязанности: привозили воду, рубили дрова, убирали школу, помогали кухарке готовить обед. С 9 часов до полудня продолжались уроки, а после обеда школьники отправлялись на прогулку в лес, зимой – кататься с горы. Вечерами дети читали при свете лампады «Записки охотника», «Капитанскую дочку», произведения Гоголя, поэтов Золотого века, из которых сельский учитель уделял большее время изучению творчества Пушкина.Первыми книгами для детей в школе Рачинского были «Родное слово» К.Ушинского и «Азбука» Л.Толстого, с которым Рачинский вел многолетнюю дружескую переписку, делясь советами о школьных делах. Овладев русским языком, ребятишки учились читать «из книги», а не «в книгу», по выражению самих крестьян.Рачинский, как и Лев Толстой в своей учебной практике, уделял большое внимание школьному сочинительству, учил детей писать стихи и рассказы. Для того чтобы развить мыслительные способности учащихся, Рачинский придумывал задачи, используя картины церковного и сельского быта, знакомого крестьянским детям. К примеру, такие: «В течение февраля я прочел весь Ветхий Завет. Прочитывал я по 36 страниц в день. Сколько страниц в Ветхом Завете?» Или: «Я купил 32 десятины земли, и каждая обошлась мне в 31 руб. 25 коп. Сколько я заплатил?», «Сколько вершков в версте? Сколько в ней дюймов?» Точная наука превращалась для детей в живую игру. Такая увлекательная арифметика вызывает интерес и у сегодняшних учителей и учеников. Задачи и примеры, составившие статью «Арифметические забавы», публиковались в журнале «Народное образование», №3 за 1900 год. Книга Рачинского «1001 задача для умственного счета» выходила до революции, была переиздана в советское время, снова переиздается и сегодня.По известным картинам ученика Сергея Александровича замечательного художника Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского», «Урок музыки», «Воскресное чтение», «У больного учителя» и многим другим, где изображены татевские ребятишки, можно видеть, с какими любовью и восхищением, как настойчиво и терпеливо овладевают они знаниями.Рачинский одним из первых выступил за обучение девочек. «Будущие матери, – считал он, – должны быть утверждены в тех навыках и знаниях, которые они призваны передавать детям». Учитель добился открытия в Глуховской волости Бельского уезда двух женских школ – Шопотовской и Тарховской. Последняя особенно славилась своими мастерицами вышивания и кружевоплетения. В 1885 г. Рачинский стал попечителем женских училищ Бельского уезда.Рачинским было открыто более 30 дочерних школ в соседних селах, где большей частью учительствовали его ученики. Советами и средствами помогал Рачинский всем земским и министерским школам Бельского уезда.Учитель, оставивший в своем литературном наследии потаенные лирические строки, считал, что пробуждение любви к природе, понимание ее красот – «лучшие плоды истинного образования». Рачинский глубоко любил природу, его школа утопала в цветах, парк, возделанный его отцом, хранил редкие сорта южных цветов и деревьев. Всюду в природе Рачинский учился и учил детей искать духовное содержание, за ее красотой он видел Создателя.Все упования профессора Рачинского были исключительно на учителей и священников из народа, ибо он, прожив половину жизни среди светского общества, видел процессы разложения современной ему интеллигенции. И возможно, стремление учить крестьян было главной задачей того времени. Если бы такие учителя работали в каждом уезде Российской империи, если бы каждый помещик заслужил, чтобы к нему крестьяне обращались «милосердный отец», как обращались к Рачинскому, не думаю, что у народа были бы предпосылки вершить кровавую революцию.Рачинский мало придавал значения различным усовершенствованиям, но требовал, чтобы учителя сами знали достаточно хорошо то, чему будут обучать, и затем полагал: чем проще они будут учить, тем лучше, лишь бы учили усердно.Татевская школа никогда не закрывалась, летом здесь занимались певчие и художники, под руководством Сергея Александровича юноши готовились к поступлению в духовные училища. Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Рачинского. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги Н.М.Горбов, В.А.Лебедев, А.Д.Воскресенский, А.Голицын. Зная любовь Рачинского к народному творчеству, Чайковский обращался к нему за текстами народных песен.В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки муж его сестры, художник Э.А.Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В.Смоленский, музыкант, руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для хора Синодального училища.В 17 лет выпускники школ сдавали специальный экзамен комиссии при средних учебных заведениях и получали звание сельских учителей, сначала работали помощниками учителя, а затем старшими учителями. В 1890 г. в окрестных школах преподавали уже сорок учителей, подготовленных для этого нелегкого труда стараниями Рачинского.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте