Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
«УГ»-регион: Ульяновская область

Завтра, которое началось вчера

С «цифрой» можно и нужно дружить
Учительская газета, №17 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

Выражение, вынесенное в заголовок, точно отражает суть сегодняшних изменений. Как говорит учитель информатики школы №27, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012 Елена Назарова, даже футурологи, пытавшиеся предугадать фантастические сюжеты, не смогли оценить скорость происходящих технологических перемен. Например, цифровая школа стала устойчивым современным словосочетанием, однако нужно заметить, что пока еще каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Так что же такое цифровая школа с точки зрения педагога?

Быть? Быть!
Как считает Елена Назарова, далеко не все взрослые люди правильно относятся к понятию «цифровая школа». Дело в том, что это уже не вопрос выбора – быть цифровой школе или не быть, а неизбежная реальность. Общество пребывает в этой реальности, особенно те его представители, кто идет в ногу со временем. Понятно, что большая часть из них – это дети и молодежь. Сегодня речь идет о формировании цифрового мышления. Но что же такое это самое цифровое мышление? Елена Назарова уверена, что это умение рассмотреть любую задачу под углом ее решения с помощью технологических программ и устройств, а также владение технологическими новинками и информационными ресурсами. Можно ли этому научиться? Вполне, если каждый день ставить перед собой маленькие повседневные задачи. Например, когда нет возможности ходить в тренажерный зал или в фитнес-центр, то можно просто скачать бесплатный курс, который поможет быть в тонусе. К слову, такая несложная задача, как прокладывание нужного маршрута с помощью смартфона, уже решена многими людьми, в том числе зрелого возраста.
– Если говорить об учителях, то они первыми ощущают на себе все происходящие технологические изменения, поскольку те приводят к изменению содержания образования, – поясняет педагог. – Чтобы быть в курсе всех этих изменений, наверное, учителям придется привыкнуть к трансдисциплинарности. Любому учителю любого предмета для решения одной и той же задачи можно найти другие средства, увидеть другие аспекты, другое преломление. Основной характер нашей деятельности – системно-деятельностный, когда ученику создают условия, чтобы он сам добывал знания. Поэтому возникла идея погрузить учителей в такую же среду, дать им возможность попробовать все на себе. Например, учителя, повышающие квалификацию, могут получить задачу и найти для ее решения новые знания, новые ракурсы и применить их на месте. Таким образом, появились хакатоны для учителей. Эта форма очень популярна в студенческой среде, когда какая-то задача решается в течение нескольких дней. Наши хакатоны, конечно, сжаты по срокам и разбиты на несколько этапов. Первый этап – это погружение в теорию, когда люди знакомятся с автором той или иной идеи или технологии или с человеком, который данную технологию успешно применяет. Затем перед группой ставится определенная задача, которую нужно решить через реализацию проекта и его защиту. Работу в группах и сам проект оценивают эксперты. За последние два года было проведено уже пять хакатонов, и учителей, желающих участвовать в них, всегда много. Это очень удачный формат, потому что педагог словно примеряет идею, технологию, программное средство на себя и в ходе «примерки» оценивает, сможет ли реализовать это на базе своей школы.
Например, от учителей было много запросов по технологии «прототипирование», поэтому хакатон, касающийся этой темы, пришлось проводить два раза, чтобы все смогли поучаствовать. Данная технология сейчас очень актуальна. Она развивает системное мышление, дает возможность понимать многомерность пространства. Как знание технологии «прототипирование» может помочь, скажем, учителю литературы на уроке? Можно создать с детьми макет места действия, где происходили события того или иного литературного произведения. Мне кажется, это интересно не только детям, но и самому педагогу.

Яндекс научит
О формировании новой цифровой образовательной среды в Ульяновской области говорят такие проекты, как «Яндекс.Лицей» и «Яндекс.Учебник». Регион включился в проект «Яндекс.Лицей» в 2017-2018 учебном году благодаря соглашению, заключенному на Петербургском международном экономическом форуме между губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и генеральным директором компании «Яндекс» Александром Шульгиным.
Включение Ульяновской области в проект по обучению школьников программированию, реализуемый Школой анализа данных Яндекса, позволит целенаправленно готовить будущие кадры для IT-сферы региона.
В регионе при поддержке Фонда развития информационных технологий Ульяновской области и Минобрнауки Ульяновской области первоначально было создано три площадки, на которых открыты классы для обучения школьников программированию на примере Python в рамках проекта «Яндекс.Лицей». Это площадка на базе Ульяновского государственного технического университета, площадка на базе Центра кластерного развития Ульяновской области – детский технопарк «Кванториум», а также площадка на базе Городской гимназии г. Димитровграда Ульяновской области. Сегодня к ним присоединилась площадка на базе Лицея при Ульяновском государственном техническом университете. Через сеть таких классов появилась возможность обеспечить повышение уровня качества математического, информационного образования в городе и области.
В рамках договора между Школой анализа данных Яндекса и данными площадками образовательным организациям предоставлено право использовать учебно-методические материалы и программы учебных курсов, а также программное обеспечение, необходимое для организации процесса обучения. Срок обучения для ребят по программам в проекте «Яндекс.Лицей» – 2 года. Всего в «Яндекс.Лицее» обучается 81 школьник (34 – второй год обучения, 47 – первый год обучения).
Специалисты считают, что полученных в «Яндекс.Лицее» знаний будет достаточно, чтобы программировать на базовом уровне. Кроме этого, школьники получат сертификат образовательной организации, на базе которой проходило обучение, и Школы анализа данных Яндекса.
В 2019-2020 учебном году планируется расширение проекта «Яндекс.Лицей» за счет появления общеобразовательных организаций, в которых обучение школьников программированию с использованием учебно-методических материалов, разработанных специалистами Школы анализа данных Яндекса, будет реализовано через интеграцию в общее образование.
В рамках 10‑го Гайдаровского форума в 2019 году состоялось подписание трехстороннего меморандума о сотрудничестве в сфере образовательных технологий между правительством Ульяновской области, Агентством технологического развития Ульяновской области и компанией «Яндекс». В рамках соглашения будет реализован еще один интересный проект – «Яндекс.Учебник». Это онлайн-курс по математике и русскому языку с автоматической проверкой заданий и быстрой обратной связью. Сервис включает более 10 тысяч заданий по русскому языку и математике для школьников 2‑4‑х классов, разработанных с учетом ФГОС.
«Яндекс.Учебник» – это удобный инструмент для подготовки к уроку, для проведения контрольных и самостоятельных работ, а также для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика. В «Яндекс.Учебнике» есть задания, которые помогут педагогам подготовить учеников к ВПР. Главное преимущество сервиса в том, что домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени и результат можно увидеть сразу после решения.
На сегодня в Ульяновской области зарегистрировано 520 учителей, из них 271 активно работает с сервисом. Но эта цифра меняется каждый день, поскольку увеличивается число учителей, которые начинают осваивать сервис.
В феврале состоялось обучение региональных тьюторов «Яндекс.Учебника». Сейчас на региональном уровне идет процесс формирования сети тьюторов, а в 2019 году запланирован ряд мероприятий с участием специалистов Яндекса.

Когда игра на пользу
С целью подготовки школьных команд Ульяновска и Ульяновской области к участию во Всероссийской интеллектуально-киберспортивной школьной лиге в 2017-2018 учебном году Институт развития образования совместно с Ульяновским региональным отделением Федерации компьютерного спорта России организовали турнир среди школьников по киберспорту на базе Дома Интернета Ульяновского государственного технического университета.
Для турнира были выбраны две командные дисциплины: Counter-Strike и Dota 2 как самые популярные среди молодежи. Всего зарегистрировалось 107 школьных команд: 44 на Counter-Strike и 63 на Dota 2. Турнир проводился в течение апреля и мая, и вместе с участниками были приглашены родители. Компьютерные игры, как любое другое развлечение, могут быть использованы как во вред, так и во благо. Необходимо, чтобы родители увидели в играх не только развлекательный момент и форму проведения досуга, но и то, что игры могут развивать в том числе скорость реакции, внимание, память и выступать средством профориентации на ИТ-специальности.
В 2018-2019 учебном году киберспортивный турнир был организован по трем дисциплинам: Dota 2, FIFA 19 и Hearthstone.
С целью приобщения школьников к компьютерному спорту в образовательных организациях города Ульяновска и Ульяновской области внедряется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Киберспорт». Занимаясь по этой программе, ребята знакомятся с основными классами компьютерных игр, системными требованиями к аппаратуре для компьютерных игр, основами игрового дизайна, сценариями игр, ассортиментом современных игровых аксессуаров, их техническими характеристиками и особенностями.
Предполагается, что в дальнейшем группы учащихся, которые занимаются по данной программе, будут участвовать в чемпионатах по киберспорту в качестве сборной. В ходе данного курса учащиеся получат подробное представление о киберспорте, его направлениях и текущем состоянии. Также ребята будут участвовать в киберспортивных соревнованиях не только в качестве игроков, но и как организаторы, судьи, комментаторы.
Возраст детей, участвующих в данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, определен в соответствии с возрастными ограничениями игр. В этом возрасте нервная система ребенка еще нестабильна, высок риск формирования компьютерной зависимости, поэтому важно на данном этапе развития показать подростку возможность эффективно организовать свой досуг средствами компьютерных игр и интернет-технологий.
Школьники Ульяновской области не только активно играют, но и используют сервисы образовательной платформы Учи.ру – занимаются дома, выполняя задания, при этом учитель видит результаты каждого ученика в своем личном кабинете на платформе. Кроме этого, на платформе Учи.ру постоянно проходят олимпиады по разным предметам.
В феврале в гимназии №79 г. Ульяновска состоялось открытие первой Всероссийской онлайн-олимпиады по программированию для младших школьников, и уже более 200000 учеников из России приняли участие в этой олимпиаде, из них почти 2000 – из Ульяновской области. Самые активные школьники оказались в г. Ульяновске – 1181 ученик участвовал в олимпиаде, в г. Димитровграде – 215 школьников.
Олимпиада стала отправной точкой реализации на территории Ульяновской области проекта по подключению школ к платформе Uchi.ru.
Ребята смогут изучать школьные предметы по индивидуальной программе. Возможно, это позволит повысить успеваемость школьников, которые имеют низкие результаты.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt