Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Запросы и их удовлетворение. Тема «Какова общая система потребностей человека?». 5-й класс

Учительская газета, №14 от 4 апреля 2006. Читать номер
Автор:

Потребности человека определяются его биосоциальной сущностью. Человек одновременно и животное, живой, живущий организм («биос» – греческое слово, означающее «жизнь»), и общественное существо («социтас» – латинское слово, означающее «общество, совокупность людей, объединенных общими формами совместной жизни и деятельности»).

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, феномен природы, единственный их представитель, обладающий даром мышления и речи. Носитель земной цивилизации. По своей природе он является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в неразрывном единстве и взаимодействии.

Биосоциальная сущность человека определяет его биологические и социальные потребности. Биологические потребности человека – необходимая предпосылка существования любого живого организма. К биологическим потребностям человека относятся потребности в пище, одежде, жилище, охране жизни и здоровья, воспроизводстве потомства.

Социальные потребности человека – это потребности взаимного общения, познания окружающего мира, обладания человеческой культурой, самореализации и самоутверждения. Социальные потребности – это одновременно есть духовные (умственно-психические), этические (морально-идеологические) и эстетические (философско-художественные) запросы людей.

Человек прежде всего биологическое существо, поэтому его биологические потребности первичны.

Без их удовлетворения человеческая жизнь невозможна в любом ее проявлении. Без пищи жизнь человека угасает в течение нескольких дней. Но и без удовлетворения социальных потребностей, и прежде всего без общения в людской среде, человек не может быть человеком, он превращается в обычное животное.

Об этом говорят хотя и редкие, но убедительные случаи жизни детей среди животных. В 1997 году газеты сообщили («Труд», 27.03.98) о таком сенсационном случае – среди обезьян-бабуинов был обнаружен мальчик пяти лет, который ходил на четвереньках, ловко лазил по деревьям… Попытки вернуть современного Маугли в человеческое общество сколь-нибудь серьезным успехом не увенчались. Он и среди людей продолжал вести привычный ему образ жизни, человеческую речь не освоил, то и дело вставал на четвереньки, ел сырое мясо, часто бывал агрессивен, срывал с себя одежду.

Еще более удивительный случай произошел в Индии. Крестьяне обнаружили в волчьем логове двоих девочек. Как полагают исследователи, одной из них было примерно три, другой – пять лет. Когда их извлекли из логова, они проявили поистине звериную свирепость – визжали, кусались, царапались… Как ни старались ученые вернуть Томале навыки человеческого поведения, обратить ее в себе подобную, им это не удалось. Ее научили элементарным бытовым и гигиеническим навыкам, она даже знала около ста слов, но речью как средством общения так и не овладела.

Все, что удалось ученым, было результатом обычной дрессировки. Подобное достигается и в работе с обезьянами, попугаями… Но все, что для человека является естественным, само собой разумеющимся, для Томалы осталось недоступным. Она так и не научилась прямостоянию, то и дело стремилась опуститься на четвереньки, особенно когда чего-нибудь пугалась. Ученым удалось лишь снизить ее агрессивность. В ней проявлялось поведение волчонка: стремление к ночной жизни, ела сырое мясо, случалось – ночью тоскливо завывала.

Вышеописанные и другие аналогичные случаи убедительно говорят: человек вне человеческого общения перестает быть полноценным человеком, и если с детства он был лишен такого общения, то обретение им человеческого облика становится невозможным и при возвращении в человеческую среду.

Поэтому и биологические, и социальные потребности людей – это их насущные нераздельные потребности, от удовлетворения которых полностью зависит существование человека. В основе всех этих потребностей лежат материальные, экономические потребности. Большинство физиологических потребностей удовлетворяется производством экономического продукта (производством продовольственных и промышленных товаров, строительством жилья и производством других материальных благ).

Для удовлетворения духовных, культурных и других социальных потребностей также необходимы материальные блага. Для получения знаний нужны школы, вузы, библиотеки. Для пользования достижениями культуры требуются театры, выставки и т.д.

Экономика, экономическая деятельность людей являются непременным и первичным условием и средством удовлетворения всех биологических и социальных потребностей человека. И в своей совокупности все эти потребности человека возникают и реализуются на его индивидуальном уровне, а также в составе его семьи и всего человеческого сообщества.

Следовательно, все потребности человека могут быть подразделены на индивидуальные, семейные и общественные, как это делается в последующем изложении данной темы.

Индивидуальные потребности человека

Индивид – это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности.

К индивидуальным биологическим потребностям прежде всего относятся потребности в пище, одежде и охране жизни и здоровья. Каждому человеку в зависимости от его пола, возраста, умственной и физической нагрузки, национальных традиций, привычек, массы и размеров тела, состояния здоровья и вкусов требуется своя индивидуальная норма питания по калорийности, содержанию питательных веществ и витаминов, по вкусовым качествам и индивидуальные требования к одежде по ее размерам, моделям и другим потребительским свойствам.

Полное и качественное удовлетворение индивидуальных потребностей в пище и одежде преследует основную цель – удовлетворение главной потребности индивида – охрана его жизни и здоровья.

Удовлетворение этой главной физиологической потребности помимо питания и одежды индивида напрямую зависит от его здорового образа жизни, который предполагает высокую санитарно-гигиеническую культуру каждого, отказ от потребления табака, алкоголя и наркотиков.

У нас в стране 70% населения не занимаются физкультурой, а распространенность гиподинамии (пониженная подвижность человека вследствие уменьшения силы его движений) среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес, в результате неправильного и нерационального питания.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы доля курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросла с 1/2 до 7/10. Стремительно увеличивается количество курящих подростков. Сегодня каждый десятый школьник зависит от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

В стране по-прежнему острой проблемой остается пьянство. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 7/10 всех несчастных случаев. Существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст постоянно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них – молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.

К индивидуальным социальным потребностям человека относятся его духовные, этические и эстетические запросы, потребность в самовыражении и самоутверждении личности, в защите от преступного посягательства на его жизнь и имущество. Познание и овладение общечеловеческими ценностями мира, дружбы, добра, справедливости и взаимопомощи; обладание чувством прекрасного и любви к родным и близким, к малой и большой Родине; высокие стремления к беззаветному служению своему народу и всему человечеству – все это естественные потребности одухотворенного человека.

Для выполнения этой великой миссии необходимы всестороннее и гармоничное развитие личности, ее здоровый образ жизни, предполагающий органическое соединение высокой нравственности и санитарно-гигиенической культуры. Биологические и социальные потребности человека взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Потребность в труде есть одновременно и биологическая, и социальная потребность человека. Посильный и увлекательный труд укрепляет здоровье человека, продлевает его жизнь, делая ее интересной, содержательной, возвышая и утверждая трудящуюся личность. Поэтому перед вырастающим человеком с его детских лет незримо встает задача познать себя, свои способности, развить их и эффективно использовать в своей настоящей и предстоящей жизни.

Семейные потребности человека

Семья – первичная и основная биосоциальная ячейка человеческого общества, представляющая собой группу людей, объединенных любовью, браком и кровными узами.

Семья характеризуется тремя основными признаками: совместным проживанием ее членов, наличием отношения их родства и совместным ведением ими домашнего хозяйства, общностью бюджета. Важные функции семьи: любовь, рождение и воспитание детей, взаимопомощь в жизни и быту, духовное общение и единение. Все эти функции определяют взаимосвязанные физиологические и социальные потребности семьи.

Первейшая и важнейшая биологическая потребность человека состоит в необходимости воспроизводства человеческого рода, в рождении и воспитании детей, что является одновременно и социальной потребностью людей, ибо, порождая и воспитывая детей, человек добивается самовыражения и самоутверждения среди своих близких современников и родных потомков. Сын или дочь, каждый из них является продолжателем рода родителей, наследником фамильных ценностей своих предков.

Семья держится на миролюбии, взаимопонимании, дружбе, согласии, почитании старших и лучших национальных и семейных традициях. Духовности и нравственности, царящим в семье, отводится первое место. Как показали социологические исследования, второе место прочно занимают денежный достаток в семье и ее жилищные условия, что определяет возможности и желания родителей иметь второго ребенка. При рождении первого ребенка для большинства родителей такие условия не являются главными и определяющими.

Максимальное удовлетворение всех потребностей семей, повышение их материального благосостояния способствуют увеличению рождаемости и росту общей численности людей, что является основным показателем развития человечества. В укреплении семейных уз, в повышении рождаемости большое, а в ряде случаев и решающее значение отводится экономической деятельности членов семей, их домашнему хозяйству и всей экономике как системе хозяйствования.

Общественные потребности людей

Облик человека определяет его социальная сущность. Первейшая из социальных потребностей человека – его общение с ему подобными людьми. Все несемейное общение людей и все их общественные потребности по своему характеру и объему можно подразделить на четыре уровня:

1) коллектив (группы соседствующих и дружеских семей, сотрудников по месту работы, учащихся, коллег по любительским и другим занятиям);

2) регион (жители сел, районов, городов, областей и других административно-территориальных и природно-географических районов);

3) страна (граждане и все население государства);

4) человечество (мировое сообщество людей).

После семьи самое тесное и самое необходимое людям общение происходит в коллективе в процессе совместного труда, совместного обустройства быта, других совместных занятий и отдыха. Поэтому на вопрос, что такое счастье, в народе часто говорят – это когда с радостью на работу из дома идешь и с такой же радостью с работы возвращаешься домой. Товарищеские и здоровые дружеские отношения сотрудников, благоприятный психологический климат в трудовом коллективе оказывают большое положительное влияние не только на психофизическое состояние людей, но и, как следствие, на результаты их труда. И наоборот, отсутствие таких отношений и такого климата ведет к психическим расстройствам, нервным и другим заболеваниям. Недаром говорят, что если плохое настроение, то из рук все валится.

На уровне региона основными социальными потребностями людей являются образование, культурные зрелища, любительские и общественные занятия, а биологические потребности состоят в организации общественного питания, в необходимости лечения болезней, в занятиях физкультурой и спортом. Удовлетворение этих потребностей осуществляется посредством создания и функционирования школ, вузов, библиотек, домов культуры, театров, больниц, поликлиник, спортивных сооружений и многого другого, на что требуются большие денежные и материальные ресурсы, получаемые в результате экономической деятельности людей и работы предприятий, производящих соответствующие материальные блага.

На уровне страны осуществляется законодательное обеспечение биосоциальных, индивидуальных, семейных и коллективных потребностей людей. Решается проблема правового регулирования и государственных гарантий реализации этих потребностей. Для этого создаются и функционируют государственные органы управления различными областями материального производства и культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительные и другие органы. И все они содержатся за счет налогов и сборов от доходов экономической деятельности людей и работы предприятий. Следовательно, и на этом уровне удовлетворение общественных потребностей людей зависит от экономики, от материальных ресурсов и денежных средств.

Высший уровень общественных потребностей людей – это их общение на межгосударственном уровне. Потребность в этом общении и взаимодействие людей различных стран растут в связи с повышением необходимости совместной борьбы с международным терроризмом и превращением локальных войн в мировую, с загрязнением природной среды и хищническим использованием природных богатств.

Качество жизни человека

Качество жизни – это сложное и многогранное понятие, характеризующееся удовлетворением биологических и социальных потребностей человека. Оно включает в себя такие понятия, как материальное благосостояние людей, степень развития здравоохранения и здоровье населения, состояние среды их обитания, условия и безопасность труда, наличие и возможность рационального использования свободного времени, получения образования, пользования плодами культуры, правовая и социальная защита граждан, семьи, материнства и детства и многое другое.

Качество жизни характеризуется многочисленными показателями потребления населением продуктов питания, его обеспеченностью другими материальными благами, медицинскими, культурно-образовательными и прочими услугами.

Продолжительность жизни населения в статистике обычно измеряется величиной ожидаемой продолжительности жизни, которая показывает, сколько лет предстоит прожить в среднем одному человеку из поколения родившихся или достигших возраста X лет, если на протяжении жизни этого поколения в каждом возрасте сохранится интенсивность смертности данного периода. Проще говоря, показатель продолжительности жизни выражает среднюю величину предстоящей жизни при достигнутом уровне смертности. Научный, технический и социальный прогресс ведет к улучшению качества жизни людей, а соответственно и увеличению ее продолжительности.

Значительные отличия в продолжительности жизни отмечаются и по странам мира. Самая высокая продолжительность жизни в Японии – 82 года. А самая низкая – в Замбии – 33 года. Различия по продолжительности жизни по странам объясняются общей социально-экономической развитостью этих стран, их природно-климатическими и национальными особенностями, демократическими устоями, спокойствием и миром в этих странах. Самая низкая продолжительность жизни в отсталых и воюющих странах, подобных Афганистану.

Продолжительность жизни зависит от уровня развития экономики страны. Но при этом большое влияние на продолжительность жизни оказывает образ жизни человека, о чем убедительно говорит следующий факт, опубликованный Европейским союзом в 1999 году. Из всех стран этого союза наибольшая продолжительность в Швеции (79 лет), где одновременно самое низкое потребление алкоголя, а наименьшая продолжительность жизни в Португалии (75 лет), где потребление алкоголя почти в два раза больше, чем в Швеции.

В нашей стране в истекшем столетии к 80-м годам достигнуто увеличение продолжительности жизни более чем в два раза, что соответствовало поступательному развитию экономики. В 80-х годах был застой в экономике, а соответственно и в динамике продолжительности жизни.

В последние годы уходящего столетия и в начале нынешнего столетия наметились позитивные изменения в социально-экономическом положении страны, падение производства сменилось его ростом, улучшилось материальное положение населения. Все это позволяет надеяться на более полное удовлетворение биологических и социальных потребностей людей, на рост качества их жизни и соответствующее увеличение ее продолжительности.

Контрольные вопросы

В чем состоит основное отличие человека от обычного животного?

Каковы биологические потребности человека?

Каковы социальные потребности человека?

Можно ли быть человеком без общения с людьми?

В чем состоят индивидуальные потребности человека?

Что такое здоровый образ жизни?

Каково влияние табака, алкоголя, наркотиков на состояние здоровья и благополучие людей?

Что такое семья и каковы ее функции?

Каковы семейные потребности?

Назовите основные уровни удовлетворения общественных потребностей.

Каковы коллективные, социальные и биологические потребности людей?

Каковы потребности людей при их жизнедеятельности в регионе?

Каковы общественные потребности людей на уровне государства?

Какие меры принимаются государством по укреплению здорового образа жизни людей?

В чем состоят потребности людей на международном уровне?

Что такое качество жизни?

Как влияет экономика на удовлетворение биологических и социальных потребностей людей и увеличение продолжительности их жизни?

Практические задания

1. Перечисли свои индивидуальные биологические и социальные потребности.

2. Назови свои личные разумные исполняемые и неисполняемые желания с указанием причин их невыполнения.

3. Каковы, на твой взгляд, неудовлетворяемые или не полностью удовлетворяемые потребности вашей семьи и каковы причины этого?

Задачи

1. В регионе, насчитывающем 28 предприятий, за истекший год произведено продукции на общую сумму 626284 тыс. руб. Какова стоимость произведенной продукции в среднем на одном предприятии? Ответ: 22367 тыс. руб.

2. На предприятии со среднегодовой численностью 136 работников произведено продукции на общую сумму 40070 тыс. руб. Какова среднегодовая выработка одного работника? Ответ: 294632 руб.

3. Первый работник за 6-часовой рабочий день заработал 208 руб., а второй за 8 часов в день – 358 руб. У кого и насколько больше среднечасовой заработок? Ответ: у первого на 3 руб.

4. На начало прошедшего года население поселка составило 2473 чел., а на конец года – 2538 чел. Какова была среднегодовая численность населения этого поселка? Ответ: 2506 чел.

5. В одной стране в отчетном году валовой внутренний продукт (ВВП) составил 3728640 тыс. долларов, а численность населения этой страны была на начало года – 146084 чел. и на конец года – 145372 чел. Каков был среднедушевой размер ВВП в данной стране? Ответ: 25586 долларов.

Иосиф БОРОВКОВ, кандидат экономических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту