search
main
0

Здесь и сейчас

Плохо жить только сегодняшним днем, но не жить им вообще еще хуже

Мне очень нравятся афоризмы французского писателя и моралиста Франсуа де Ларошфуко. Но, признаюсь, бывает очень грустно, когда приходится объяснять кому-нибудь смысл того или иного высказывания. Это даже хуже, чем самому не понять.

Надо было их не выгонять, надо будет о них подумать, но что с ними делать прямо сейчас?

Вот, к примеру, блестящая и очень точная, на мой взгляд, мудрость: «Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией». Странное дело, вроде бы все более чем очевидно, а многие недоумевают: о чем это, к чему это? А смысл всего лишь в том, что люди, даже очень умные, нередко любят смаковать те события, которые уже произошли, делать из этого выводы и строить грандиозные планы на будущее. То есть жить либо вчерашним, либо завтрашним днем, наплевав на день сегодняшний, в котором, собственно, все и происходит.

Неудивительно, что те, кого мы часто величаем философами, как раз очень хорошо разбираются в проблемах дней минувших и могут дать немало ценных советов относительно того, как нам спланировать день грядущий, причем с прицелом на неделю, год, десятилетие, столетие вперед. Однако в данный момент почему-то у них не все так благополучно, как можно было бы ожидать, исходя из их же собственной философии. Ибо сегодня – это то самое завтра, которое уже наступило, и если ты так замечательно его разметил, то где же результаты?

Нас справедливо ругают, что мы в отличие от других народов слишком часто обращаемся к прошлому. Хотя делаем это из исключительно прагматических соображений. Берем из прошлого все самое лучшее, опираемся на наработки десятков и сотен поколений наших предков, равняемся на героев былых времен. Почему справедливо? Да потому что у нас и правда было очень много хорошего, вот только сколько бы мы оттуда ни брали, почему-то это не превращает нашу нынешнюю жизнь в рай на земле, и даже при наличии огромного количества изобретений, созданных нашими соотечественниками в прошлые века и годы, мы не пользуемся ими, предпочитая что-то современное, заграничное. И с героями тоже непонятно: вроде бы их превеликое число, а спроси у школьников, кто такие Евпатий Коловрат, Муса Джалиль, Зина Портнова, Михаил Марголин и другие, в ответ получите что-то невразумительное. Моргенштерна или Оксимирона* знает едва ли не каждый второй школьник. Знает и старается быть на них похожим.

А ведь мы вроде бы о будущем-то думаем, у нас есть самые разные программы и планы развития на много лет вперед. Однако реального стратегического понимания того, куда движутся наши государство и общество, в массовом сознании нет, потому что движение идет от столба к столбу, от одной программы к другой. Нет идеи, которая бы объединила всех и помогла бы людям расти и развиваться без уточнения, в рамках какой программы это происходит.

«Здесь и сейчас» – вот наше самое слабое звено. Потому что именно это и есть наша жизнь. Да, благополучие и процветание сегодняшнего дня возможны лишь при условии учета ошибок прошлого, использовании положительного опыта предыдущих лет и грамотном планировании завтрашнего дня. Но кто мне скажет, почему нам постоянно не до текущего момента, откуда столь поразительная тяга к смакованию того, что уже произошло, и предвкушению того, что должно случиться (но вовсе не факт, что произойдет)? Вот же прямо перед нами куча проблем, которые надо решать срочно. Но их или надо было решать, или надо будет решить когда-нибудь.

И почему люди, даже обладающие энциклопедическими знаниями в области самых разных наук, далеко не всегда умеют применить их для решения тех самых задач, которые стоят в очереди тут, под носом? Классический пример: идет урок, учитель объясняет материал, дети работают, но один ученик почему-то постоянно всем мешает, демонстративно нарушает дисциплину, не реагирует на замечания. А потом, очевидно, решив, что этого мало, начинает оскорблять педагога.

Вот она, ситуация «здесь и сейчас»! То есть самое важное тут именно то, как должен поступить учитель, чтобы купировать конфликт, не потеряв при этом лица, не навредив окружающим, не сорвав урок и при этом продемонстрировав детям образцы поведения в подобных ситуациях.

А к чему все сводится в итоге? Да к тому, что педагог остается один на один с этим самым конфликтом, а те, кто потом анализирует его поведение (либо по видеозаписи, либо со слов очевидцев или его самого), начинают давать очень умные советы, мол, тебе надо было раньше обратить на этого мальчика внимание, поговорить с ним, расположить его к себе, а теперь делай выводы и в будущем давай ему индивидуальное задание, пересади его ближе к себе, прояви внимание и т. п. То есть опять либо прошлое, либо будущее. А где же настоящее (надо поступить так-то)?

Между тем я вспоминаю мои студенческие годы, ситуацию из практики. Тогда моя однокурсница давала зачетный урок по методике преподавания биологии, в классе присутствовали наш вузовский преподаватель и несколько студентов, разумеется, помимо школьников. У девушки был от природы очень тихий и слабый голос, и, похоже, дети в какой-то момент поняли это неверно, начали шуметь, смеяться, а один мальчик принялся откровенно глумиться над студенткой, чем окончательно смутил ее. И вот как раз в этот момент наша методист встала с места, вышла к доске и, дождавшись, пока все успокоятся, тоже тихо, но довольно сурово сказала всем, смотря на этого самого мальчика, что урок ведет начинающий педагог, ей сложно входить в профессию при таком отношении. Однако хорошо себя вести вообще-то надо всегда и везде, это уже касается общего воспитания, а не только поведения на каком-то конкретном уроке.

Не помню, что там было еще, но после такого прояснения текущего момента моей однокурснице удалось довести урок без эксцессов. Думаю, и она, и сидящие в классе дети, да и мы все сделали определенные выводы, увидев, как можно поступить в данной конкретной ситуации. Понятно, что универсальных рецептов не существует, всегда есть масса факторов. И все-таки, как поступить здесь и сейчас, нам продемонстрировали очень наглядно.

Но это скорее исключение. Потому что в других ситуациях опять все сваливается на до и после.

Вспоминаю телешоу, где речь шла о том, что делать с бродячими собаками, которые ведут себя очень агрессивно и нападают на прохожих. Разбирали конкретный случай. Стая собак атаковала школьницу, повалила на землю и начала рвать зубами бедного ребенка. На помощь пришел дворник, который стал бить лопатой животных и разогнал их. И вот тут внезапно выяснилось, что одни люди одобряют поведение мужчины, а другие осуждают, дескать, он поступил неправильно, потому что вел себя слишком жестоко по отношению к псам, которые и так несчастны, да они в принципе и не виноваты вовсе, это хозяев надо наказывать, а не их. А дальше классика жанра: «Ну вот, допустим, вы идете по улице и видите, как такие же собаки кусают другого ребенка, что вы будете делать? Как вы будете себя вести?» – «Надо найти хозяев этих собак и наказать их по закону!», «Понятно, но это потом, а непосредственно в этот момент?», «Если бы этих собак раздали в приюты, они бы не бегали по улицам!».

То есть людям гораздо проще озвучивать правильные вещи, которые не имеют к текущему моменту никакого отношения, при этом сами они в ситуации «здесь и сейчас» себя не видят.

«Вспомни, как мы хорошо жили!» – сетует жена, пытаясь достучаться до совести своего мужа-алкоголика. И она права, были же времена, когда у них все было замечательно, в отношениях царили любовь и уважение. Но потом что-то изменилось. А вот что делать, непонятно. Вспоминать о прошлом – да, это само собой. Говорить: «Если бы не пил, у нас было бы все по-другому» – это уже из области нереализованного будущего. А где настоящее-то?

На самом деле было бы очень полезно посмотреть, как себя поведет в тех же самых условиях человек, который дает ей советы, мол, веди себя так-то, и насколько эффективно работают его рецепты, реализованные в виде слов или действий. Потому что с абстрактными, оторванными от реальности, но при этом очень красивыми рекомендациями мы начинаем сталкиваться еще в детстве. «Мама, а Вася в садике меня обижает!» – «Оленька, а ты в следующий раз попроси его тебя не обижать и дай ему свою игрушку, чтобы он увидел, какая ты добрая». «Папа, а Коля меня колотит!» – «Сын, как только он поднимет на тебя руку, бей ему сразу в нос, а воспитателю скажи, что папа разрешил!»

Ну и что, работает?

А еще бывает очень странно слушать выступления людей, которых нам представляют как эффективных менеджеров, успешных руководителей, талантливых организаторов. Они готовы дать вам множество дельных советов по поводу того, как выстроить работу коллектива, настроить производственный процесс, уладить любой конфликт. Вот только при ближайшем рассмотрении может оказаться, что у них самих в коллективе полный раздрай, причем как раз по причине абсолютного неумения и нежелания идти на компромисс, слушать и слышать оппонента, учитывать интересы других людей. Но это ведь совершенно не важно, главное, что в прошлом и будущем эти менеджеры исключительно грамотны, так как прекрасно знают, как надо было поступить в подобной ситуации и как надо будет сделать, если что-то подобное повторится.

Но вот здесь и сейчас – это как-то не очень. Давайте лучше об этом поговорим потом, когда сегодня станет вчера. Об этом еще Ларошфуко предупреждал…

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте