search
main
0

Защищая природу, мы защищаем себя. Учебно-проектная деятельность глухих учащихся в условиях школьного экологического образования

​Для глухих школьников экологическое образование является составной частью специального образования, важным условием формирования их культуры, залогом устойчивого развития и здоровья растущего организма и безопасности их будущей жизни.

При формировании у глухих подростков экологической компетентности, способности применять полученные знания и умения в реальной жизни, становится актуальной организация экологически ориентированной учебной практики, направленной на решение социально проблемных ситуаций. Использование метода проекта позволяет наиболее полно и эффективно решить эти задачи.Обретение умений проектировать свою деятельность для экологической безопасности окружающей среды, здоровья и безопасности человека происходит в ситуации осознания глухим школьником взаимосвязи естественно-научных и гуманитарных знаний, социокультурных закономерностей жизнедеятельности человека в окружающей среде. Для того чтобы осуществить подобную интеграцию знаний, необходимо решить большое количество разнообразных учебных задач, и поэтому целесообразно включать в проектную работу группу учеников. Групповой проект может быть выполнен глубоко и разносторонне, способствует коллективному сплочению. При проведении трудоемкого группового проекта учащиеся должны самостоятельно сформулировать проблему, преобразовать ее в цель деятельности, разработать план, максимально реализовать свои знания и опыт при получении проектного продукта. Для осуществления этих действий желательно учитывать возрастные возможности глухих учеников, а именно проводить групповой проект со школьниками среднего и старшего звена.Для учителя-сурдопедагога самым ценным в методе проектов является процесс практической деятельности, направленный на развитие мыслительной, деятельностной и коммуникативной компетентности. В данном случае метод проектов становится дидактическим средством совершенствования метапредметных умений и навыков глухих учащихся, развития их аналитических способностей, освоения логических способов обработки и освоения информации (умение строить графики, проводить эксперимент, использовать речевые обороты, понимать исторические закономерности, анализировать результаты эксперимента, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, делать выводы). С нашей точки зрения, для решения этих важных сурдопедагогических задач лучше всего применять исследовательские и практико-ориентированные проекты. Коротко изложим разработанную нами методику организации учебно-проектной деятельности с элементами исследования.На первом этапе в УПД с ЭИ вовлекается группа глухих школьников, наиболее мотивированных к участию в проектной деятельности. Этот этап выполнения проекта продолжается довольно длительное время, например в течение одного учебного полугодия. На этом этапе учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, определяют его цели и задачи, проводят лабораторные исследования с элементами химико-экологического анализа, участвуют в обработке экспериментальных данных и анализе их результатов, принимают решения о дополнительных исследованиях, делают словесные выводы. Совместно с учителем (руководителем проекта) они составляют план проектных действий, подготавливают вопросы и практические задания для проведения последующей презентации, занимаются поиском познавательной информации по теме проекта. Руководитель проекта определяет методику проведения лабораторного эксперимента, помогает адаптировать и систематизировать текстовый материал. При выполнении проекта ученики дифференцируют свои действия, между ними происходит разделение труда. Они самостоятельно делятся на пары или бригады, выбирают тот вид работы, который соответствует их интересам, индивидуальным и творческим способностям.Во второй этап УПД с ЭИ вовлекается другая группа учащихся, которым предлагается понять содержание накопленной по ходу выполнения проекта познавательной и текстовой информации, оценить результаты исследований. Продолжительность этого этапа занимает не более двух академических часов. Работая коллективно, учащиеся отвечают на вопросы, связанные с проблемой проекта, выполняют практические задания. Опытным путем они убеждаются в достоверности полученных результатов исследования, по необходимости проводят дополнительный экспресс-анализ, сообща подводят итог по теме проекта. Этот этап УПД с ЭИ проходит в коллективе, в ситуации сотрудничества и соперничества, при этом активизируются интеллектуальные и творческие возможности глухих школьников, они быстро находят решение проблемы, делают выводы. Отметим, что на протяжении выполнения проектного плана учитель (руководитель проекта) принимает максимальное участие на всех его этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи всем участникам проекта. В этом заключается существенное отличие проведения проектов с глухими подростками по сравнению с их слышащими сверстниками. Проект для глухих школьников – это четко скоординированная метапредметная работа. Наибольшие трудности учащиеся испытывают в случаях необходимости самостоятельного планирования своих действий,  выбора способов решения задач, обработки текстовой информации. Оценивая метапредметные результаты обучения глухих подростков, прежде всего их способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия  в реальной жизни, педагог – руководитель проекта имеет возможность определить проблемные зоны обучения каждого ученика и составить рекомендации по их коррекции. Несмотря на существующие трудности и специфические особенности ведения проектов, воспитанники школы ежегодно с успехом защищают свои работы на всероссийских и городских конкурсах исследовательских и научно-технических проектных работ учащихся, подтверждая факт эффективности использования метода проектов в условиях школьного экологического образования. Учителя-дефектологи и педагоги методического объединения учителей-предметников специальной (коррекционной) школы-интерната №65

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте