search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Зажечь огонь свободы Содержание гражданского образования взрослых

Фактически историю гражданского общества можно представить как историю становления человека Гражданином, как историю борьбы людей за свободу выбора своего жизненного пути и ответственности за него. Для эффективного развития демократии и гражданского общества должны быть заложены следующие основы:

Социально-экономические:
многоукладная экономика;
разнообразие форм собственности;
регулируемые рыночные отношения.

Политико-правовые:
децентрализация властных полномочий;
гарантии государственной защиты прав человека;
разделение властей;
политический плюрализм;
участие граждан в управлении государством;
свобода слова, собраний, ассоциаций;
верховенство закона и равенство всех перед ним.

Духовно-нравственные:
отсутствие монополии одной идеологии;
равноправие граждан;
свобода совести;
цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
К характерным признакам гражданского общества можно отнести: наличие свободных владельцев средств производства, развитость и разветвленность демократии, наличие активного гражданина и гражданских организаций, правовая защищенность граждан и определенный уровень гражданской культуры. Несмотря на различные подходы к пониманию гражданского общества, основной вопрос остается при любой его модели: насколько оно свободно в своих действиях, способно ли воздействовать на государство и политическую жизнь страны? Другими словами, насколько каждый гражданин готов к ответственности за свой выбор судьбы и задумывается ли он об ответственности за судьбу страны.
Это критерий зрелости гражданского общества. Таким образом, речь идет о статусе гражданина, его воспитании, о характере духовных и деятельных негосударственных связей личностей в одном государстве и в определенное историческое время.
Каждая личность формирует свой образ жизни существующего мира, а на его основе свою модель поведения в обществе. Естественно, эти модели не находятся в неизменном состоянии. А их изменение означает пересмотр приоритетов, переоценку системы ценностей. Идущее с таким трудом формирование нового качества гражданского общества и государства, по существу, отражает смену внутренних ориентиров – ценностей каждой личности. И здесь возникает задача, целью которой было бы обучение и воспитание Гражданина, его адаптация в современном обществе, формирование его гражданской компетентности. Такая предпосылка создается сейчас в различных территориях России – это гражданское образование, основанное на достижениях мирового опыта с учетом национальной и региональной специфики. Исходя из цели гражданского образования его результатом должна стать социализация человека.
Важнейшим условием результативности работы по внедрению гражданского образования является ее системность, целостность, взаимосвязь всех элементов и звеньев. Здесь необходима Концепция развития гражданского образования. При ее внедрении нужно создать систему непрерывного гражданского образования.
Учитываются следующие условия:
система гражданского образования должна быть четко структурирована;
обозначены основные элементы и параметры ее содержания;
на основе единых теоретических и методологических положений согласованы общие принципы реализации и подходы к методике гражданского образования;
определены ценностный и знаниевый компоненты, перечень основных умений и навыков, формируемых у обучающихся;
подключены все участники образовательного процесса, активно используются возможности социума;
для достижения целей гражданского образования используются демократические подходы и методы;
гражданское образование не навязано “сверху”, педагоги, организаторы имеют личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладают выраженной гражданской позицией.
Практика внедрения гражданского образования показала, что для реализации гражданского образования, особенно взрослых, необходимы еще компоненты:
формирование государственной, региональной политики в целях создания правового поля, организационных форм для внедрения гражданского образования (постановления, целевые программы, социальный заказ, законы органов власти);
формирование демократического образа жизни в коллективах, где внедряется гражданское образование. Авторитарная обстановка, при которой делается акцент на послушании, а не познании, где ограничивается новаторство членов коллектива, запрещено самовыражение, вряд ли будет способствовать подготовке граждан демократического общества;
качественные учебные программы и современные активные педагогические технологии;
создание организационных структур, внедряющих гражданское образование, системы управления ими, подготовки и переподготовки кадров;
финансирование гражданского образования, но это во многом зависит от решения вопросов создания правового поля. Кратко остановимся на реализации этих условий в системе гражданского образования.

