Америка представлялась мне страной, населенной добродушными людьми, с улыбкой смотрящими в будущее, независимыми и талантливыми подростками, страной с большими возможностями и красивой жизнью. Но Америка, которую мне довелось увидеть, превзошла мои ожидания. И вот позади остались олимпиады, бесконечные домашние задания, уроки в музыкальной школе, конкурсы и экзамены. Я совсем не заметила, как из обычной российской старшеклассницы превратилась в студента по обмену, представителя нашей страны в США. Широко открытыми глазами я смотрела на все то, что окружало меня в Америке и казалось новым и удивительным: на аккуратные домики по обеим сторонам улицы с зелеными газонами и подъездными дорожками, на десятки желтых школьных автобусов, наводняющих дороги в предутренние часы, на бесконечные потоки автомобилей и грузовиков. Здесь никогда не встретишь пешехода, неспешно прогуливающегося по тротуару, – у каждого или почти у каждого взрослого человека так же, как и у не менее 40% учеников выпускного класса местных школ, есть своя машина. Да и немыслимо жить в США без своего четырехколесного средства передвижения из-за достаточно значительных расстояний, отделяющих торговые центры, школы, предприятия и другие общественные места от жилых районов.
Немало меня удивило и то, что церкви самых различных религиозных направлений, начиная от иудейской синагоги и заканчивая греческой православной и украинской баптистской церквями, встречаются буквально на каждом шагу. Многие церкви носят такие названия, как «Ассамблея бога» или «Церковь Святого Сердца». Католические каменные соборы в викторианском силе, построенные на деньги прихожан, являются настоящим украшением города, в то время как другие храмы нередко от обыкновенных домов отличаются только крестом, возвышающимся на крыше. Часто при церкви есть и кладбище с каменными надгробиями, а иногда и с красивыми статуями ангелов или Девы Марии. А так как церкви находятся в самом городе, то и кладбища располагаются в очень тесном соседстве с жилыми домами.
В целом американцы очень религиозны. Многие семьи посещают церковь каждое воскресенье, дети состоятельных родителей получают образование в частных католических школах. Ученикам государственных школ разрешают пропускать занятия во время католических или каких-либо других больших религиозных праздников. Не случайно на оборотной стороне американских долларов написаны слова: «В Бога мы верим» («In God We Trust»). Слова о Боге звучат и в «Присяге флагу», с которой начинается каждый школьный день: под слова «Присяги», читаемой каким-нибудь учеником на школьном телевидении, учитель и ученики стоят с рукой на груди, повернувшись к американскому флагу, который, кстати, присутствует в каждом классе. Не могу не заметить, что американский флаг горделиво развевается и перед самой школой, на лужайке, как, впрочем, и перед многими другими зданиями, например госпиталем, и даже перед домами простых американцев.
Привыкнуть к американскому образу жизни со всеми его удобствами и комфортом мне было несложно, но вот с американской старшей школой дело обстояло совсем по-другому. В какой-то степени она представляет собой маленькую модель американского общества, в котором мирно уживаются люди самых различных религий и национальностей. Здесь можно встретить людей с азиатской внешностью, латиноамериканцев, евреев. Для примерно 30% учеников родным языком является испанский, так как их семьи в относительно недавнее время приехали из стран Латинской Америки, главным образом из Мексики и Пуэрто-Рико. Другие 30% учащихся составляют афроамериканцы, которые в большинстве случаев образуют свои общества, закрытые группы со своей культурой, своей музыкой (хип-хоп и рэп) и даже особым выговором английских слов. Кроме английского и испанского, в школе, к моему удивлению, я нередко слышала и русскую речь. Число русских в разных штатах неодинаково. В штат Нью-Джерси, располагающийся на восточном побережье Америки, граждане СССР начали приезжать еще с 30-х годов прошлого века. В последние годы сюда приезжали в основном украинцы. Русскоязычные ученики также образуют в школе отдельные общества, говорят между собой на родном языке (часто с сильным украинским акцентом), посещают украинскую баптистскую церковь и специальные «съезды русских», устраиваемые в Филадельфии.
В школе царит свобода. Ученики не боятся выражать свою индивидуальность внешним видом: по коридорам прогуливаются «готы» в черной одежде, с металлическими браслетамии и цепями; парни, подражающие Мэрлину Мэнсону, красят волосы в черный цвет, делают пирсинг брови или губы и подводят черным карандашом глаза; есть в этой школе и девочка-панк с красно-зеленым ирокезом на голове.
Сильно отличаются отношения между учителями и учениками в американских школах от русских. Часто в Америке учитель – твой друг. Учительница английского долго рассказывает о причинах ее отсутствия в школе в прошлую пятницу. На уроке истории 24-летний практикант-учитель показывает фотографии своей девушки. Молодая учительница класса «Драма и театр» делится подробностями своей личной жизни и спрашивает у своих учеников совета: стоит ли ей обижаться на своего бойфренда, который не пришел на ее день рождения, потому что, вероятно, не хотел пропустить футбольный матч? Ученики на уроках могут позволить себе различные замечания и высказывания.
У каждого школьника собственное расписание уроков. У учащихся есть возможность выбирать «дополнительные» классы, такие, как журнализм, хор, игра на гитаре, концепции бизнеса, экономика, искусство, музыкальный театр, программирование, психология, социология, японский и русский языки и многие другие (более 60 разных классов). Есть и обязательные классы: английский язык, математика, история США, наука (на выбор) и физкультура. Однако классы разделены на уровни сложности: например, одиннадцатиклассник может быть в общем классе английского, где почти не бывает домашнего задания, или в более сложном «колледж»-классе, готовящем к поступлению в высшее учебное заведение, или в «удостоенном», если перевести дословно («honors»), классе, в который попасть непросто, или, наконец, в самом сложном, «продвинутом» классе английского. То же самое с классами истории, математики и науки. И если в сложных классах у учителей обычно не бывает проблем с дисциплиной, то в общих классах добиться тишины просто невозможно.
В США некоторые школьники берут частные уроки игры на музыкальных инструментах, посещают танцевальные студии и академии карате или тейквондо. Но музыкальных и художественных школ, домов творчества и дворцов спорта здесь нет. Все эти школы совмещены в одной – общеобразовательной. У американских школьников есть возможность учить интересные предметы, некоторые из которых (психология, журнализм, бизнес, экономика и др.) могут помочь им с выбором будущей профессии. Большой популярностью пользуется профессия учителя. Американские подростки пишут статьи для школьной газеты, поют в хоре, выступают на сцене, пробуют себя в роли писателя, актера, фотографа, художника – и получают за это оценки. Даже на уроках физкультуры у учеников есть возможность выбора. Можно заниматься тяжелой атлетикой, играть в бадминтон, теннис, настольный теннис, гольф, фризби, баскетбол, волейбол, бейсбол. Здесь никто не бегает на время, не сдает нормативов, а оценки выставляются на основе посещаемости, участия и уровня подготовленности (под этим подразумевается наличие спортивной формы).
Здесь также хорошо развита система кружков, или клубов. За чисто символическую плату ($10 за год), а иногда и вовсе бесплатно можно стать членом одного из них. Собрания клубов обычно устраиваются раз в неделю после школы. Учащимся есть из чего выбрать: около 60 разных кружков открывают перед ними свои двери. Некоторые, такие, как французское национальное общество, латинский, итальянский, японский, модель Конгресса или ассоциация экономического образования, являются дополнением к соответствующему классу. Другие кружки (Красный Крест, совет для детей-инвалидов и др.) устраивают различные мероприятия, чтобы собрать деньги для местного детского госпиталя или других мест, помогают детям-инвалидам, занимаются добровольной работой, посещают дома престарелых и т.п. Есть тут и литературный клуб, выпускающий собственный журнал, клуб научных олимпиад, который готовит учащихся к различным региональным конкурсам, лыжный клуб, клуб лагерных приключений, клуб йоги и даже клуб джедаев для любителей «Звездных войн». В общем масса возможностей найти что-нибудь по душе. Ребята могут участвовать в принятии важных решений по поводу школьных мероприятий, став членом ученического правительства.
И конечно же, в Америке спорт играет огромную роль в школьной жизни. Подъезжая к школе, трудно не заметить теннисные корты, спринтерские дорожки, огромное футбольное и отдельное бейсбольное поля. Результаты соревнований по плаванию, борьбе, баскетбольных и футбольных игр, теннисных матчей между разными старшими школами занимают первые страницы спортивной секции местной газеты, иногда появляясь и на первой полосе. Успешные спортсмены – настоящие школьные герои.
Американские школы так же, как и все американское общество, уникальны. С собственным именем, кличкой («Воинственный клан» или «Синие дьяволы», к примеру), символом, гимном, флагом, профессионально тренируемыми спортивными командами, особым школьным духом они с самого начала настроены на успех в воспитании ответственных и патриотичных граждан США.
Комментарии