В системе работы по нравственному воспитанию учеников начальных классов с особыми образовательными потребностями важное место занимают занятия по привитию навыков самообслуживания и личной гигиены. Эта работа необходима, так как эти дети (с диагнозом «умеренная умственная отсталость») проживают в условиях интерната.
В этом направлении с учащимися запланированы и проведены следующие занятия:
1 класс. «Друзья Вода и Мыло».
«Советы доктора Воды».
«Чтобы уши слышали».
2 класс. «Вода – наш друг».
«Забота о коже».
«По одежде встречают».
3 класс. «Порядок в доме».
«Чистота – половина здоровья».
«Дружи с водой».
Системная работы привела к следующим результатам, которые отслеживаются в картах развития: если в 1 классе дети не умели заправлять свою кровать, застёгивать пуговицы на одежде, правильно одевать обувь, содержать в порядке своё рабочее место, то в 3 классе ученики умеют одеваться (100%), заправлять кровать (50%), следить за своим внешним видом (50%), содержать в порядке своё рабочее место (100%).
Занятие по теме «Дружи с водой» проведено в 3 классе группы «Особый ребёнок». Для создания положительного настроя, поддержания интереса к изучаемому материалу на занятии использовано слайдовое сопровождение, наглядность, включен сюрпризный момент.
Цели:
– формировать привычку соблюдать правила личной гигиены;
– формировать культурно-гигиенические навыки через игровую деятельность;
– убедить учащихся в необходимости беречь зубы;
– развивать речь, мышление, навыки личной гигиены;
– совершенствовать умение следить за чистотой своего тела.
Ход занятия
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Целеполагание.
Слайд с изображением кошки.
Учитель: Кого вы видите на слайде?
Что она делает?
Зачем кошка умывается?
Сможет ли кошка незаметно подкрасться к мышке, если от неё сильно пахнет?
Слайд с изображением слона.
Учитель: Кто изображен на этом слайде?
Что он делает?
Зачем?
Слайд с изображением мышат.
Учитель: Кого вы видите здесь?
Чем занимаются мышата?
Зачем умываются эти животные?
Как вы думаете, а зачем человеку умываться?
Сейчас я прочитаю вам сказку о микробах. Вы постарайтесь понять, как микробы попадают к нам в рот.
Сказка о микробах.
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложке, на хлебе и думают: как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезней рукой подать!
Как микробы попадают к нам в рот?
Как вы думаете, что помогает нам победить микробов?
III. Сообщение темы и цели.
Учитель: Тема нашего занятия: (слайд) «Дружи с водой».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
Почему нужно дружить с водой?
IV. Основная часть.
Учитель: К нам в гости пришел Енот-чистюля (игрушка-рюкзак), который очень дружит с водой.
Жил в лесу енот-чистюля,
Чистил ложки и кастрюли,
Делал по утрам уборку –
Приводил в порядок норку.
Он приготовил вам задания, решил послушать, как вы работаете на занятии, как умеете сидеть.
Скажите, какая часть тела пачкается больше всего? (Руки).
Значит, на руках может оказаться много микробов. Ребята, одной воде трудно содержать в чистоте наше тело. Какие ещё предметы помогают нам в этом, мы узнаем, если отгадаем правильно загадки, которые принёс вам енот.
Загадки.
1. Волосистой головой в рот она влезает ловко,
Чистит зубы там по утрам и вечерам. (Зубная щетка).
2. Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое.
Всегда под рукою, что это такое? (Полотенце).
3. Гладко, душисто моет чисто.
Нужно чтоб у каждого было, что это? (Мыло).
4. Я белая, густая, на щетку попадаю,
Зубы от микробов очищаю. (Зубная паста).
5. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка).
6. Грязнулю всегда выручаю. (Вода).
7. Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежка).
Отгадки-вещи: зубная щетка, зубная паста, мыло, полотенце, вода в стакане, мочалка, варежка. Что здесь лишнее и почему?
От простой воды и мыла у микробов тают силы.
Учитель: Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогут уничтожить микробы.
Существуют определенные правила мытья рук. Сейчас мы с ними познакомимся. (Слайд).
Правила.
1. Сильно намочите руки.
2. Пользуйтесь мылом.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцев.
5. Полощите руки чистой водой.
6. Вытирайте руки насухо полотенцем.
Практикум. Как правильно мыть руки.
Один ученик моет руки, а остальные наблюдают, правильно ли он моет руки.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ты всегда перед едой
С мылом чисто руки мой.
Стихотворение «Утренняя песенка» (выполняем вместе движения).
По утрам и вечерам открываю дома кран,
Я воды не пожалею, уши вымою и шею.
Пусть бежит водица – я хочу умыться!
Посильнее кран открыл я
И взял кусочек мыла,
Пышно пена поднялась – смыл я с рук и пыль, и грязь.
Полотенчиком махровым, полотенцем чистым, новым
Вытру руки, шею. Чувствую себя бодрее!
Чищу зубы пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щеткой действую умело, зубы будут очень белы!
Показать, назвать эти предметы.
Учитель: Какую часть тела помогают содержать в порядке эти предметы?
Енот приготовил вам советы.
Если его совет хороший вы похлопайте в ладоши,
На неправильный совет говорите: нет, нет, нет.
Говорила маме Люба: «Я не буду чистить зубы».
И теперь у нашей Любы дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба? Дети: нет.
Блеск зубам чтобы придать, нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? Дети: нет.
Ох, неловкая Людмила на пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает, чистить зубы продолжает,
Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? Дети: нет.
Навсегда запомните, милые друзья,
Не почистив зубы, спать идти нельзя.
Если мой совет хороший, то похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили и идете спать.
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? Дети: нет.
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять, полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? Дети: Нет.
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Вы, ребята, не устали, пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.
Какие советы по уходу за зубами вы запомнили?
Индивидуальная работа. Слайд.
Учитель: Енот приготовил ещё одно задание.
На карточке картинки: зубная щетка, зубная паста, мыло, веник.
Самостоятельно отметьте кружком те предметы, которые нужны при умывании.
Все ли справились?
А какой предмет лишний?
Где пригодится веник?
V. Рефлексия. Почему надо дружить с водой?
Елена Устюгова, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края
В прикрепленном файле – презентация к занятию.
Комментарии