Компьютер становится незаменимым помощником учителя благодаря своей универсальности. Любое наглядное пособие, изображение, текст, аудио- или видеофрагмент теперь можно в любой момент найти и применить на уроке. Многие педагоги уже по достоинству оценили новые возможности. Однако школьные филологи зачастую остаются в стороне от процесса информатизации, а учителя русского языка и литературы с недоверием относятся к внедрению ИКТ в систему преподавания. И зря!
Комментарий «УГ»*См. также статью Юрия СЪЕДИНА «Конструктор» для взрослых и детей», №3, 2007 год, «ИКТ в образовании».
Современный выпускной экзамен по русскому языку требует от ученика сформированных навыков работы с текстом. Поэтому учитель на протяжении десяти лет готовит школьника к диктанту, изложению, сочинению, работе по анализу текста. Однако специальных упражнений для целенаправленной работы в данном направлении в учебники русского языка не заложено. К тому же задания подобного рода нужно не только подготовить, но и распечатать, для чего помимо компьютера и принтера требуются также расходные материалы и, главное, учебное время. Только очень чуткие представители администрации помогают учителю в этом сложном и кропотливом труде.
А между тем подготовка к тестированию необходима. Многие из ребят, легко справляясь с обычными письменными работами, не могут научиться решать тестовые задачи, потому что для этого необходимо особое мышление. Учеников нужно ознакомить с различными видами заданий, и, чтобы их не ставили в тупик вопросы к заданиям ЕГЭ, такого типа учебные задания должны быть на уроке регулярно. Отличным подспорьем учителю в этом компоненте методики становится компьютер.
Сегодня уже есть немало учебных программ по русскому языку: «Грамматика русского языка», сделанная по материалам сборника упражнений Натальи Ткаченко, программа «Фраза», серия «1С: Репетитор» и ряд других. Все они по-своему хороши, а их общее удобство – автоматическая проверка. В Интернете также можно найти немало ресурсов с возможностью тестирования в режиме реального времени по целому ряду предметов, в том числе и по русскому языку.
Но регулярно использовать подобные программы можно только в компьютерном классе, что не всегда технически осуществимо. Полноценно применять современные ТСО дает возможность интерактивная доска, хотя, на первый взгляд, для уроков русского языка она и не предназначена (об этом говорит набор стандартных рисунков и таблиц, прилагаемый к программе).
Обычно учитель, готовящий ученика к экзамену в форме ЕГЭ, использует сборники контрольно-измерительных материалов и распечатки собственных тестов. Все это трудоемко и дорого, из-за чего нередко приходится по старинке писать задания на обычной школьной доске мелом.
Тем не менее школьники гораздо быстрее осваивают компьютерные технологии в образовании и в принципе морально готовы к работе с тестами по разным предметам в электронном виде. Иными становятся и кимы. Учитель теперь может соединить в одно целое тест и упражнение на повторение (это займет на уроке буквально несколько минут), а затем то же задание распечатать и использовать для индивидуального опроса.
Интерактивная доска позволяет работать с тестом в режиме автоматической проверки, благо что теперь этой функцией снабжены почти все учебные компьютерные программы. Учитель вызывает ученика к доске, и тот с помощью «фломастера»-манипулятора выполняет тест. Затем школьник сам проверяет себя и видит на доске результат своей работы. Для этого можно использовать заранее подготовленное в текстовом редакторе упражнение или специальный сайт с тестами.
На уроках русского языка очень удобно использовать программу «Конструктор школьных сайтов»*. В ней есть тестовая оболочка, позволяющая быстро создавать задания нескольких типов. Наиболее распространенные из них – тесты-упражнения, в которых требуется выбрать один ответ из нескольких. То есть ученик ставит точку напротив правильного ответа, нажимает кнопку Ответить в конце теста и тут же получает ответ – Правильно или Неправильно.
Работать с такого типа тестами весьма полезно, так как при этом моделируется ситуация ЕГЭ, а значит, дети привыкают выполнять экзаменационные задания и не боятся их. При этом на уроке можно ответить на несколько десятков вопросов, сформулированных таким образом. Программа позволяет ученику переставить флажок и ответить заново. Правда, использовать такую программу для зачетов довольно сложно, зато можно выделить все тесты, перенести их в текстовый редактор и распечатать.
Второй тип тестов предусматривает выбор нескольких правильных вариантов ответа (как в заданиях Всероссийского тестирования). Ученики по очереди могут выходить к доске и при помощи манипулятора выбирать правильные ответы. Затем этим же «фломастером» ученик выбирает команду Ответить и видит результат. Также он может переместить флажки или убрать их и снова ответить.
Подобные задания лучше использовать для проверки прочности знаний. Они значительно труднее для школьников, так как не позволяют использовать метод исключения. Но чудо-доска может сделать тест и упражнением на повторение. В этом случае учитель переводит устройство в интерактивный режим, и любое изображение, в том числе тест, становится фоном, выполняющим роль бланка (правда, в интерактивном режиме работы доски нельзя поставить флажок на месте нужного ответа).
Ученик с помощью манипулятора вписывает пропущенные буквы, ставит знаки препинания, выделяет морфемы, обозначает члены предложения – словом, делает все то, что помогает ему разобраться в учебном материале (рис. 1). Остальные школьники могут переписывать в тетрадь задания с экрана или же получить себе тесты на столы в распечатанном виде.
Манипулятор дает возможность работать с различными цветами, что позволяет эффективно использовать для работы метод опорных сигналов, выделять цветами склонения, спряжения, показать зависимость правописания суффикса, указать на способы словообразования. Очень удобно с помощью стрелок показывать детям то, как слова зависят друг от друга. Кстати, после урока учитель может сохранить в памяти компьютера ответ ученика, но может и не сохранять, а очистить экран и использовать упражнение снова и снова.
Есть в этой программе и возможность поработать над заданиями части «B» единого госэкзамена. Для этого тут предусмотрено введение слов или словосочетаний, номеров предложений в специальное поле, после чего компьютер таким же образом проверит ответ.
Напоследок хочу всех коллег пригласить посетить сайт www.russiantests.narod.ru. Здесь находятся контрольные и разноуровневые тесты и ключи к ним, которые вы можете распечатывать и использовать в качестве контрольных работ по русскому языку.
Олег ГАКИНУЛЬЯН, учитель русского языка и литературы школы №1, Кисловодск
Комментарии