Структура гражданской компетентности
Гражданская (социальная) компетентность личности включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Для гражданского образования взрослых это понятие может быть аналогично термину, введенному в документах ЮНЕСКО в 60-е годы, – функциональная грамотность, которая означает степень готовности человека оптимально и эффективно выполнять все действия, с которыми ему приходится сталкиваться на протяжении всей жизни.
Средствами гражданского образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.);
компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью, в организации социального партнерства и т.д.);
морально-нравственная компетентность – личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
компетентность в социально-экономической сфере (совместимость, пригодность личных качеств человека тому делу, профессии, которой он занимается, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, решении социальных конфликтов, приобретении навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.).
В структуре компетентности целесообразно выделение трех блоков:
аксиологического (ценностного), определяемого мотивами и установками личности;
когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;
деятельностного, связанного с процессом становления умений и навыков на основе полученных знаний и способами реализации этих умений.
Становление гражданской компетентности личности должно быть неразрывно связано с формированием у нее ценностных ориентиров, определяющих гражданское самосознание.
И здесь хотелось бы отметить, что ценностные ориентации значительной части россиян имеют истоки в традиционной русской культуре и советской ментальности. Еще недавно ценности вырабатывались под влиянием идеологии ведущей партии, поэтому после распада СССР в идеологии появилось утверждение, что образование должно быть вне идеологии, “но оно оказалось неверным по сути и непродуктивным по результатам.
Неверное по сути, потому что в основе соответствующих рассуждений было понимание идеологии как примата политики над всеми другими составляющими идеологии, в то время как идеология есть принятый обществом, социальной группой или профессиональным сообществом набор объединяющих идей.
Непродуктивным по результатам, потому что воспитано целое поколение, не обремененное сколько-нибудь общественно ценными идеями”.
Кроме того, аксиологический подход приводит к осознанию проблем специфики общественного развития в зависимости от ценностей, которыми руководствуются граждане.
Н. Тихонов в исследованиях роли ценностей в выработке оптимальной модели российского общества использовал знаменитый лозунг французской революции “Свобода. Равенство. Братство”, который в зависимости от того, на какой его части в ходе той или иной буржуазной революции делался акцент, приводил к разным моделям капиталистического общества. “…Можно сказать, что для россиян на первом месте стоит Братство (при котором интересы общности важнее интересов личности), на втором – Равенство, а на третьем – Свобода, понимаемая как набор индивидуальных прав, т.е. как независимость. При этом политические права и свободы относительно не важны. Это связано с тем, что в понимании россиян не те или иные группы индивидов должны в борьбе друг с другом уметь отстаивать свои интересы, а государство как выразитель общих интересов должно, принимая во внимание интересы отдельных личностей и социальных групп, на базе общественного консенсуса проводить политику, направленную на благо народа как единой общности”.
Нет нужды говорить о том, как далека такая модель, составляющая социальный запрос россиян к власти, от того, что сейчас происходит в России, и как резко она отличается от моделей гражданского общества за рубежом. Поэтому у нас государство и общество живут пока по-прежнему в двух непересекающихся областях.
Указанные различия позволяют говорить о том, что корни российских проблем в значительной степени обусловлены культурой, поэтому при реформировании страны, формировании новых ценностей должны учитываться данные обстоятельства. А “это возможно лишь на основе взаимной адаптации общецивилизационных ценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и традиций народного самоуправления”.
В процессе гражданского образования необходимо создавать условия для приобщения человека к следующей совокупности ценностей, знаний, навыков и умений, перечень которых предлагается в проекте Концепции развития гражданско-правового образования, разработанном Федеральным центром гражданского образования на базе Академии повышения квалификации и переподготовки кадров.
Аксиологический подход – ценности:
гуманность;
самоопределение личности;
уважение прав и свобод человека;
уважение человеческого достоинства;
уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны;
уважение норм и правил современной демократии;
справедливость;
равенство людей перед законом;
общественное благо;
уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей;
политическое многообразие;
патриотизм;
готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др.
Когнитивный блок гражданского образования:
знания:
правовые;
политические;
морально-этические;
основы знаний о социальной сфере общества;
экономические;
основы знаний в области социальной экологии;
основы философских знаний;
знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края и др.
Первые три направления являются приоритетными в формировании общественного сознания, так как в их основе лежит единый смысловой стержень: взаимосвязь между людьми – этика, между человеком и обществом – право, между различными социальными группами – политика.
Деятельностный блок гражданского образования включает следующие умения и навыки:
критически мыслить;
получать информацию, анализировать ее, используя возможно полный спектр источников;
понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений;
принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность;
реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях;
устанавливать конструктивные отношения с людьми;
работать в группе;
выражать и отстаивать свое мнение;
слушать другого человека;
определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
навыки толерантного поведения.

Непрерывность гражданского образования
Особое значение в гражданском образовании отводится принципу непрерывности. Непрерывность гражданского образования по теории социализации означает, что оно может быть многоэтапным и охватывать все периоды формирования человеческой личности.
С учетом значимости социальных условий и изучаемого процесса для практической работы можно выделить следующие этапы гражданского образования: ранняя социализация (семья, дошкольное учреждение), обучение (начальная, основная, полная средняя школа, вуз), социальная зрелость и завершение жизненного цикла (пенсионный возраст). Данные этапы были предусмотрены в проекте закона Красноярского края “О гражданском образовании”.

Механизмы, формирующие систему гражданского образования
Распространение гражданского образования в школьной среде происходит в многообразных формах. “Выработаны следующие основные его модели: предметно-тематическая, межпредметная, институциональная, проектная, “домино”, ситуативная”. Но для образования взрослых сложно говорить о моделях, а в соответствии с теорией социализации личности лучше говорить о механизмах гражданского образования. К ним можно отнести: традиционные механизмы, обучение, просвещение, социальную деятельность, институциональные механизмы.
Остановимся кратко на их сущности.
Традиционные механизмы – освоение норм и взглядов на неосознанном уровне, а также обеспечение самоидентификации личности к определенному кругу.
Обучение. Популярным стал подход к гражданскому образованию в широком смысле – как к комплексу, состоящему из специального учебного предмета “Граждановедение” и активного использования “граждановедческого” потенциала других учебных и информационно-обучающих курсов (межпредметный подход). Для когнитивного подхода в гражданском образовании важно понимание роли учебных дисциплин (хотя несколько условно) в развитии гражданской компетентности:
компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации и регуляции – основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям. Этот уровень компетентности обеспечивается в основном специализированными учебными дисциплинами общеобразовательного цикла – политологией, правоведением, экономикой, обществоведением;
компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной регуляции – национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственности, мировоззрению, ценностям, оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в естественных, технических, социальных и гуманитарных знаниях и пр., что обеспечивается в учебном процессе в основном такими дисциплинами, как история, философия, социология, этнология, искусствознание, этика, эстетика и др., но более всего – культурологией;
компетентность по отношению к кратковременным, но остро актуальным образцам социальной престижности – моде, имиджу, стилю, жаргону, кумирам, гендерным символам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр. – этот уровень компетентности в учебном процессе может быть обеспечен в основном факультативными курсами, как, например, “языки культуры конца ХХ в.”, “постмодернизм и современная культура”, “культурология моды и имиджа” и т.п.;
уровень полноты и свободы владения языками социальной коммуникации – естественным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками принятых в данном сообществе этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, языками атрибутики престижности, социальной маркировки, стиля, моды и пр.; знания в этой области учащимся дают дисциплины прежде всего лингвофилологического цикла и та же культурология (культурная семантика, социальная семиотика и т.п.)”.
При разработке и внедрении учебных программ гражданского образования необходимо иметь хорошее понимание, что такое демократия. Как бы ни была организована учебная программа, по основам демократии в ней должны быть четыре раздела:
теоретические источники и различные течения демократической мысли;
как демократические идеи реализовывались на практике;
анализ истории развития демократии в нынешнее состояние демократии в мире, ее альтернативы;
нынешнее состояние демократии в мире, ее альтернативы.
Одно из условий успешного обучения – педагогические технологии. Как сильная демократия требует наличия активных, хорошо информированных граждан, способных и желающих участвовать в управлении государством, так и для обеспечения эффективного обучения нужны слушатели, которые заинтересованно и активно участвуют в процессе обучения.
Гражданское образование требует определенных методик, которые помогут развивать социальные и интеллектуальные навыки и позиции, требуемые от членов демократического общества.
Преподаватели должны выйти за рамки только лекционного (информационного) метода и использовать различные приемы, основанные на критическом анализе обучения, уметь вовлекать в дискуссии. Сюда можно отнести и совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, которые повышают интерес к предмету, обеспечивают более глубокое усвоение содержания его, выработку гражданских навыков.
В этом плане повышаются требования к организаторам и преподавателям гражданского образования.
В проекте закона края “О гражданском образовании” говорится о формировании таких качеств, как:
выраженная гражданская позиция, включающая уважение к основам конституционного строя;
признание ценностей разнообразия и толерантности;
демократический стиль работы, стремление к компромиссу, умение слушать и поддерживать оригинальное мышление слушателей;
высокая коммуникативная культура, предполагающая вовлечение слушателей в планирование и регулирование образовательного процесса.
Гражданское обучение взрослых, как правило, реализуется в формах формального (систематического овладения систематизированными знаниями с выдачей сертификата) и неформального (нерегламентированного учебного процесса без выдачи сертификата) образования.
Просвещение. Стимулирует стремление личности к саморазвитию, самообразованию и культурному самосовершенствованию с помощью домашнего или библиотечного чтения, посещения кино, выставок, музеев, лекций, культурно-зрелищных мероприятий, приобретения знаний из средств массовой информации.
Просвещение близко к пониманию информального образования взрослых.
Социальная деятельность. Обобщенно деятельность людей принято делить на практическую (материальную), символическую (интеллектуальную, духовную, художественную) и социальную (организационно).
Виды и типы этой деятельности могут быть систематизированы на базе различных оснований. “Так, в ней можно выделить материально-преобразующую деятельность, когда из элементов природы создаются вещи или организованные пространства, полезные для человека, а также осуществляются различные формы обмена продуктами и услугами (порожденными этой деятельностью); двигательную (когда сам человек целенаправленно и осмысленно перемещается в пространстве); витальную (весь комплекс мер по поддержанию энергобаланса человека – его питание, отдых, лечение, физическое развитие, а также биологическое воспроизводство); познавательную (при которой добывается, систематизируется и хранится новая информация о мире и самом человеке); коммуникативную (в ходе которой создаются языки и другие средства трансляции информации и осуществляется сама эта трансляция – информационный обмен); организационно-регулятивную (связанную с организацией людей в их совместной работе, социальной практике, коллективном творчестве, организованном насилии и т.п.), интеллектуально-рефлексивную (при которой люди осмысливают свое бытие, систематизируют мировоззрение, находят и вводят в оборот новые смыслы и логические основания своего существования – рациональные, мистические, религиозные и пр.); культовую (при которой манифестируется поклонение людей какому-либо божественному или политическому авторитету, осуществляются традиции и пр.); художественно-образную (в ходе которой видимый или представляемый мир отображается в чувственных образах словесного, живописного, музыкального, танцевального, мимического, карнавального или иного игрового свойства); социально-воспроизводственную (связанную не с физическим рождением новых поколений, но с их воспитанием, образованием, приобщением к традициям и прочими механизмами социализации и инкультурации, а в конечном счете – с социальным воспроизводством самого общества как культурной целостности), а также некоторые другие виды деятельности”.
Деятельность людей является той социальной практикой, с помощью которой проверяется действенность социального опыта и вносятся необходимые корректировки, если некоторые элементы этого опыта оказываются устаревшими или неэффективными.
В целом проблема соотнесенности социального опыта и социальной практики общества в существенной мере упирается в вопрос о стратификации социальных функций, труда, исполнительных ролей и статусов членов общества. Чем выше дифференцированность, тем активней социальная практика влияет на процессы корректировки социального опыта.
На основе практического опыта совместной жизни и деятельности людей и социальных групп складывается система договоренностей и согласования удовлетворения личных и групповых потребностей. Поэтому важно гражданское образование в организации социального партнерства, в том числе и с властью, в выработке правил взаимодействия, не несущих потенциала разрушения связей в обществе.
Главное в механизме социальной деятельности гражданского образования – воспитать внутренне свободного и хорошо образованного субъекта социальной деятельности, который добивается успеха и адаптируется в обществе за счет собственных усилий: труда, инициативы, энергии, таланта и т.д.
Институциональный механизм. К нему можно отнести приобретение опыта за счет создания демократического образа жизни в коллективах (подразумевается край, область, район, город, поселок, предприятие, школа, учебная группа и т.д.), а также взаимодействия с демократическими институтами в коллективе. Как член общества и коллектива человек вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные коллективу. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально-ценностных качеств, как гражданственность, инициативность, ответственность, социальная справедливость. В то же время хотелось бы отметить, что коллектив должен отвечать следующим условиям:
– администрация и работник (учащийся) трудятся совместно над решением проблемы;
– члены коллектива осведомлены о решениях, принимаемых руководством, касающихся их коллектива, участвуют в их принятии, имеют возможность высказать свое мнение при принятии решений;
– коллектив работает в рамках набора правил, которые все поддерживают и понимают. Есть понимание, что участие в управлении есть право и обязанность;
– в коллективе развиваются собственные демократические институты, дающие навыки практической демократии.
Общественно-государственное гражданское образование – это социально-ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, основанная на принципах идейно-политического плюрализма, объективности, демократического консенсуса, добровольности, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства.

Геннадий ОВЧИННИКОВ,
вице-президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”
Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте