search
main
0

Здесь цветут розы

Проекты без границ

 Где единение, там и победа.

 Публий Сирдревнеримский поэт


Проектная деятельность прочно закрепилась в системе российского образования. Требования к реализации учебных проектов зафиксированы и в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. С некоторого времени все чаще стал появляться в расписании даже учебный предмет, который напрямую связан с обучением школьников проектированию. Проектный подход проник также в структуру управления образовательных организаций и стал показателем эффективности работы педагогических коллективов.

 

Нет сомнений в том, что такое повышенное внимание к проектной деятельности не может рассматриваться как избыточное. Дело в том, что проект по своему определению относится к сфере интеграции, объединения. Он способен сплачивать детей и взрослых, то есть быть инструментом межпоколенческого общения. Он служит интегратором предметов и выступает средством профессионального диалога учителей-предметников. Но самое главное – он позволяет объединяться школьникам независимо от времени и пространства и создавать детские сообщества разных уровней. И если дети – наше будущее – с юного возраста могут общаться друг с другом, по-деловому дружить, строить творческие планы и реализовывать их, это значит, что у России как страны и цивилизации прекрасные перспективы развития и процветания.

Говорят, что из искры возгорается пламя, из малого рождается большое. Так получилось у нас с объединением ребят под эгидой открывшегося на базе школы №1251 медиакласса, дающего ученикам возможность освоить азы профессии журналиста. Журналистика – это четвертая власть, и трудно переоценить важность заботы государства о ранней профилизации школьников в этой сфере.

Любой проект имеет жизненный цикл. Вот и медиакласс школы №1251 со временем перерос себя и вылился в подлинный медиахолдинг, объединяющий четыре школы межрайонного совета директоров №33: №1251, 1252, 1409 и 1575. К этому объединению следует также добавить тесное сотрудничество медиахолдинга со студентами Института кино и телевидения. Сетевое межшкольное взаимодействие в рамках медиахолдинга развивается на основе принципа партнерства. Например, одна из школ, входящих в медиахолдинг, имеет уникальную студию-транформер, выполненную в стиле лофт и оснащенную профессиональным оборудованием, оснащенную по последнему слову техники. Там ждут любого заинтересованного участника проекта: у кого-то возникает потребность в радиостудии, кому-то срочно нужна подкаст-студия, кому-то необходима студия звукозаписи… Добро пожаловать! В другой школе на высоком уровне преподаются спецкурсы, такие как «Технологии медиапроизводства», «Журналистика в социальных сетях» и др. Приходите, всегда рады видеть! Третья школа проводит качественные мероприятия по обмену лучшими журналистскими практиками. Двери и этой школы открыты для учеников межрайона!

Важно отметить, что над многими медиапроектами одновременно работают ребята из разных школ межрайона. Например, ученик школы №1251 Егор Туисов уже два года ведет программу на военную тематику #элемилитарщина. В то же время он с удовольствием приглашает в качестве соведущих учеников других школ. Его программа, кстати, удостоена диплома престижной профессиональной премии «Телемания».

Проекты, которые разрабатываются на уровне школы, часто выходят не только на уровень межрайона, но и на уровень города и даже страны. Интересным начинанием в этом направлении можно считать подключение учащихся школы к патриотическому проекту партии «Единая Россия» под названием «Парта Героя». Данный проект стартовал в школах России, в том числе в близлежащих к нам школах: №149 (открыта парта Героя в честь летчика-штурмовика Героя Советского Союза Ю.Н.Зыкова) и №1249 (готовится к открытию парта Героя в честь летчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза В.М.Комарова). Целью проекта является создание условий для формирования у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны, героям боевых действий и доблестного труда на примере героических образов ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, ветеранов труда.

Вместе с учениками естественным образом объединяются и педагоги. Причем это объединение выходит далеко за рамки межрайона. Не случайно именно школа №1251 в свое время стала площадкой, на которой создана Всероссийская ассоциация учителей русского языка и литературы.

Символично также, что в Год педагога и наставника состоялось долгожданное выездное мероприятие Клуба полезного досуга учителей, действующего на базе Корпоративного университета московского образования. Местом проведения мероприятия стал по инициативе нашей школы знаменитый сиреневый сад ученого-селекционера Л.А.Колесникова, создателя более 400 сортов сирени. Вот уж действительно гений места! Он проживал у нас, на Соколе, и здесь же положено начало его большой работе по созданию коллекции сирени, известной во всем мире. Мероприятие прошло 18 мая, в день 130‑летия со дня рождения гения, и хорошо вписалось в городское общественное пространство, объединяющее педагогов-профессионалов и местных жителей с детьми.

Но город не есть предел, которым может ограничиваться проектная деятельность. Всем известно, что в школе №1251 успешно работает школьный музей боевой славы «Добровольцы», посвященный знаменитой 18‑й Московской дивизии народного ополчения, которая была сформирована в первый год Великой Отечественной войны в Ленинградском районе столицы. С некоторого времени музей «Добровольцы» стал одним из филиалов Музея Победы на Поклонной горе. Это знак признания высокого статуса музея, свидетельство сохранения исторической памяти и общенациональных традиций. В целом музейное общение – это мощный ресурс образования, который уже является реальностью, это неоценимый вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Ученикам нашей школы всегда есть что рассказать и показать. Вообще, бывший Ленинградский район Москвы славен своими героями. Вспомним хотя бы школу №201, которую когда-то окончили будущие Герои Советского Союза Зоя и Александр Космодемьянские.

Так и зародились дружеские контакты со школой №17 имени Валерия Брумеля г. Луганска. Луганские школьники увлечены историей легендарной организации «Молодая гвардия», сформированной в Краснодоне (этот город ныне входит в состав Луганской Народной Республики). Увлечены потому, что эта страница военной истории им ближе и роднее. При этом оказалось, что многие современные московские школьники совсем ничего не знают о знаменитом романе Александра Фадеева «Молодая гвардия». Кстати, начало книги было положено писателем в 1943 году, а это значит, что 2023 год как для самой организации «Молодая гвардия», так и для книги является юбилейным.

С Луганском мы провели уже несколько совместных онлайн-мероприятий. В частности, одно из таких мероприятий прошло в рамках федерального проекта «Лица дружбы». Данный проект призван создать условия для возникновения нового вида ученической общности, объединяющей школьников из новых субъектов Российской Федерации и из регионов, которые стали их шефами. На мероприятии, на котором с приветственным словом выступил министр просвещения С.С.Кравцов, ребята из школы №1251, а также из Луганска, Севастополя, Мелитополя и др. городов читали друг другу любимые стихотворения поэтов-фронтовиков.

Сотрудничество со школами других регионов выстраивается в том числе благодаря ежегодному проведению межрегиональной научно-практической музейной конференции «Не гаснет память…». Конференция объединяет школьные музеи страны – хранители памяти о самоотверженном подвиге народных ополчений. Отрадно, что гостями конференции часто бывают ныне живущие потомки ополченцев. В период между конференциями у школьников есть возможность тематического общения в социальной сети под названием «Содружество».

На XVII конференции представили свои проекты ребята школ №1251 и №1249, Православной гимназии Калининграда, школы №409 Пушкинского района Санкт-Петербурга, школы №1 Людинова Калужской области. Все проекты убеждают нас в едином лике великого героизма российского народа, узнаваемости наших общенациональных символов. Особо хочется отметить одну из детских работ этого года – «Названо именем «Народное ополчение». Ее авторы обобщили и систематизировали ономастику, связанную с народными ополченцами: названия улиц и площадей, парков и скверов, поездов метро и видов наземного транспорта и др.

Московская школа №1251 носит имя выдающегося политического деятеля генерала Шарля де Голля. Как в связи с этим не вспомнить историю полувековой давности? А именно тот факт, что 20 июня 1966 года состоялся исторический визит первого президента французской Пятой республики Шарля де Голля в СССР, во время которого он вновь посетил Сталинград и не мог не посетить Ленинград.

И вот уже в наше время 8 мая, накануне Дня Победы, школу №1251 посетил прямой потомок Шарля де Голля – его внук господин Пьер де Голль, известный в России как основатель Международного общества русофилов. После осмотра фотовыставки, иллюстрирующей школьные мероприятия, которые связаны с именем великого политика, Пьер де Голль был посвящен в деголлята, как и все ученики школы в свое время. Он принял участие в посадке роз в школьном саду и дал высокую оценку проектной деятельности наших обучающихся.

Залог единства страны – в едином образовании. При этом само образование не ограничивается исключительно внутри­школьной жизнью. И очень важно, чтобы организуемая педагогами проектная деятельность обучающихся потенциально имела выход как на другие школы района и города, так и на школы других городов и даже стран. Ребенок открыт миру, а проекты, которые мы предлагаем нашим ученикам, должны непременно поддерживать эту открытость, способствовать реализации общегородских мероприятий, межрегиональному и международному сотрудничеству.

Татьяна КРАВЕЦдиректор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте