Продолжится ли в новом учебном году модернизация образования? Существует ли «черный список» вузов? Станет ли высшее образование платным? На эти и другие вопросы «Учительской газеты» отвечает руководитель Федерального агентства по образованию Григорий БАЛЫХИН.
– Григорий Артемович, в положении о Федеральном агентстве по образованию определены задачи и полномочия вашего ведомства. В числе первых – относительно новое понятие «оказание государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики, развития общедоступных образовательных ресурсов». Что это означает?
– Как вы, наверное, уже знаете, в рамках протекающей в настоящее время административной реформы предпринята попытка формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. С этой целью были разделены полномочия между министерствами и созданными федеральными службами и агентствами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о Федеральном агентстве по образованию к основным функциям агентства относятся: оказание государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики, развития общедоступных образовательных ресурсов, управление государственным имуществом, правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора.
В вышеупомянутом указе президента определено, что под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.
Если применить эту формулировку относительно Федерального агентства по образованию, то это прежде всего будет обозначать управление и финансирование почти 4000 подведомственных агентству образовательных, научных и других учреждений. Также под функциями оказания государственных услуг можно понимать услуги в сфере международного образования и сотрудничества, социальной защиты педагогических работников и других субъектов образовательной деятельности, информационное и методическое обеспечение работы с молодежью и воспитательной деятельности, проведение педагогических экспериментов, работу по информатизации системы образования, реализацию федеральных целевых, государственных, отраслевых и межотраслевых программ, проведение конкурсов и заключение государственных контрактов в установленной сфере деятельности агентства, развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования и многие другие функции.
– Какова степень самостоятельности Агентства в осуществлении функции по управлению государственным имуществом?
– Как я уже упоминал выше, к компетенции агентства относится реализация функции по управлению государственным имуществом, то есть осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ, действующих в сфере образования.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом, объем которого также определен, и иными положениями гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства в сфере образования.
Предоставленные полномочия позволят более оперативно принимать управленческие решения по распоряжению объектами недвижимого имущества подведомственных Агентству учреждений и организаций.
– В какой мере вы будете заниматься развитием детских садов, общеобразовательных школ, других образовательных заведений, финансируемых из местного бюджета?
– Дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей финансируются из муниципального бюджета. Часть функций по финансированию общеобразовательных учреждений, в частности выплата заработной платы педагогическим работникам, переданы на уровень субъектов Российской Федерации, что также является государственным уровнем. Эти категории образовательных учреждений не финансируются из федерального бюджета, поэтому Федеральное агентство по образованию может осуществлять деятельность по развитию их системы только через реализацию соответствующих федеральных целевых, государственных, отраслевых программ и проведение педагогических экспериментов.
– За вами закреплена функция государственного заказчика федеральных целевых программ. Какие программы планируются? Что произойдет с теми, которые уже запущены в предыдущие годы? Какова судьба Федеральной программы развития образования?
– В настоящее время Федеральное агентство по образованию является государственным заказчиком и обеспечивает реализацию следующих федеральных целевых программ: Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы, ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», ФЦП «Электронная России (2002-2010 годы)», ФЦП «Интеграция науки и высшего образования Росси на 2002-2006 годы», ФЦП «Дети России» на 2003-2006 годы, включающая подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЦП «Молодежь России (2001-2005 годы)», ФЦП «Русский язык» на 2002-2005 годы, ФЦП «Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, раздел «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Как вы видите, практически все программы, заказчиком которых являлось Минобразование России, перешли в ведение Федерального агентства по образованию. Вызывает обеспокоенность только судьба ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», по которой не предусмотрено финансирование проектов на 2005 год. Однако следует отметить, что проекты этой программы будут финансироваться по одному из направлений Федеральной программы развития образования практически в тех же размерах.
Срок реализации многих из перечисленных программ заканчивается в 2005-2006 годах. Вопросы о необходимости пролонгирования на следующий период действия каждой из перечисленных программ будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
Что же касается дальнейшей судьбы Федеральной программы развития образования, то уже сейчас находится в стадии разработки проект ФПРО на 2006-2010 годы.
А на реализацию мероприятий этой масштабной программы, затрагивающей практически все сферы российского образования, в 2004 году из федерального бюджета выделяется 3,1678 миллиарда рублей, а в 2005 году планируется выделить 3,3024 миллиарда рублей.
– В какой мере Федеральное агентство будет участвовать в реализации Концепции модернизации российского образования? Станет ли оно правопреемником в проведении начатых экспериментов?
– В 2003 году завершился первый этап реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая является основополагающим документом государственной политики в сфере образования. Основными задачами первого этапа модернизации были восстановление в полном объеме ответственности государства в сфере образования, стабилизация системы, решение социально значимых проблем. И они в основном выполнены.
В результате произошедших административных преобразований функция определения государственной политики в области образования отнесена к компетенции созданного Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время оно занимается доработкой Концепции, приводя ее в соответствие современным приоритетам развития образования.
В реализации этих приоритетов агентство будет принимать непосредственное участие.
Федеральное агентство по образованию продолжает совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки реализацию ряда экспериментов в сфере образования, начатых Минобразованием России, в частности эксперименты по совершенствованию системы общего образования, введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), профильному обучению учащихся в общеобразовательных учреждениях, реструктуризации сельских школ, переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств.
– Ваша роль в эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности? Каковы предполагаемые объемы финансирования экспериментальных регионов, какая планируется организационная работа?
– Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 года, завершается в 2004 году. В нем приняли участие более 14 тысяч школьников из 72 общеобразовательных учреждений 18 субъектов Российской Федерации.
Планируется подведение итогов эксперимента, подготовка доклада в правительство, издание материалов по итогам и рекомендаций по возможному внедрению результатов экспериментов с целью дальнейшего развития региональных образовательных систем.
– Судя по всему, часть функций бывшего Департамента общего и дошкольного образования МО РФ перешла к агентству (вместе с его специалистами). Чем они будут заниматься, если другой частью этой масштабной темы занимаются и в аналогичном управлении Министерства образования и науки РФ? Кто за что отвечает? В чем разница функционала?
– Не совсем понятно, о каких аналогичных управлениях идет речь. В структуре сформированного Министерства образования и науки есть Департамент государственной политики в сфере образования, в состав которого входит отдел стандартов и программ общего образования. В агентстве функционирует Управление учреждений образования, в которое входит отдел общего, дошкольного и дополнительного образования, отвечающий за оказание государственных услуг в этой сфере образования.
– Профильное обучение, как нам стало известно, также входит в вашу компетенцию. Каковы перспективы этого эксперимента?
– Введение профильного обучения – один из экспериментов, проводимых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года. Определены участники эксперимента – общеобразовательные учреждения из 10 регионов. Сроки реализации эксперимента – 2003/2007 годы. Он включает 4 этапа и соответственно затрагивает последовательно обучающихся с 9-го по 11-й классы.
2003/2004 учебный год – первый этап – введение предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов; 2004/2005 учебный год – второй этап – введение профильного обучения в 10-х классах; 2005/2006 учебный год – третий этап – введение профильного обучения в 11-х классах; 2006/2007 учебный год – рекомендован к введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации.
– Какие «государственные услуги» будет оказывать Федеральное агентство по образованию в сфере воспитания, молодежной политики?
– Государственные услуги по образованию в сфере воспитания и молодежной политики будут направлены на:
– повышение доступности и качества дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности, общества и государства;
– развитие физической культуры и массового спорта, формирование здорового образа жизни детей и молодежи;
– разработку и осуществление мер поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений и иных организаций, осуществляющих работу с молодежью;
– развитие дополнительного образования детей в образовательных учреждениях различных типов и видов, в клубах по месту жительства; развитие социальной работы с молодежью;
– разработку и совершенствование экономических механизмов для решения социальных проблем молодежи, в том числе по содействию занятости и трудоустройству, профессиональному росту и становлению, организации поддержки молодых семей, развитию молодежного предпринимательства, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
– обеспечение реализации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в том числе связанных с празднованием 60-летия Победы;
– обеспечение реализации социальных, реабилитационных и профилактических программ для молодежи различных категорий (учащейся, работающей и др.) и разработку системы мер правовой защиты молодежи;
– оказание организационно-методической и практической помощи органам по делам молодежи и органам управления образованием субъектов Российской Федерации в создании и реализации региональных программ развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;
– осуществление программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей и молодежи по дополнительным образовательным программам различной направленности (художественной, научно-технической, спортивно-технической, военно-патриотической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
– организацию и проведение всероссийских конкурсов, конференций, совещаний, выставок, семинаров, в том числе международных, в сфере воспитания, молодежной политики и дополнительного образования детей;
– осуществление информационно-методического обеспечения в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодежи государственной молодежной политики, и целый ряд других услуг.
– Перевод учреждений НПО и СПО на местный уровень – одна из острых и болевых тем в образовании. Есть ли у агентства новый взгляд на эту проблему и пути решения противоречий, которые возникают в практике данного нововведения?
– В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» до 1 января 2005 года предусматривается передача учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации, за исключением федеральных образовательных учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Минфином России предусмотрено выделение в 2005 году средств для каждого субъекта Российской Федерации на реализацию функций начального и среднего профессионального образования.
Этот процесс должен привести к развитию сети учреждений этого уровня образования, поскольку управление ими будет осуществляться непосредственно региональными органами управления образованием.
Основным ожидаемым результатом предстоящей передачи будет приближение образовательных услуг, оказываемых профессиональными училищами, лицеями, техникумами и колледжами, к реальным потребностям региональных рынков труда.
Гораздо более эффективным должен стать процесс оптимизации региональных систем начального и среднего профессионального образования, предполагающий реорганизацию, интеграцию образовательных учреждений, который необходим в условиях сложившейся в стране демографической ситуации, характеризующейся резким снижением количества выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ.
Финансирование образовательных учреждений этих уровней за счет средств региональных бюджетов коренным образом повлияет на решение проблем конкретных образовательных учреждений.
Что касается разработанного механизма передачи этих учреждений на региональный уровень, то он заключается в следующем.
В соответствии с действующим Федеральным законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» определен пакет документов, необходимый для осуществления процедуры передачи образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации.
Процедура подготовки пакета документов по передаче, а также согласование проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о передаче осуществляется органом по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации и вносится в Федеральное агентство по имуществу Минэкономразвития России, которое, в свою очередь, вносит проект распоряжения в Правительство Российской Федерации на утверждение.
– Новый учебный год не за горами. Что ожидает российских учителей? Есть ли обнадеживающие перспективы, связанные с социальным, финансовым их положением?
– В проекте бюджета на 2005 год Министерством финансов Российской Федерации зарезервированы расходы на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы федеральных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, которые будут распределены после выработки принципиальных подходов к решению этой проблемы.
Соответствующие предложения должны быть представлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для рассмотрения на правительственной комиссии по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета на 2005 год.
Дополнительно можно сказать, что в стадии разработки находится проект перехода на отраслевую систему оплаты труда, которая даст возможность более успешно решать проблемы финансового положения работников образования.
– В июне на совете ректоров заговорили о сокращении количества вузов. Сегодня их в России около трех тысяч, а в Советском Союзе было меньше семисот. Какое количество вузов планируется оставить? И каковы будут критерии отсева?
– Давайте уточним. В Российской Федерации нет «около трех тысяч вузов». Всего аккредитованных вузов 972, причем из них 620 государственные (335 – подведомственные Минобрнауки России), а 352 – негосударственные.
А вот филиалов вузов в последние годы появилось очень много. И, наверное, там-то и копятся основные проблемы – необеспеченность высококвалифицированными кадрами, недостаточно высокое качество обучения и т.д. Об этом также говорят и руководители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
А на вопрос о «критериях отсева» вузов могу ответить следующее. Никаких «черных списков» высших учебных заведений нет. Об этом, кстати, говорил недавно министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. Сокращение числа вузов и особенно числа филиалов вузов возможно. Но это может последовать только по результатам комплексных проверок высших учебных заведений и их филиалов.
– Что, на ваш взгляд, предпочтительней для будущего высшего образования – возвратные образовательные субсидии или ГИФО?
– Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно разобраться в сути затронутых понятий.
Эксперимент по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств осуществляется в целях обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, развития конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений, экономического стимулирования повышения качества высшего образования.
Данный эксперимент осуществляется во взаимосвязи с экспериментом по введению единого государственного экзамена. Финансирование вузов будет зависеть от качества подготовки контингента поступивших. Благодаря конкурсной процедуре поступления контингент поступающих в вузы, образовательные услуги которых населением оцениваются выше, составят лица, имеющие лучшие результаты сдачи ЕГЭ и соответственно имеющие большие финансовые обязательства.
Другой важной особенностью эксперимента является то, что человек, не прошедший по конкурсу на места для бесплатного обучения, получает при обучении за плату государственную финансовую поддержку в размере, определенном категорией ГИФО, соответствующей уровню сданных абитуриентом экзаменов в форме ЕГЭ.
Таким образом, реализация механизма ГИФО может позволить более полно удовлетворить потребности граждан в образовании и ориентировать вузы на спрос населения.
В настоящее время в стране сложилась экономическая ситуация, при которой молодые специалисты в силу ряда причин не идут на работу по полученной специальности. Это касается в первую очередь таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура, государственный сектор сельского хозяйства и сфера управления. Так, например, 70 процентов выпускников сельскохозяйственных вузов и около 50 процентов выпускников педагогических вузов не работают по окончании вуза по полученной специальности. Аналогичная ситуация сложилась и в здравоохранении.
Вместе с тем молодые люди, проживающие в сельской местности и малых городах, зачастую не имеют возможности получить высшее или среднее профессиональное образование по востребованным в их регионах профессиям (учитель, врач, специалист сельского хозяйства и т.д.) в силу материального положения семьи. Так, например, доля иногородних студентов в московских вузах за последнее десятилетие снизилась с 75 до 25 процентов.
Одним из путей решения проблемы обеспечения профессиональными кадрами государственного сектора экономики и сферы управления является создание системы государственного субсидирования в сфере образования.
Субсидии будут предоставляться студентам учебных заведений, обучающимся на бесплатной основе и изъявившим желание отработать определенное количество лет на предприятиях или в учреждениях государственного сектора экономики или в сфере управления по направлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с получением высшего или среднего профессионального образования.
Необходимым условием получения субсидии является наличие договора, регулирующего взаимоотношения между гражданином, заказчиком и образовательным учреждением, неисполнение которого гражданином будет чревато обязательным возмещением расходов на его обучение.
Таким образом, ГИФО и образовательные субсидии – не конкурирующие между собой механизмы, а дополняющие друг друга средства достижения двуединой цели образования – обеспечения устойчивого развития общества путем формирования необходимого кадрового потенциала и удовлетворения потребностей населения в высшем профессиональном образовании.
– Сегодня многие выпускники, заканчивая вуз, отправляются работать по совершенно другой специальности. В городах и селах не хватает учителей, врачей. Как, на ваш взгляд, заставить студентов отрабатывать диплом?
– Проблема трудоустройства значительного числа выпускников вузов, даже государственных, по полученным ими специальностям действительно важна. Часто приходится слышать, что система профессионального образования, и прежде всего высшего, слабо ориентирована на потребности рынка труда.
Вот с рынка труда и попробуем начать ответ на ваш вопрос. А кто командует на рынке труда? Работодатели. И именно от них мы ждем наиболее четкой и достоверной информации о реальных потребностях в специалистах. Необходима активизация работы в этом направлении служб занятости, координация их деятельности с работодателями и образовательными учреждениями. Системе образования нужен четкий заказ на подготовку специалистов и не только в количественном плане, но и в качественном: каких специалистов ждут от нас, какими знаниями, умениями, навыками и компетенциями должны обладать выпускники вузов. Сами высшие учебные заведения без активной помощи работодателей не смогут в полном объеме решить весь этот комплекс сложнейших проблем.
Разумеется, Федеральное агентство по образованию в рамках своей компетенции ведет работу по решению этого вопроса. В частности, с учетом предложений министерств и ведомств разрабатывается проект предложений к государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005 год. Государственные задания на подготовку специалистов с высшим образованием (в том числе инженерных и научных кадров для ряда отраслей промышленности) размещаются на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
Расширяется сфера целевого приема в вузы. Разрабатывается порядок целевой подготовки, предусматривающий комплекс вопросов по закреплению выпускников высших учебных заведений на рабочие места, соответствующие профилям подготовки молодых специалистов. Кстати, мне слово «закрепить» нравится гораздо больше, чем то, что вы использовали в своем вопросе, -«заставить». Ведь за словами стоят их значения. И как мы, например, будем заставлять (в смысле трудоустройства) выпускника, который на конкурсной основе поступил в вуз на место, финансируемое из государственного бюджета, успешно закончил его, получил диплом по такой-то специальности с соответствующей квалификацией?!
А вот решить эти вопросы за счет целевого приема и закрепления молодого специалиста по его профилю, предоставив ему достойную зарплату, жилье или жилищные субсидии и другие, предусмотренные меры социальной направленности, – это и есть, по-моему, один из главных путей решения проблемы, о которой вы говорили. Кроме целевой контрактной подготовки определенные надежды мы возлагаем на развитие механизма реализации государственных субсидий в системе высшего образования, а также на образовательные кредиты.
Дополнительно могу сказать, что, по нашим данным, в прошлом году около 48% выпускников очной формы обучения подведомственных нам учреждений высшего профессионального образования получили направление на работу. С учетом активизации деятельности вузов на рынке труда и расширения практики целевого приема этот показатель должен в ближайшие годы существенно увеличиться. Таким образом, невостребованных по их специальностям молодых специалистов станет меньше.
– Профессорско-преподавательский состав вузов стареет с каждым годом. Как привлечь в вузы молодых преподавателей?
– Проблема эта действительно имеет место. Но я не могу полностью согласиться с тем, что на сегодняшний день есть только одна тенденция – старение профессорско-преподавательского состава. Совсем недавно, когда мы еще в прежнем Минобразовании России подводили итоги деятельности Министерства по реализации первого этапа модернизации российского образования, была отмечена и позитивная тенденция – возрастание притока в высшую школу молодых преподавателей в возрасте до 30 лет. Но этого процесса, конечно, недостаточно, чтобы коренным образом улучшить положение дел в этой области.
Для комплексного решения вопроса должны быть задействованы самые разнообразные механизмы. Это и меры финансового характера, и мероприятия, способствующие повышению престижа преподавательской деятельности, созданию условий для эффективной и творческой работы в сфере высшего профессионального образования. Речь идет и о моральном поощрении, и о материальном стимулировании труда работников вузов. Разве присуждение и вручение премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области образования представителям профессорско-преподавательского корпуса высшей школы не способствует повышению престижа труда в вузах?
Конечно, для решения кадровых проблем, связанных с возрастным составом профессорско-преподавательского корпуса, должен быть разработан комплекс системных мер.
– Может ли в ближайшее время идти речь о повышении студенческих стипендий?
– Одним из приоритетов финансирования образования в 2005 году должно стать повышение размера стипендии, и не только студентам вузов.
В целях усиления государственной поддержки и улучшения социально-бытового обеспечения учащихся и студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом прогнозируемого роста цен на потребительские товары и услуги на 2005 год планируется осуществить 50-процентное повышение стипендий с 1 сентября 2005 года и предусмотреть в федеральном бюджете дополнительные ассигнования на общую сумму 2,6 млрд.рублей.
Это позволит довести базовый размер стипендий студентов вузов до 600 рублей в месяц, студентов и учащихся ссузов и ПТУ – до 210 рублей в месяц. А с учетом успеваемости студентов их материального положения, а также принимая во внимание, что стипендиальный фонд на оказание материальной помощи нуждающимся увеличится с 1 сентября 2004 г. с 5 до 25%, размер стипендий может составить до 1300 рублей.
– Как лично вы относитесь к вероятной смене статуса государственных вузов с госучреждений на организации? Не грозит ли это приватизацией наших, в том числе главных, вузов страны – Бауманки, МГУ?
– Вопрос очень важный. Сейчас при самой активной поддержке Федерального агентства по образованию разрабатывается Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Принятый в концепции термин «государственная образовательная организация» допускает широкое толкование спектра образовательных структур, в частности к нему могут быть отнесены федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества с преобладающим участием Российской Федерации в капитале.
Концепция ориентирована на все государственные организации сферы образования независимо от их ведомственной принадлежности.
Должно быть предусмотрено сохранение участия Российской Федерации в управлении государственными образовательными организациями в случае, если они отвечают определенным критериям, например: если организация располагает уникальными научно-педагогическими школами и (или) уникальным учебным или исследовательским оборудованием, утрата которых приведет к снижению образовательного, научного и экономического потенциала государства, конкурентоспособности на мировом рынке образования, нанесет ущерб национальной безопасности.
В случаях, если организации не отвечают принятым критериям, в управлении ими Российская Федерация сохраняет свое участие в той мере, в какой обеспечивается контроль за процедурами реорганизации образовательных организаций и влияние на профиль их деятельности. По-видимому, эти организации постепенно могут быть реорганизованы в форму автономных учреждений (АУ) или государственных автономных некоммерческих организаций (ГАНО).
Таким образом, на мой взгляд, ни МГУ, ни МГТУ им. Н.Э. Баумана не грозит приватизация.
– Считаете ли вы, что высшее образование должно быть платным, частично платным или все-таки бесплатным?
– В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» граждане России имеют право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Законодательством предусмотрено финансирование обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета не менее 170 студентов на 10 тысяч человек населения России. Эти нормы отражают государственные гарантии бесплатности высшего профессионального образования.
Законодательство также предусматривает и возможность платного обучения на основе договоров, заключаемых физическими или юридическими лицами с конкретными высшими учебными заведениями.
Обучение студентов на основе частичного и полного возмещения затрат за счет средств как физических, так и юридических лиц также направлено на повышение доступности высшего профессионального образования.
Кроме того, в современном мире, постоянной характеристикой которого становится появление новых информационных технологий, а эффективной является та деятельность, которая носит инновационный характер, возникает необходимость в неоднократном получении высшего профессионального образования, которое возможно только на платной основе.
Таким образом, наличие и бесплатного, и платного высшего образования позволяет сегодня государству и гражданам России полно и всесторонне удовлетворять потребности в получении высшего профессионального образования.
Комментарии