Все мы, и родители, и педагоги, надеемся, что наши дети вырастут добрыми и умными, настоящими гражданами родной страны. Как же воспитать интеллектуально развитую личность, в которой сочетаются и физическое совершенство, духовное богатство и моральная чистота? А как сделать нашего ребенка счастливым?
Детство – это чудесный период в жизни, наполненный множеством открытий и интересных приключений, в этот период развития маленький человек только учится понимать окружающий мир. Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский). Игры развивают, обучают, объединяют. Задача взрослых – посредством игры продолжить и углубить начатое в семье воспитание добрых чувств по отношению к сверстникам и старшим, заложить основы дружбы, доверия и ответственности. Особой популярностью среди наших воспитанников пользуются тематические игровые недели «Зимние игры и забавы», «Игра и игрушки», а также ежегодные походы на Школьное озеро: совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре дети играют в игры-забавы, в молодецкие и соревновательные игры, к которым активно привлекаем и родителей. Восторг и гордость вызывают победы в таких мероприятиях, а объединенные общей командной игрой, дети и родители становятся ближе друг другу.
Кроме того, игра помогает приоткрыть тайны древности. Например, младших воспитанников мы учим народным играм, благодаря которым они знакомятся с жизнью русского народа. Как правило, таким играм присуще и творчество, питаемое интересом, азартом, опытом. Например, традиционные правила не мешают детям проявлять фантазию в играх «Гори, гори ясно», «Ворон», «Шел козел по лесу», «Плетень», «Карусели», «Затейники». В процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. В то же время игра учит подчиняться, уступать друг другу, договариваться.
Еще одной особенностью познания мира являются музыкальные занятия. Музыка создает особую атмосферу в детском коллективе, помогает развить у ребенка способность эмоционально отзываться на красоту окружающего мира. И здесь тоже есть место игре. Через пение, танцы, театральную деятельность дети приобщаются к традициям народного искусства. Яркими и запоминающимися становятся фольклорные праздники «Рождественские колядки» и «В гостях у Масленицы». Русская обрядовая культура увлекает детей: они с удовольствием наряжаются в костюмы и разыгрывают сцены из народной жизни, водят хороводы, сопровождая их песнями «Земелюшка-чернозем», «Вставала я ранешенько», «Как на тоненький ледок», гадают, играют на трещотках, свистульках, деревянных ложках.
Дети взрослеют – и взрослеют их игры. Для старших воспитанников игра приобретает более глубокий, осмысленный и познавательный характер. Каждый месяц в течение года в рамках проекта «Дети в музее» наши подготовительные группы посещают Зеленоградский исторический музей. При помощи собранных в музее экспонатов экскурсоводы знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода и рассказывают об их предназначении. А результатом тематических бесед «Хлеб – всему голова», «Русская изба», «Русский костюм», «Родная моя сторона», «Нашей памяти верны» становятся конкурсы, викторины и небольшие квесты. Конечно, к таким испытаниям дети готовятся, например, разучивая пословицы, поговорки. Соревновательный характер таких занятий повышает интерес, любознательность, самостоятельность детей.
То, что мы заложим в душу ребенка в период активного познания мира, человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина, проявится позднее. Именно поэтому эта сложная работа, требующая от всех причастных к воспитанию детей большой убежденности и вдохновения, должна проходить систематически и планомерно. Дети – наше будущее. И это будущее должно быть светлым, счастливым, полным надежды и мечты.
Ольга ЛЕСКОВА, старший воспитатель школы №1528 имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова;
Светлана БЕЛЯНКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1528 имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова
Комментарии