search
main
0

Защитите российских детей Их права часто нарушают взрослые

Сегодня школа, а нередко и семья не всегда являются местом, где уважают ребенка, его личную жизнь и его мнение. Права ребенка очень часто нарушаются или реализуются в неполной мере. Во многом виной тому низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и самосознания родителей и педагогов.
В Центре развития русского языка прошел “круглый стол” на тему “Современная школа и права ребенка”. В нем участвовали представители Министерства образования, ученые, государственные чиновники, учителя московских школ, родители и дети. В работе “круглого стола” приняла участие Людмила Путина. Одновременно с дискуссией взрослых шел диспут школьников.

Относитесь к детям достойно
Сегодня родители могут выбирать учебные заведения, в которых будут учиться их дети. Но даже на первом этапе знакомства со школой происходят нарушения прав детей.
– Недавно мы провели опрос общественного мнения, – сказал министр образования РФ Владимир Филиппов. – Около 95% родителей ответили, что ничто не мешало им определиться с выбором школы. Но 2,5% ответили, что были случаи отказа в приеме их детей в школу. Это связано с появлением лицеев, гимназий, с отбором детей. Безусловно, надо сохранять многообразие школ. Но надо сделать более прозрачными и объективными процедуры приема детей в общеобразовательные учреждения.
Был задан вопрос об отношении учителей и учеников. Около 50% детей ответили, что к ним хорошо относятся абсолютное большинство учителей. Лишь 23% детей указали на то, что все учителя школы строят отношения с ними по принципу уважения к ученику, а примерно 75% детей отметили, что ряд учителей относятся к ним недостойно.

Число приютов растет
Первый заместитель министра труда и социального развития РФ Галина Карелова считает, что семейная политика в России выстроена по аномалиям.
– Мы поддерживаем многодетные и неполные семьи, которых сейчас в нашей стране около 28%, – сказала Галина Николаевна. – Количество неполных семей катастрофически растет. Я хотела бы обратить внимание на тот факт, что в республиках Северного Кавказа многие семьи сознательно не регистрируют брак. Почему? Причина простая. У нас обычная семья получает детское пособие в размере 70 рублей, а неполная – вдвое больше.
Первая позиция, которая, по мнению Кареловой, заслуживает, самого серьезного внимания и пересмотра сложившихся традиций, – это содержание семейной политики. Она не должна строиться по аномалиям. Много вопросов вызывает еще один момент. Каким образом пополняется число безнадзорных и беспризорных детей? Как правило, оно растет в зависимости от того, насколько активно нарушаются права детей. Сегодня в России уже около тысячи приютов. Наблюдения показывают, что из числа тех детей, которые попадают в приюты, более 60% детей, чьи права были нарушены родителями.
– Когда начали заниматься профилактикой детской беспризорности, мы ввели ряд изменений, – сказала Карелова. – Сейчас ребенок может сам прийти в приют. Мы хотим, чтобы об учреждениях социальной защиты знали как можно больше детей, и здесь нужна помощь школы. В букваре или в дневнике школьника должны быть адрес и телефон приюта, на случай если в семье ему станет невыносимо.
Обсуждая проблему взаимодействия семьи и школы, нельзя обойти факты попадания детей в приюты по вине школы. Примерно 16% детей в приютах – это те, которые сбежали из детского дома, школы-интерната, которых обидели в школе. Это вроде бы небольшой процент, но за год через наши учреждения проходят 500 тысяч детей. Конечно, проблема взаимодействия приютов, учреждений социальной защиты со школами должна решаться не так, как сегодня. Традиционные формы работы в школе с родителями, к сожалению, не приносят положительных результатов. Как сделать так, чтобы каждый родитель чувствовал свою ответственность? Представляется, что огромная проблема для нас – это проблема культуры родителей и их понимание своего места в воспитании ребенка.
А какова наша правовая база? Оказывается, она довольно развитая – более 100 законодательных и нормативных актов так или иначе посвящены правам ребенка. Эти документы нужно довести до родительской общественности. Кроме этого, нужно издать подобную литературу для детей, чтобы они знали свои права.
Сегодня в Семейном кодексе есть новые позиции по защите прав детей на жилье. Но тем не менее вопросы жилья, сирот и детей без попечения родителей – это, безусловно, самые больные вопросы.
– Нас учили на примерах Коменского, Песталоцци, Макаренко – тех педагогов, которые свои жизни посвятили защите прав ребенка, – взяла слово Ирина Ахметова, вице-президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”, заместитель директора московской школы-лаборатории N 199. – Что же мы видим сегодня? К сожалению, современный учитель по ряду причин не чувствует себя ответственным за защиту прав школьника. И все дело в правовой неграмотности учителей. По данным полномочного представителя по правам человека, 80% педагогов даже незнакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка.
По мнению Валентины Березиной, начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ, нужно возрождать работу с детьми по месту жительства, развивать формы ученического самоуправления. Как можно говорить о воспитании в ребенке гражданина, если он в процессе обучения в школе не может себя реализовать как личность. Еще одна проблема – кадровая. От наших педагогов сегодня исходит много бед. Тройственного единства учителя, родителей и ребенка не получается. Зачастую педагоги натравливают родителей на своих детей.
– Сегодня в школе три ключевые фигуры – заместитель директора школы по воспитательной работе, педагог-психолог и социальный педагог, – считает Березина. – Служба социально-педагогической помощи должна работать в каждой школе. Если у ребенка не складываются отношения с учителем, то социальный педагог или педагог-психолог должны начинать соединять эти разорванные ниточки не с ребенка, а с учителя-предметника.

Куда мы торопимся?
Людмила Путина поддержала предложение ликвидировать в школе оценку по физкультуре, изо и музыке.
– В свое время многие пострадали от этих отметок! – сказала Людмила Александровна. – У детей возникают комплексы, зачастую остающиеся на всю жизнь. Сколько бы детей могли хорошо рисовать, если бы двойки не заглушили это желание. Или взять пение, когда ребенку говорят, что ему медведь на ухо наступил. А то, что слух можно развить, об этом в школе почему-то забывают.
Людмила Путина выступила с предложением выстроить такую систему оценок контрольных работ, которая убрала бы субъективный фактор. В некоторых школах есть такой опыт. Например, сочинение пишется на определенную тему и в нем должно быть 1500 лексических единиц. Если ребенок напишет 1200, то по 100-балльной системе он получит 70, а если 1300, то 80 и так далее. От 1 до 20 баллов – это единица, от 30 до 50 – двойка. Получается объективный процесс. Не надо ликвидировать пятибалльную систему оценок, но дополнительно ввести промежуточную.
Людмила Александровна высказала свое мнение о перегрузке школьников. Она считает, что даже профильное обучение не снизит нагрузку. По мнению Путиной, больший объем учебного материала надо из школы передать вузам.
– Куда мы с вами торопимся? Давайте немного замедлим темп, чтобы дети могли получить удовольствие от учебы в школе, – подытожила она.
Участники заседания отметили, что успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав детей, имеет существенное значение не только для конкурентоспособности российской школы в мировом образовательном пространстве, но и для становления в России гражданского общества. В резолюции “круглого стола” подчеркнута особая важность учреждения общественной экспертизы программ и материалов СМИ с целью обеспечения защиты прав детей от информации, наносящей вред их благополучию и здоровью.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте