Ее кредо – выходить за устоявшиеся рамки, избегать шаблонов. Учитель алгебры, геометрии, математики гимназии №30 города Кургана Марина Сергеевна ВЕРШИНИНА все время находится в поиске новых форм обучения.
Большую часть детства Марина провела у бабушки, учителя начальных классов. На любой свой вопрос девочка получала развернутый ответ. А когда интересовалась, откуда бабушка все знает, та отвечала: «Я учитель и должна знать ответы на все вопросы моих учеников». Марине страстно хотелось быть похожей на бабушку. Знать обо всем на свете и говорить о своей профессии с гордостью.
В конце 1990-х в России гордо звучало слово «экология». После окончания курганской школы №41 Марина Сергеевна поступила учиться на эколога в Курганскую государственную сельскохозяйственную академию, где только что появился соответствующий факультет. По семейным обстоятельствам ей пришлось перевестись на заочное отделение, а тем временем специализацию эколога в вузе отменили. В общем, в итоговом дипломе написано, что она ученый-агроном.
В очередной раз придя в родную школу повидаться с учителями, Марина Вершинина неожиданно была приглашена на работу. Свою школьную деятельность начала библиотекарем, потом последовали переподготовки и курсы повышения квалификации. В ее трудовой книжке есть запись о работе преподавателем-организатором ОБЖ. Уже тогда Марина Сергеевна включала своих подопечных во все социально значимые мероприятия. Вместе с детьми участвовала в акциях, посвященных борьбе с наркотиками, безопасности дорожного движения, деятельно выступала за чистоту лесов и дворов. А потом директор школы поставила вопрос ребром: «Есть необходимость в кадрах, и ты идешь учиться на преподавателя. Выбирай – английского или математики». Марина Сергеевна остановилась на втором и, окончив в 2013 году Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ИРОСТ Курганской области», несколько лет преподавала математику и информатику в родной школе.
В гимназию №30 переманила подруга. Детей здесь больше, нагрузка выросла. Достаточно сказать, что математику Вершинина ведет в пяти классах. Плюс классное руководство никто не отменял. Но по-прежнему Марина Сергеевна старается мотивировать учеников на участие в различных мероприятиях, будь то олимпиады или конкурсы: «Мне хочется, чтобы дети могли себя подать, презентовать, продемонстрировать свои таланты», – объясняет педагог. Ее собственные дарования проявляются порой неожиданно для окружающих: «Марина-то, оказывается, совсем другая, чем в классе», – пишут друг другу ее восьмиклассники после совместных вылазок за пределы школы.
Уж слишком много времени дети проводят, сидя в помещении, и Марина Сергеевна, посовещавшись с родителями, в выходные дни ведет свой класс в музей, на игровую площадку, в парк или везет в загородный лагерь, на турбазу, когда лагеря стоят полупустыми и можно вдоволь подвигаться, поиграть на свежем воздухе. Зимой любимым местом физической активности становится каток. Марина Вершинина сама стоит на коньках и не уступает ученикам ни в чем: ездит с ними паровозиком, смеясь, падает в общую кучу-малу.
В школе она, конечно, другая – собранная и строгая. Но не слишком. Старается вплетать в ткань урока игровые технологии: дети, поделенные на группы, соревнуются, кто больше очков наберет при выполнении задач по поиску нужной буквы в формуле или при устном счете, когда нужно быстро определить недостающий делитель или множитель. Активным ученикам за правильные ответы на протяжении урока ставятся плюсы, набравшие пять плюсиков получают пятерку в журнал. При подведении итогов урока лучший ряд получает аплодисменты остального класса. «Я спрашиваю строго, но не забываю про поощрения, – делится учитель математики. – Вообще похвала, на мой взгляд, – обязательное условие образовательного процесса».
Вершинина сама постоянно находится внутри процесса, осваивает новые цифровые инструменты и технологии, считая их революционным явлением. Воздействие информатизации на систему образования сравнимо с появлением пять веков назад первого печатного станка, считает Марина Сергеевна: «Планшеты и ноутбуки для современных детей – вещи естественные. Моя задача – сделать так, чтобы гаджеты приносили пользу, то есть применять их в образовательных целях. Решение нашлось – это технология смешанного обучения». Беря на вооружение новые техники, Марина Сергеевна адаптирует их к имеющимся условиям. Например, технологию смешанного обучения можно использовать вне компьютерного класса лишь частично. Но ведь можно!
«Выделяют до сорока моделей смешанного обучения. Я начала со схемы «перевернутый класс». Задавала на дом самостоятельно изучить новую тему и предлагала выполнить задание онлайн. Например, на очереди блок «Сложение рациональных чисел». Ученики изучают параграф, запоминают правила, рассматривают образцы решения. Затем, пройдя по ссылке, пробуют самостоятельно решить несколько примеров. Результаты появляются у меня немедленно. На начало следующего урока я имею полную информацию: кто справился, кто – нет, а кто вообще ничего не делал. Работа на уроке становится более продуктивной, и количество обучающихся, не выполнивших домашнее задание, снижается», – делится учительница.
Ей очень хотелось использовать еще и модель «ротация станций», но это невозможно без компьютерного класса. Марина Сергеевна пошла к руководству, и оно отнеслось с пониманием: под уроки математики подстраивали расписание, чтобы их можно было провести в компьютерном классе. Вершинина делит класс на группы, которые через строго определенный промежуток времени по звуковому сигналу переходят между разными станциями. Их три. Станция работы с учителем находится у доски, станция проектной работы – в центре класса, а станция онлайн-обучения – по периметру. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. На первых же уроках выявились сложности. Ребята не умели выдерживать строгий тайминг (а время на каждой станции ограничено); в момент перемещения между станциями возникала неразбериха; оценивание себя и одноклассников согласно заданным критериям вызывало споры. Но педагог не сдавалась, и с каждым следующим уроком ротация станций проходила все стройнее. Дети не только обучались, но и овладевали гибкими компетенциями: умением коммуницировать, работая в группе, объективным оцениванием себя и друг друга, приятием оценки других. Кроме того, навык быстрого перемещения и переключения на новую задачу вырабатывает у ребят навык самоконтроля, самоорганизации.
Неудивительно, что активного учителя заметили. В ее гимназии заведена система выдвижения на городской этап конкурса «Учитель года». Здесь проводится внутреннее состязание, которое так и называется – «Учитель года гимназии №30». Обычно оно посвящается какой-либо тематике, а в 2020 году акцент был сделан на воспитательной работе. Как следует провести конкурсный классный час у Марины Сергеевны не получилось: в разгаре был карантин по ковиду, и за партами вместо учащихся сидели учителя. Но она, конечно, не зря готовилась и обязательно побеседует с ребятами о «Письме с фронта» – так назывался тот самый классный час, посвященный Великой Победе.
Самой главной личной победой Марина Вершинина считает выход в финал конкурса как итог физической и эмоциональной стойкости, постоянного профессионального роста, творческой активности.
«А самые яркие моменты в Ростове-на-Дону были связаны с участниками. Просто гордость испытываешь от того, какие изумительные педагоги работают в стране. А жюри! Дух захватывает, какие там люди – это же боги! Счастье было с ними просто рядом постоять!» – восклицает Вершинина.
Марина Сергеевна не была бы собой, если бы вернулась в родной Курган с пустыми руками. Конечно, она привезла с собой новую образовательную технику. Методика шестиугольного обучения понравилась своей направленностью не столько на освоение основной программы, сколько на развитие дополнительных компетенций: умения выступать на публике, командного взаимодействия, нестандартного решения сложных задач.
«О методе шестиугольного обучения я узнала от финалиста конкурса «Учитель года» Екатерины Мирошниченко, учителя русского языка и литературы. Его можно использовать и на уроках математики при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать обучающегося, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания», – рассказывает Вершинина.
Варианты использования этого метода разнообразны, тем более что он еще только начинает изучаться российскими педагогами и может видоизменяться в зависимости от педагогических задач. Марина Сергеевна пользовалась обучающими шестиугольниками несколько раз, и очень успешно. Так, в седьмых классах гексагоны были использованы для заучивания и применения формул сокращенного умножения. Учитель вписала элементы формул в шестиугольники, разрезала их и предложила ученикам собрать мозаику. Правильно собранный шестиугольник служит шпаргалкой при выполнении самостоятельной работы.
Компьютерный класс должен быть оборудован в каждой школе не только для уроков информатики, уверена Марина Вершинина. Учителя-предметники должны иметь возможность реализовывать себя и погружаться в предмет с помощью информационных технологий. Об этом как о наболевшем Марина Сергеевна говорила в качестве советника главы Департамента образования Курганской области на совещании, приуроченном к обсуждению проекта «Школа Министерства просвещения России». Позже рассказала о задачах воспитательной работы в современных условиях, поставленных на первом Всероссийском форуме классных руководителей, участником которого она являлась, на посвященном классному руководству региональном вебинаре.
А летом можно дать себе передышку. Провести отпуск на любимой даче, где растут овощи, цветы и фрукты – экзотические в тех местах сливы, груши и даже абрикосы. Рядом с дачей есть небольшое чистое озеро, куда прилетают по своим неведомым делам цапли и лебеди и где хорошо искупаться жарким днем короткого лета. А вечером тихонько посидеть со взрослой дочерью за просмотром хорошего фильма, обязательно такого, который можно потом обсудить.
В сентябре снова за парту. Искать новое, ломать шаблоны, выходить за рамки привычного. Делать все, чтобы сложный предмет «Математика» стал любимым для ее учеников.
Галина СЕРГЕЕВА, Курган, Курганская область
Комментарии