search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Завтра будет по-другому…

​Когда общество обеспокоено состоянием современного образования, когда все более ощутим кризис человека, особый интерес и актуальность в развитии педагогики представляют собой проблемы возрождения духовности как неотъемлемой части исконно российского воспитания.

Создание атмосферы обращенности к человеческой личности, гуманного отношения к людям, и в первую очередь к детям, объективно требует построения и устойчивой деятельности таких педагогических систем, которые могли бы обеспечить целостность интеллектуального развития и духовно-нравственное преобразование внутреннего мира ребенка, достигая более тонкого и тесного взаимопонимания между учителем и учеником при поддержке семьи.Значимым событием в образовательном пространстве города стал авторский семинар, проводимый на базе школы №1118 Западного округа, «Новые тенденции развития гуманно-личностного подхода к образовательному процессу», в основу которого были положены идеи концепции гуманной педагогики доктора психологических наук, заслуженного профессора МГПУ, академика Российской академии образования Шалвы Амонашвили.Для того чтобы услышать Шалву Амонашвили, на семинар пришли люди, для которых далеко не безразлична судьба современной российской школы, учителя, которые уже сегодня думают о будущих поколениях граждан нашей страны – представители образовательных учреждений нескольких округов Москвы и Подмосковья.«Гуманное педагогическое мышление как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия таит в себе возможность для постоянного обновления школы… Своими основными постулатами – вера в возможности Ребенка, раскрытие самобытной природы в Ребенке и утверждение его личности, направление его на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем…» – эти слова, взятые из книги-трактата Шалвы Александровича «Школа жизни», стали лейтмотивом и главной идеей семинара.Участники встречи вместе с известным педагогом размышляли о проблемах современной школы, о перспективах развития и совершенствования педагогического мастерства российского учителя. Ведь ни для кого не секрет, что вакуум, который образовался в системе воспитания, сыграл отрицательную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Об этом говорят факты, свидетельствующие о духовном кризисе подростков и молодежи: отсутствие духовных идеалов, низкий читательский интерес, популярность литературы, связанной с насилием, разгул наркомании, проституции, а также прочно вошедшие в сознание людей мнимые ценности – власть физической и денежной силы, стремление к роскоши, оправдание низменных инстинктов.В условиях перехода России к рыночным отношениям с их практицизмом, индивидуализмом, равнодушием и выбором далеко не безупречных в моральном отношении средств для достижения успеха (а в связи с этим общего падения нравственности и духовности) обращение к гуманной педагогике становится особенно актуальным.Участники семинара говорили о том, что ученики все меньше понимают и принимают учителя как интересную личность, все больше отдаляются от него. И это неудивительно, так как в силу определенных обстоятельств из верного друга и помощника, каким учитель был в недалеком прошлом, он превращается в безжалостного контролера, бесчувственного тренера и бескомпромиссного осведомителя, а это уже не педагогика сотрудничества, это педагогика противостояния, где по разные стороны баррикад – ученики и учителя.Шалва Александрович на конкретных примерах показал, что только равноправное общение с ребенком, любовь к нему, вера в его возможности, сотворчество и сотрудничество с ним, взаимоуважение могут создать ту самую гармоничную среду современного школьного сообщества единомышленников. Он постепенно, шаг за шагом открывал перед слушателями пути сближения учителя с ребенком, раскрывая большие и маленькие секреты вечной молодости и новаторства гуманно-личностной педагогики.Первый день семинара был посвящен природе ребенка, тем истокам, которые дают начало зарождению жизни, первым крупицам формирования личности человека. Вместе со слушателями педагог размышлял о предназначении каждого пришедшего в этот мир индивидуума.Следующими темами для разговора с аудиторией стали психологические особенности возрастных групп детей, а также новые современные характеристики основных законов развития ребенка, при этом была отмечена зависимость результатов воспитания от среды и окружения, особо подчеркнута важность периода взросления маленького человека.Большой интерес у аудитории вызвал разговор о безотметочной системе обучения Амонашвили. Слушатели вначале разделились на две группы – за и против, представляя аргументы в пользу выставления отметок: без отметок ученик расслабляется, утрачивает чувство соревновательности. Но безусловные факты, представленные Шалвой Александровичем и подтверждающие отрицательное воздействие отметок на личность ученика, на его эмоциональное состояние, на создание нетерпимой и враждебной обстановки в классе и школе, сыграли свою роль – участники семинара задумались над целесообразностью выставления отметок детям и возможностью замены этой системы другой системой оценивания, более продуктивной и менее травматичной для ребенка.Кульминацией семинара стали мастер-классы, который проводил педагог-новатор с учениками школы №1118 («Симфония чисел», «Парк Академус», «Творим мудрость»), которые позволили глубже понять секреты педагогического мастерства Учителя: виртуозность общения, мощный духовный аспект слова, демонстрация разнообразных авторских приемов и методов обучения, содержательная оценочная деятельность, импровизация, полный контакт с незнакомыми детьми – все это далеко не полный перечень тех незабываемых моментов, которые запечатлели в своей памяти участники семинара, наблюдая за блестящим педагогическим мастерством гениального педагога.«Этот семинар перевернул мое сознание, – призналась молодая учительница химии школы №1118 Эмма Мараджян. – Я никогда не думала, что, с одной стороны, просто, а с другой – гениально можно общаться с детьми: вроде бы на равных, но с каким уважением к себе и детям!» «Я твердо решила: никогда не повышу голоса на ребенка, никогда не сделаю так, чтобы он плакал…» – сказала учительница русского языка Наталья Сергеева. «Вы знаете, а я после семинара убедилась в своей правоте: всегда считала, что двойка ничего хорошего не дает ребенку, не стимулирует его, не вдохновляет на дальнейшую учебу, она лишь озлобляет и отторгает его от школы, создает проблемы в семье, портит характер. Я совсем не ставлю двоек, я даю ребенку шанс…» – уверена в своей правоте учительница начальной школы Ольга Желанкина.Подводя итоги семинара, профессор МГПУ Вера Александрова отметила, что гуманная педагогика идет из глубины веков от Марка Фабия Квинтилиана, И.Г.Песталоцци, Я.Корчака, В.Сухомлинского, поэтому не так просто понять, мгновенно осознать ее основные постулаты, это так же невозможно, как и стать гуманным педагогом за один день. Важно уметь остановиться, оглянуться и понять свое истинное предназначение: умею ли я любить детей?После вручения участникам семинара удостоверений Московского городского педагогического университета (Института подготовки руководящих педагогических кадров) стало очевидно, что встречи с Шалвой Амонашвили – это приглашение к творчеству, поиску, совершенству. Слушатели семинара получили теоретические знания, увидели практическую реализацию их в педагогической деятельности. Но главное – каждый задумался о себе как об учителе, о своем отношении к детям, о школе и ее роли в становлении личности будущего гражданина России. Трудно сказать, что будет дальше, завтра… Но одно можно сказать точно: будет по-другому!Елена ГРИГОРЬЕВА, директор школы №1118, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте