Настроение, как известно, штука капризная, изменчивая. Его нужно постоянно поддерживать, а то и поднимать. До того ли, кажется, школьному администратору, загруженному ежедневными подсчетами, отчетами, планами? Провозглашая главной концепцией школы педагогику успеха, основатели взваливали на себя достаточно новую для руководителей школы заботу – обеспечивать радостное состояние коллектива, общий душевный подъем. Как? Какими средствами? Где методики, где научное обоснование? Возможно ли это? Единственный аргумент, который они могли предъявить на тот момент: «Но мы же так живем!»
Как оказалось, подготовка к празднику, богатая взлетами вдохновения и восторга, потом сам праздник с фейерверком эмоций – инструмент, вполне подходящий для создания в школе атмосферы радостного подъема. Было бы что праздновать. Оказывается, как раз в школе поводов можно найти предостаточно. Если отнестись внимательно к достижениям взрослых и детей, отмечать каждый успех, каждую самую маленькую победу, сделать эти праздники разными – от общешкольных, масштабных до камерных, групповых, хорошее настроение будет обеспечено. По этому пути и пошли. К двадцатилетнему юбилею уже можно было написать без всяких преувеличений: «Нами разработаны механизмы развития образовательной системы за счет построения лестницы успеха и постоянного движения вверх по ней: это и создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочной деятельности, это и учет достижений учащихся, и взгляд на профильное обучение, в основе которого также педагогика успеха». В школе сложилась целая система праздников педагогического, ученического и общего успеха. Это и ассамблея победителей олимпиад и отличников учебы с вручением премий «Золотой бобер» и «Зеркальный бобер», и ежегодная церемония вручения премий наиболее успешным образовательным, творческим, оригинальным проектам «Достояние года» в крупнейшем концертном зале Санкт-Петербурга «Октябрьский»…Праздники в 56-й – дело серьезное, всесторонне продуманное, приведенное в определенную систему. Традиционная схема «доклад – концерт – банкет» никакого отношения к этой системе не имеет. Теперь они с полным на то основанием пишут: «…На самой идее такого целенаправленного влияния – создании «восторженно-фантастического» из «нормально-обыденного» – можно построить школьный год. Мы говорим школьный, а не учебный потому, что время с сентября до июня считаем временем жизни школы. Ну а жизнь, как известно, состоит из событий и отношения к этим событиям. Поэтому наша идея заключалась в том, чтобы в жизни школы появились события, которые приносили бы их участникам радость здесь и сейчас и давали бы надежду на то, что эта радость повторится. Так, собственно, и появился годовой круг праздников и традиций… Годовой круг праздников и традиций представляет собой комплексный педагогический прием, основная идея которого – непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного отношения к происходящему в школе. При этом мы говорим «круг», подчеркивая непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей». То есть праздники называются одинаково каждый год, но по форме и жанрам, по своему сценарию они постоянно обновляются, обрастают новыми ходами и сюжетами. Не исключаются и дополнения. Когда школа стала располагаться уже в пяти зданиях, разбросанных достаточно далеко друг от друга, появился праздник «День единения и согласия». В хмуром, сером ноябре был придуман «День подарков просто так», потому что просто не хватало радости.К событиям вполне праздничным, тонизирующим следует отнести многочисленные конкурсы, смотры, фестивали, игры. За двадцать с лишним лет новой истории школы их напридумано столько, что даже через запятую перечислять долго. И трудно сказать, для кого этих способов взбадривания изобретено больше – для детей или для взрослых. Забота о настроении учителя, о его эмоциональном тонусе и творческой активности для администрации всегда была на первом месте. Как учитель должен заметить и поддержать каждый, даже самый малый порыв к творчеству своего ученика, так руководители подразделений стараются увидеть и отметить каждый успех учителя. Премии, как и достижения, разные. От памятной доски «Достояние года», о которой уже говорилось, до «Премии имени меня», приуроченной к Дню учителя. Каждый представитель администрации может отметить ею учителя за любое интересное решение какой-то проблемы.Казалось бы, и праздников достаточно, и наград. Учителя вообще трудно назвать человеком, обделенным подарками и поздравлениями. Будь то Новый год, 8 Марта, 23 Февраля или День учителя, родители и ученики стараются непременно порадовать его своими сюрпризами. Все это радости трогательные, милые, но традиционные, во всех школах одинаковые. А в 56-й есть торжество особое, поднимающее учителя на самую верхнюю площадку лестницы успеха. Называется «Звездный час».- Это ваш собственный, внутришкольный, «Учитель года»? – спрашиваю по наивности Сергея Данилова.- Педагогический «Оскар»! – поправляет он меня, улыбаясь торжествующе и лукаво.Ах да! Я и забыла, что говорю с министром счастья в школе, где все делается только на высшем уровне.- Мы проводим его всегда в Юсуповском дворце, – с законной гордостью добавляет Данилов.Каждому жителю Петербурга этот адрес скажет многое. Один из самых блистательных и в то же время самых уютных дворцов города многие годы принадлежал учителям и всегда пользовался особой любовью. Теперь тут музей, Мекка для туристов и особый режим посещений. Но для 56-й здесь открывают даже тщательно оберегаемый зал знаменитого Юсуповского театра. В Зеркальном фойе, пока собираются гости, играют приглашенные музыканты. Церемония открывается выступлением артистов балета, оперы, знаменитых пианистов, скрипачей.- И как у кинематографистов, до последней минуты неизвестно, кто получит главный приз?- Не совсем так, – признается Сергей Владиленович. – Учитель хоть и артист в своем деле, но ему нужно подготовиться, чтобы ответить что-то внятное, выглядеть достойно. Люди же очень волнуются! Среди многих призов и наград эта, пожалуй, действительно особенная. Она присуждается не решением сверху, от администрации, а общим голосованием коллег, которые заполняют анкеты, включающие все номинации, предложенные в этом году администрацией. В зале присутствуют только учителя и их близкие. Без учеников. Они уже на каникулах в это время, да им и не нужно знать, кто у нас нынче среди звезд. Это дело наше, учительское.
Комментарии