search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Защищаем самую незащищенную группу детей

​Обретение человеком достойного места в мире людей – одна из самых важных задач в его жизни. Но как показывает практика, в настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, будучи самой незащищенной группой, не всегда могут найти свое место в жизни.

Положение человека с ограниченными возможностями здоровья в социуме во многом определяет характер и уровень его образования. Именно образование выполняет важную социальную функцию, заключающуюся в содействии оздоровлению всего общества. В настоящее время происходит изменение всей системы образования, которое диктуют современные социально-экономические условия и их влияние на общество, а также политика государства по отношению к детям с проблемами в развитии. Важно, чтобы изменения происходили не только у человека с ограниченными возможностями здоровья, но и у общества по исключению негативных установок и предоставлению для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.Необходимо отметить, что в настоящее время изменяется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, приходит убеждение, что сосуществование людей с разными физическими и психическими возможностями крайне важно. Осознание этого факта привело общество к поиску путей оказания такой помощи, которая в конечном итоге способствовала бы их вступлению в разнообразные формы равноправного сотрудничества в деятельности, в занятии ими своего достойного места в жизни.Инклюзивное образование стало одной из форм оказания помощи детям с различными проблемами в развитии. При этом система инклюзивного образования в настоящее время сталкивается с многочисленными проблемами, решение которых требует специальных мер комплексного характера. К таким проблемам относится дефицит образовательных учреждений, внедряющих систему инклюзивного, интегрированного образования. В Юго-Восточном округе в настоящее время детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают помощь в детских садах компенсирующего и комбинированного вида, центрах образования (компенсирующие группы), в начальных школах – садах компенсирующего вида, в лекотеках; в службах ранней помощи, в группах кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. В психологических центрах округа оказывают комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам с такими нарушениями, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения речи, слуха, зрения; детский церебральный паралич, аутизм, органические расстройства личности. В специальных (коррекционных) школах обучают детей с умственной отсталостью, с нарушением слуха; в общеобразовательных школах работает система надомного обучения.Необходимо отметить, что инклюзивная практика реализуется в 15 средних общеобразовательных учреждениях (школы №327, 430, 460, 468, 572, 894, 1145, 1321, 1457, 1458, 1858, 1877, 1959, 1996, 2028), в 13 дошкольных учреждениях (ДОУ №1365, 1760, 1881, 1892, 2314, 2363, 2468, 1413, 1883, 2278, 2408, 2328, 2494); в округе активно развивают дистанционное сопровождение в 20 образовательных учреждениях (№1858; 1996; 335; 1143; 1877; 2012; 430; 785; 493; 519; 773; 2028; 499; 1043; 1458; 1566; 1934; 1965; 777; 475), где получают помощь 43 ребенка.Несмотря на то что работает разветвленная дифференцированная сеть детских садов и школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, есть существенный дефицит образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, их количество не соответствует реальным потребностям населения. Внедрение инклюзивного обучения сталкивается не только с проблемами по организации среды для инвалидов (пандусы, лифты, переоборудование мест общего пользования, введение в штаты специалистов из различных областей специальной психологии и педагогики), но и с проблемами социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе педагогов образовательных учреждений, нормально развивающихся детей и их родителей принять рассматриваемую форму образования. Например, как показывают исследования в области педагогики и практика образования, наиболее терпимо нормально развивающиеся дети и их родители относятся к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, менее терпимы они к тем, у кого есть нарушения слуха, зрения. С другой стороны, многие родители высказывают пожелание, чтобы дети с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями аутистического спектра учились в отдельной школе. Это объясняется вполне естественными причинами. С одной стороны, родители, имеющие детей с ОВЗ, хотят видеть своего ребенка принятым в детское сообщество, с другой, у них возникают сомнения в благополучии и даже в безопасности своего ребенка, находящегося среди здоровых сверстников. Примут ли его? Как примут? Не обидят ли? Возможны и противоположные варианты, когда родители опасаются за других детей по причине непредсказуемости поведения своего ребенка. Все это свидетельствует о том, что решение проблемы инклюзивного, интегрированного обучения требует предельной осторожности, деликатности и недопустимости массовой обязательности.В такой ситуации необходима организация направленной просветительской работы среди населения не только по повышению его психологической грамотности, что чрезвычайно важно, но и по ознакомлению с различными формами образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Адресатами такой работы должны быть не только семьи, воспитывающие нетипичных детей, но и семьи, в которых дети развиваются нормально, так как именно в их среду интегрируются дети с проблемами в развитии.