В каждом классе есть свой гадкий утенок, которого клюют за компанию
В класс сына соседки пришел новый парень-второгодник. С тех пор ее Пашка через день ходит побитым. Пашка растет без отца. Классу и учителям все равно, кто, с кем и по какой причине «чинит разборки». Преподавателям мальчишка не жалуется. Да и матери стесняется говорить о своей беде, но шила в мешке не утаишь: только затянется первой корочкой ранка на губе, как полыхает фонарь под глазом… Пашкина мама уважает самолюбие сына и не лезет к нему с расспросами до поры до времени, но терпению есть предел: новичок-переросток во всем ищет причину для ссоры, а Пашка его слабее. Он сопротивляется как может, а может плохо. При этом Пашка гордый, от «контакта» с хулиганом не уходит, покорно идет за угол один на один. Пашка – живая боксерская груша для маленького садиста.
Один самоутверждается через унижение слабого (так всегда поступают подонки), а другой – через (не по возрасту) сверхтерпение, врожденное чувство непротивления злу насилием. При этом, конечно, мазохистом Пашку не назовешь. Учится он по-прежнему хорошо, но в школу идет (чего уж там!), как на заклание. Наступит день, когда он прогуляет первый урок, потом первые день, неделю… Так хочется учиться и радоваться каждой пятерке в дневнике, но маленький негодяй отравляет день за днем. И не видно этому конца…
Пашкина мама обратилась к психологу Тамаре Гайворонской. Та дала ей тонкий, но странный совет: у мальчика, дескать, заниженная самооценка, Пашке надо постараться воспитать в себе личность, а потому хвалите, мамаша, Пашку каждый день, кормите его сладко, целуйте на ночь, подчеркивайте его достоинства и успехи на людях…
Пока пятиклассник Пашка воспитает в себе необходимую самооценку, его (не дай бог!) изуродуют. Физически или нравственно. Или и так, и этак одновременно.
Пашка (повторюсь) растет без отца и без старшего брата. Его мама пришла за советом ко мне. Я позвонил в школу, маленького садиста (не нашли ничего лучшего?) перевели в другую школу. Теперь он издевается над кем-то другим? Но в Пашкины глаза вновь вселилась радость, соседка ходит счастливой.
Но за всех униженных и оскорбленных не позвонишь! В каждом классе есть свой гадкий утенок, которого клюют за компанию, не подозревая, что утенок может стать гордым лебедем.
Шишкари, блатари, забияки, драчуны были во все времена. О них не писал только ленивый. Помяловский, жалуясь, все-таки между строк похваливает смоченные в соленом растворе розги. Они мгновенно укрощали строптивых.
Юные Пушкин, Лев Толстой, Достоевский знавали шпицрутены.
Писатель и педагог Григорий Медынский советовал брать палку и вышибать из шишкарей дурь, как выбивают пыль из матрасов, если не помогает слово.
В кабинете Макаренко на видном месте на стене висел ремень. И не только для острастки – к концу учебного года ремень заметно поистрепался и перестал жалить как надо. Макаренко заменил его на свеженький, ребристый…
В «Республике ШКИД» (помните?) неблагодарные обязанности «полицейского» выполнял шкафоподобный учитель физкультуры (которого в одноименном фильме играл Луспекаев – сам в детстве и в жизни большой и не всегда справедливый драчун).
Драки в школах были всегда. Есть их известный предел – норма допустимого. Но, когда появились явная жертва и откровенный охотник, это уже сигнал тревоги. Значит, территория детства (школа и ее двор) стала криминальной зоной. А если учителям (как говорят самые современные из них) по барабану, кто в их классе волк, а кто овца? Времена классического воспитания прошли, сейчас школа хочет отвечать только за знания ученика, а не за его здоровье. В одной школе мамаше побитого сына посоветовала завуч (то есть человек с высшим педагогическим образованием, а не, скажем, начальник административно-хозяйственной части): «Наймите вашему мальчику телохранителя, если не можете сопровождать его в школу и встречать сами».
Мало того что завуч эта дремуча, как тайга, она еще и не знает законов (читай – собственных обязанностей). А надо знать: ученик – «собственность» родителей, они несут за него полную ответственность в быту, дома, на улице… Но на территории школы, вокруг нее (огороженный двор) ответственность за детей несут и учителя тоже. И если вашего сына избили (допустим) в актовом зале, если в раздевалке спортзала (или даже на школьном крыльце) обидели вашу дочь, виноваты в этом и те, кто по долгу службы не должен был этого допустить.
Вы имеете право спросить с них за это. Но! Не перегните палку…
Не советую мелочиться, сутяжничать, бежать к классному руководителю по каждому пустяку. Ситуация для визита в школу должна созреть. Не ставьте себя в положение скандалиста и склочника. Учителя – народ взрывоопасный. (Десятилетия работы в школе оставили от нервов ошметки. Чуть ли не каждый год школу контузят новые реформы. А еще и зарплаты невелики…) Словом, и учителям дайте шанс на ошибку.
Шишки в школе неизбежны (а иногда и полезны). Оплеуха оплеухе рознь (можно закатить подзатыльник, но недопустимо бить ребром ладони в кадык). Нет в мире мальчишки, который хотя бы раз не получил затрещину от школьного товарища (заметьте, товарища, а не врага). У каждой стычки свой нравственный компас. Над каждой куча- мала свой флаг справедливости. Но если кулак является единственным аргументом в данном классе (школе), если кулак здесь истина в последней инстанции и прав тот, кто наглее, – это уже педагогическая патология. Надо бить тревогу.
Психологи отмечают повышенный уровень тревожности в обществе. У школьников повышенный уровень жестокости. Даже у крыс жестокость признана патологией, а иные дети похлеще крыс. Еще Лев Толстой заметил, что дети – увеличительное стекло зла.
Возросла так называемая немотивированная жестокость. Причем к совершенно незнакомому человеку. Жестокость, немотивированная злоба – кумулятивный снаряд человеческого сознания. Нейрофизиологи утверждают, что это стало чуть ли не визитной карточкой уходящего века.
«В человеческом поведении всегда есть нечто заданное, стандартизованное (обществом, ситуацией, предшествующим опытом), делающее человека как бы актером», – пишет Игорь Кон в книге «Люди и роли». Человек – в чем-то жертва образа жизни общества. Маленький человек – жертва, возведенная в десятую степень. Наше общество надо лечить.
Журналисты говорят: один факт – это факт, два факта – система.
Один синяк – это синяк. Два синяка – повод для хорошего разговора с сыном. Третий синяк – сигнал тревоги. Четвертый – тревога. Все! Лимит исчерпан. Надо спешить к «классной даме». Но до того необходимо знать все о конфликте, его причинах. Посмотрите на ЧП и глазами жертвы, и глазами охотника. Понятно, что ваш ребенок самый лучший в мире, но ведь и обидчик вашего чада тоже для кого-то свет в окошке.
Ваш приход в школу всего лишь превентивная мера. Бузотер должен понять: за спиной его жертвы стоит отец (мать, старший брат, родной дядя, друг мамы), и можно всегда получить по ушам.
А если нет отца или брата, как у соседского Пашки? Одинокой, но заботливой маме могу посоветовать: попросите для разговора с обидчиком вашего сына (дочери, обязательно в присутствии педагога) коллегу по работе (мужа сестры, друга подруги, соседа), этакого громилу. Пусть он спокойно, но недвусмысленно поговорит с забиякой, даст ему понять, что в следующий раз их встреча будет последней. А прощаясь, пусть ваш заступник пожмет хулигану руку. Жест немаловажный: плохишу, во-первых, запомнятся ледяные тиски рукопожатия настоящего мужчины, а во-вторых, невольно к себе расположат, у мужчин ведь принято устную договоренность скреплять рукопожатием. После этого отступать как бы уже и некуда…
Если такой разговор не помог и садист продолжает свое гнусное дело, надо идти к нему домой, к папе с мамой. Правда, тоже не мешает знать, что за семья: может быть, они того и ждут, чтобы грохнуть вас табуретом по голове?! Словом, если родители относительно совестливые, должен быть результат. Постарайтесь расстаться с ними пусть не друзьями до гроба, но хотя бы единомышленниками. Дайте им понять, что вы знаете, как им тяжело с трудным подростком-сыном в это непростое время, что очень им сочувствуете и готовы помочь, но и они, родители маленького негодяя, должны понять, как вам нелегко. Как чешутся ваши руки, чтобы отвинтить обидчику его пустую голову, но только здравомыслие, воспитание и «уважение» к ним, родителям садиста, не позволяют вам этого сделать.
Не начинайте с угроз. Угроза отталкивает, притягивает доверие.
Не помогло и это? Действуйте! Меры должны быть стремительными и жесткими. Заявление в милицию или жалоба участковому обязательны. Правоохранительные органы возьмут ситуацию под контроль и как минимум гарантируют вам свое участие в затянувшемся конфликте.
Арсений РЫКОВ, Москва
Комментарии