Как объединить школьный коллектив, если школа только вчера открылась? Знакомая ситуация: первое сентября, и новое здание, как пишут в праздничных репортажах, приветливо распахнуло свои двери. А в них вошло, влетело, вбежало, втиснулось полторы тысячи учеников, точнее почти 1700, – именно так случилось в воронежской школе №98 в 2011 году. Причем все это детско-юношеское сообщество, исключая, может быть, первые классы, уже было разбито на маленькие группки и коллективы побольше – ведь пришли все из соседних школ.
98‑ю школу в своем микрорайоне ждали 25 лет! Район был относительно новый, с одной стороны, постоянно строились многоэтажки, а с другой – уже стояли возведенные в советское время здания заводских общежитий, тут же расселяли частный сектор – в общежития и малосемейки, а кому повезет – в квартиры побольше. Относительно других районов жилье тут не слишком дорогое, поэтому много приезжих. Рядом небольшой парк и трамвайно-троллейбусное депо – микрорайон спальным никак не назовешь.
Первое, что решили педагогический коллектив и его директор Галина Александровна Павлова, – нужно общее дело, которое объединит детей.
– Потребовалось какое-то большое и важное мероприятие, с помощью которого мы могли бы лучше познакомиться с детьми, «перемешать» их, посмотреть на них пристальнее, сдружить их, чтобы не было отчужденности и они не разбились на группки: эти из 93‑й школы пришли, те – из 55‑й или 76‑й, еще была часть ребят из учебно-воспитательного комплекса. Такие группировки нам были совершенно не нужны, тем более что микрорайон у нас непростой, со своей субкультурой.
Вот тогда-то педагоги предложили свой противовес местной субкультуре – действующее в течение всего года научное общество учащихся и как ежегодное финальное мероприятие – научно-практическая конференция. Сначала, как говорит директор, детей педагоги выбрали сами – год с ними поработали, и те весной вышли на конференцию с докладами и своими исследованиями. Все получилось настолько интересно, что уже со следующего года в работу включились начальная школа – ну очень хотели заниматься исследованиями – и старшие классы.
Именно на такую конференцию меня пригласили в школу №98. За неделю до этого начальные классы уже продемонстрировали свои знания, а 16 марта работы представили ученики основного и старшего звена. Конференция проводилась в восьмой раз, а главная ее тема – она каждый год новая – звучала так: «Мы – для России, Россия для нас!» Перед началом конференции в актовом зале состоялся настоящий концерт с прекрасными музыкально-поэтическими композициями, песнями и танцевальными выступлениями, подготовленными учениками. Основная идея – любовь к России и гордость за нее, недаром вся конференция посвящена этой теме. Между музыкальными номерами, чтобы воодушевить своих одноклассников, старшеклассники – ведущие концерта рассказали о победах российских школьников на последних международных олимпиадах.
– Химия: 300 участников из 76 стран, у нас два «золота» и два «серебра». Математика: 300 участников из 111 стран, у нас три «серебра» и две «бронзы». Физика: 888 участников из 400 стран, в нашей команде пятеро учащихся завоевали высшие награды! Среди победителей был воронежец, учащийся школы №8. А наши ребята из 98‑й школы ежегодно успешно выступают на научно-практических конференциях в школах и вузах города.
Тут же старшеклассники рассказали о заслугах родного города, благодаря его ведущим предприятиям в России был осуществлен первый полет в космос, появились сотовая связь и лазерные технологии. Первые жидкостные ракетные двигатели были сделаны в Воронеже, самолет «Ил-86» тоже начал производиться здесь, концерном «Созвездие» было изобретено устройство для подвижной радиотелефонной связи «Алтай», на смену которой пришла сотовая связь. Ну разве можно после такого рассказа плохо выступить на конференции?!
Говорит главный организатор всей творческо-музыкальной части, методист школы Галина Александровна Щекочихина:
– Мои помощники в подготовке концерта – учителя музыки Елена Васильевна Тихонюк и Евгения Викторовна Волковая, танцевальные номера подготовлены педагогом дополнительного образования Галиной Сергеевной Ткаченко. Такие тематические конференции мы проводим каждый год, в прошлом году тема конференции звучала так: «Мы – молодежь XXI века». Итогом каждой конференции является сборник печатных работ детей, мы его выпускаем, несколько книг отдаем в библиотеки города и даже отправляем в Москву в Книжную палату.
На этот раз в начальной школе было четыре секции, на них выступили 28 ребят, а на основном этапе на шести секциях свои работы представили около 40 участников. Причем уже несколько лет, как участников для научно-исследовательской работы определяют не педагоги, а сами ученики выбирают себе тему и руководителя. Темы самые разные. Например, по краеведению: «Старинные здания Воронежа». В работу включились даже родители, ездили с детьми, фотографировали, сидели в архивах, потом написали в Москву письмо с просьбой включить одно из зданий города в исторический фонд. Как результат – ответ из столицы: вопрос принят к рассмотрению. Дети в восторге, потому что это уже практический результат по итогам их исследований.
В этом году в основном звене работали шесть секций: секция естественно-научного цикла, секция математики и информатики, общественно-научная секция, филологическая секция, отдельно секция английского языка и секция эстетического цикла. С одним из юных исследователей, может быть, даже будущим ученым, мы пообщались. Работа ученицы 10‑го «Б» класса Виктории Гущиной называется «Эколого-экономическое обоснование раздельного сбора отходов на примере гипермаркета «Ашан» города Воронежа».
– Я сделала письменный запрос, – рассказывает Виктория, – работала с экологами «Ашана», которые предоставили мне информацию. Письмо-запрос составила вместе со своими руководителями. Одна из них – учитель биологии нашей школы №98 Вера Валерьевна Трухачева, а вторая – Елена Васильевна Павленко – работает в городском Дворце творчества детей и молодежи.
Как говорят ученики и учителя, большую часть исследовательских работ дети выполняют именно на базе дворца, так как там очень интересная современная лаборатория, предоставляющая юным исследователям большие возможности.
Комментарии