Обретение человеком достойного места в мире людей – одна из самых важных задач в его жизни. Но как показывает практика, в настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, будучи самой незащищенной группой, не всегда могут найти свое место в жизни.
Положение человека с ограниченными возможностями здоровья в социуме во многом определяет характер и уровень его образования. Именно образование выполняет важную социальную функцию, заключающуюся в содействии оздоровлению всего общества. В настоящее время происходит изменение всей системы образования, которое диктуют современные социально-экономические условия и их влияние на общество, а также политика государства по отношению к детям с проблемами в развитии. Важно, чтобы изменения происходили не только у человека с ограниченными возможностями здоровья, но и у общества по исключению негативных установок и предоставлению для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.Необходимо отметить, что в настоящее время изменяется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, приходит убеждение, что сосуществование людей с разными физическими и психическими возможностями крайне важно. Осознание этого факта привело общество к поиску путей оказания такой помощи, которая в конечном итоге способствовала бы их вступлению в разнообразные формы равноправного сотрудничества в деятельности, в занятии ими своего достойного места в жизни.Инклюзивное образование стало одной из форм оказания помощи детям с различными проблемами в развитии. При этом система инклюзивного образования в настоящее время сталкивается с многочисленными проблемами, решение которых требует специальных мер комплексного характера. К таким проблемам относится дефицит образовательных учреждений, внедряющих систему инклюзивного, интегрированного образования. В Юго-Восточном округе в настоящее время детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают помощь в детских садах компенсирующего и комбинированного вида, центрах образования (компенсирующие группы), в начальных школах – садах компенсирующего вида, в лекотеках; в службах ранней помощи, в группах кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. В психологических центрах округа оказывают комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам с такими нарушениями, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения речи, слуха, зрения; детский церебральный паралич, аутизм, органические расстройства личности. В специальных (коррекционных) школах обучают детей с умственной отсталостью, с нарушением слуха; в общеобразовательных школах работает система надомного обучения.Необходимо отметить, что инклюзивная практика реализуется в 15 средних общеобразовательных учреждениях (школы №327, 430, 460, 468, 572, 894, 1145, 1321, 1457, 1458, 1858, 1877, 1959, 1996, 2028), в 13 дошкольных учреждениях (ДОУ №1365, 1760, 1881, 1892, 2314, 2363, 2468, 1413, 1883, 2278, 2408, 2328, 2494); в округе активно развивают дистанционное сопровождение в 20 образовательных учреждениях (№1858; 1996; 335; 1143; 1877; 2012; 430; 785; 493; 519; 773; 2028; 499; 1043; 1458; 1566; 1934; 1965; 777; 475), где получают помощь 43 ребенка.Несмотря на то что работает разветвленная дифференцированная сеть детских садов и школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, есть существенный дефицит образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, их количество не соответствует реальным потребностям населения. Внедрение инклюзивного обучения сталкивается не только с проблемами по организации среды для инвалидов (пандусы, лифты, переоборудование мест общего пользования, введение в штаты специалистов из различных областей специальной психологии и педагогики), но и с проблемами социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе педагогов образовательных учреждений, нормально развивающихся детей и их родителей принять рассматриваемую форму образования. Например, как показывают исследования в области педагогики и практика образования, наиболее терпимо нормально развивающиеся дети и их родители относятся к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, менее терпимы они к тем, у кого есть нарушения слуха, зрения. С другой стороны, многие родители высказывают пожелание, чтобы дети с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями аутистического спектра учились в отдельной школе. Это объясняется вполне естественными причинами. С одной стороны, родители, имеющие детей с ОВЗ, хотят видеть своего ребенка принятым в детское сообщество, с другой, у них возникают сомнения в благополучии и даже в безопасности своего ребенка, находящегося среди здоровых сверстников. Примут ли его? Как примут? Не обидят ли? Возможны и противоположные варианты, когда родители опасаются за других детей по причине непредсказуемости поведения своего ребенка. Все это свидетельствует о том, что решение проблемы инклюзивного, интегрированного обучения требует предельной осторожности, деликатности и недопустимости массовой обязательности.В такой ситуации необходима организация направленной просветительской работы среди населения не только по повышению его психологической грамотности, что чрезвычайно важно, но и по ознакомлению с различными формами образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Адресатами такой работы должны быть не только семьи, воспитывающие нетипичных детей, но и семьи, в которых дети развиваются нормально, так как именно в их среду интегрируются дети с проблемами в развитии.Эффективное образование детей с ОВЗ возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров образовательных учреждений. Необходимо продумать повышение профессиональной подготовки педагогов массовых детских садов и школ к работе с детьми с различными нарушениями в развитии, интегрированными в учебные заведения общего типа. Подготовка кадров поможет сформировать адекватное отношение к появлению особого ребенка – симпатию, интерес и желание учить такого ребенка, раскроет потенциальные возможности обучения нетипичных детей. Она сформирует понимание особенностей психического развития детей, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон личности, поможет наладить взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству, ознакомит педагогов с конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе дошкольного инклюзивного и интегрированного обучения, даст им представление о действующей системе специального образования.Как показывают анализ литературных источников, изучение проблемы, практика, есть недостаток в методических разработках по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создание специальных блоков методической литературы для родителей, педагогов, психологов по организации коррекционной работы на дому с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, с активным вовлечением в образовательный процесс всех членов семьи.Семьи, имеющие ребенка с нарушениями развития, также часто страдают из-за недостаточной компетентности в юридических и правовых вопросах. Поэтому необходимо введение таких услуг на базе ПМПК, ЦПМСС и других учреждений сопровождения.В Юго-Восточном округе работают в системе инклюзивного образования дошкольные и школьные учреждения. В связи с этим значительной проблемой развития системы инклюзивного образования стала проблема преемственности школ и ДОУ. Нам необходимо:- продолжать работу по созданию единого образовательного пространства;- скоординировать и совместно разработать содержание обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;- продумать систему сохранения и укрепления здоровья детей;- разработать преемственные формы, методы, технологии обучения и воспитания детей, единство требований;- продумать совместную подготовку педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.Процесс осуществления преемственности необходимо выстроить по таким этапам, как:- формирование готовности детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении к обучению в начальной школе;- адаптация детей с ограниченными возможностями к условиям обучения в школе;- оказание комплексной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья.Несмотря на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, инклюзивное образование продолжает развиваться, идет поиск новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в инклюзивном пространстве, повышения родительской компетенции и психологической грамотности, повышения профессионального уровня педагогического коллектива, создаются профилактические, коррекционные и развивающие технологии, отвечающие потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.Необходимо учитывать, что дети с проблемами в развитии – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Диапазон различий в развитии детей чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Одни дети способны при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, а другие нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.Вследствие неоднородности состава группы, диапазона различий в требуемом уровне и содержание образования тоже должно быть разнообразным, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ. Для каждой категории и внутри каждой категории нетипичных детей требуется дифференциация содержания, средств, методов и приемов образования, которые обеспечат всех детей образовательными услугами, соответствующими их возможностям и потребностям.Для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в ЮВАО используют разнообразные виды и направления деятельности. Например, для подготовки ребенка к вхождению в инклюзивную группу его первоначально включают в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх, на прогулке, в различных мероприятиях, носящих досуговую направленность. Кроме этого отработана частичная инклюзия – ребенок находится в учреждении в режиме половины дня или неполной недели, например, когда он находится в группе сверстников, но осваивает непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, совместно со всеми детьми участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке. В ЮВАО развивается форма полной инклюзии – посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья уроков в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками, при этом для него выбирают задания различного уровня сложности.По своему содержанию работа с детьми комплексная и охватывает все стороны развития ребенка – физическое, умственное, личностное, художественное, эстетическое, социальное. Важным условием успешности инклюзивного образования стало обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу активно внедряют дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность).Позиция педагогов в инклюзивном образовании основана на уважении к личности ребенка и его потребностям. Вся работа направлена на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка, на накопление им положительного опыта межличностного общения, толерантности. Во главу угла ставится эмоциональное благополучие ребенка в образовательном учреждении. Психолого-педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Задачи интеллектуального развития не должны заслонять собой эмоциональный комфорт ребенка, его физическое и психологическое здоровье.Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, в создании условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии любого ребенка и создании условий для максимального проявления и развития всех его способностей; повышении комфортности образовательной среды для каждого воспитанника, организации сопровождения особого ребенка в образовательной среде. Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.Антон БАТАЛОВ, директор Юго-Восточного окружного методического центра
Комментарии