Эффективное образование детей с ОВЗ возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров образовательных учреждений. Необходимо продумать повышение профессиональной подготовки педагогов массовых детских садов и школ к работе с детьми с различными нарушениями в развитии, интегрированными в учебные заведения общего типа. Подготовка кадров поможет сформировать адекватное отношение к появлению особого ребенка – симпатию, интерес и желание учить такого ребенка, раскроет потенциальные возможности обучения нетипичных детей. Она сформирует понимание особенностей психического развития детей, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон личности, поможет наладить взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству, ознакомит педагогов с конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе дошкольного инклюзивного и интегрированного обучения, даст им представление о действующей системе специального образования.Как показывают анализ литературных источников, изучение проблемы, практика, есть недостаток в методических разработках по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создание специальных блоков методической литературы для родителей, педагогов, психологов по организации коррекционной работы на дому с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, с активным вовлечением в образовательный процесс всех членов семьи.Семьи, имеющие ребенка с нарушениями развития, также часто страдают из-за недостаточной компетентности в юридических и правовых вопросах. Поэтому необходимо введение таких услуг на базе ПМПК, ЦПМСС и других учреждений сопровождения.В Юго-Восточном округе работают в системе инклюзивного образования дошкольные и школьные учреждения. В связи с этим значительной проблемой развития системы инклюзивного образования стала проблема преемственности школ и ДОУ. Нам необходимо:- продолжать работу по созданию единого образовательного пространства;- скоординировать и совместно разработать содержание обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;- продумать систему сохранения и укрепления здоровья детей;- разработать преемственные формы, методы, технологии обучения и воспитания детей, единство требований;- продумать совместную подготовку педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.Процесс осуществления преемственности необходимо выстроить по таким этапам, как:- формирование готовности детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении к обучению в начальной школе;- адаптация детей с ограниченными возможностями к условиям обучения в школе;- оказание комплексной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья.Несмотря на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, инклюзивное образование продолжает развиваться, идет поиск новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в инклюзивном пространстве, повышения родительской компетенции и психологической грамотности, повышения профессионального уровня педагогического коллектива, создаются профилактические, коррекционные и развивающие технологии, отвечающие потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.Необходимо учитывать, что дети с проблемами в развитии – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Диапазон различий в развитии детей чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Одни дети способны при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, а другие нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.Вследствие неоднородности состава группы, диапазона различий в требуемом уровне и содержание образования тоже должно быть разнообразным, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ. Для каждой категории и внутри каждой категории нетипичных детей требуется дифференциация содержания, средств, методов и приемов образования, которые обеспечат всех детей образовательными услугами, соответствующими их возможностям и потребностям.Для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в ЮВАО используют разнообразные виды и направления деятельности. Например, для подготовки ребенка к вхождению в инклюзивную группу его первоначально включают в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх, на прогулке, в различных мероприятиях, носящих досуговую направленность. Кроме этого отработана частичная инклюзия – ребенок находится в учреждении в режиме половины дня или неполной недели, например, когда он находится в группе сверстников, но осваивает непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, совместно со всеми детьми участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке. В ЮВАО развивается форма полной инклюзии – посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья уроков в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками, при этом для него выбирают задания различного уровня сложности.По своему содержанию работа с детьми комплексная и охватывает все стороны развития ребенка – физическое, умственное, личностное, художественное, эстетическое, социальное. Важным условием успешности инклюзивного образования стало обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу активно внедряют дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность).Позиция педагогов в инклюзивном образовании основана на уважении к личности ребенка и его потребностям. Вся работа направлена на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка, на накопление им положительного опыта межличностного общения, толерантности. Во главу угла ставится эмоциональное благополучие ребенка в образовательном учреждении. Психолого-педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Задачи интеллектуального развития не должны заслонять собой эмоциональный комфорт ребенка, его физическое и психологическое здоровье.Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, в создании условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии любого ребенка и создании условий для максимального проявления и развития всех его способностей; повышении комфортности образовательной среды для каждого воспитанника, организации сопровождения особого ребенка в образовательной среде. Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.Антон БАТАЛОВ, директор Юго-Восточного окружного методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте