Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Закрыт занавес в Московском городском клубе «Дети – театр – образование»

УГ - Москва, №26 от 29 июня 2010. Читать номер
Автор:

Уходящий учебный год был первым годом работы клуба, созданного по предложению «УГ-Москва». Каковы же итоги и перспективы работы клуба в новом учебном году?

по драматургии и движению собрали наибольшее количество участников. Однако стоит заметить, что если большая драматургическая игра вызвала интерес как у взрослых, так и у юных участников, то читка новой драматургии оказалась недостаточно востребованной театральными коллективами. Настораживает незаинтересованность московских педагогов в работе по поиску новой драматургии для своих коллективов. Кстати, финальное анкетирование также не выявило интереса к подобной деятельности. Как это сочетается с жалобами педагогов на то, что им нечего ставить? Ответа на этот вопрос пока нет.

История проекта

2009-2010 учебный год выдался достаточно интенсивным. Лаборатория интерактивных театральных проектов провела четырнадцать встреч клуба «Дети – театр – образование» по различным направлениям. Важно было опробовать широкий спектр форм и содержания мероприятий, чтобы увидеть реакцию на них детского и педагогического сообщества. Основной площадкой клуба стал Центр образования №1409.

Мастер-классы

Мастер-классы по драматургии и движению собрали наибольшее количество участников. Однако стоит заметить, что если большая драматургическая игра вызвала интерес как у взрослых, так и у юных участников, то читка новой драматургии оказалась недостаточно востребованной театральными коллективами. Настораживает незаинтересованность московских педагогов в работе по поиску новой драматургии для своих коллективов. Кстати, финальное анкетирование также не выявило интереса к подобной деятельности. Как это сочетается с жалобами педагогов на то, что им нечего ставить? Ответа на этот вопрос пока нет.

Мастер-класс по движению, состоящий из трех отдельных площадок, вызвал разные и неоднозначные эмоции. Кто-то уже занимался движением, хореографией, и ему не хватило уровня, к которому он мог бы тянуться. Кому-то не хватило выхода на результат – финального аккорда работы. Самым интересным показалась участникам площадка по основам контактной импровизации. И это тоже понятно. У участников практически нет опыта и представлений о контактной импровизации – нет системы ожиданий. Тогда как от сценического движения все ждут «чего-то такого», забывая про то, что для достижения «чего-то такого» необходима регулярная «нудная» подготовка тела – именно это и пыталась дать педагог по сценическому движению. Юные участники мастер-класса писали, что хотели бы большей свободы, хотели бы сами выбирать из предложенных площадок наиболее интересную для себя. И это важный момент, над которым предстоит еще подумать организаторам. Ведь клубная деятельность тем и хороша, что добровольна по своей природе.

Большие спектакли

На встрече «Спектакли детских театральных коллективов крупной формы» зрителям были предложены работы «Манолито-очкарик» театральной студии «…И там и сям…», а также «Небесные ласточки» театрального 10-го «А» класса 123-й школы. Эта встреча вскрыла несколько важных этических моментов. И в первую голову, отсутствие уважения к чужой работе и отсутствие зрительской культуры. Причем начиная не с юных зрителей, а с педагогов. Ситуация, в которой педагог громко, в голос, поднимает рассеянный по всему залу класс и уводит его, в то время как на сцене играют 10-12-летние дети, АНТИПЕДАГОГИЧНА при любых обстоятельствах, как нам кажется. Возможно, ему показались недопустимыми слова и сюжет, показанный на сцене, возможно, он просто рассчитывал посидеть 25 минут и уйти на урок. Это не важно. Важно другое.

1. Его дети, возможно, никогда не сумеют стать зрителями. Они не смогут вступить в диалог с произведением искусства, а будут лишь навешивать заранее зазубренные ярлыки «хорошо» – «плохо».

2. Так же как их вынудили отнестись к труду другого коллектива, они, скорее всего, будут относиться и к труду друг друга. Без уважения. Без желания понять иную точку зрения.

А ведь спектакль с обсуждением предполагает диалог с увиденным, возможность несогласия с ним и возможность высказать свое суждение. Причем форма безоценочного интервью, применяемая в этом случае, диктует отказ от ярлыков и провоцирует попытку выработать глубоко личностную позицию.

Обмен творческим опытом

Хотя организаторам казалось, что встречи, названные «Поделись Тигрой! (театральной игрой)», прошли не очень успешно, финальное анкетирование показало, что многие педагоги хотели бы сохранить подобную форму в работе клуба. Встречи были посвящены различным игровым приемам взаимодействия в коллективе. Очевидно, что в нынешнем мире виртуального общения тема налаживания живого общения и взаимодействия становится все более актуальной для детских коллективов. Но надо отметить, что встречи были задуманы не как лекции или обучающие семинары, а как площадка обмена применяемыми приемами работы. И успешность таких встреч напрямую зависит от инициативности участвующих.

Литературные гостиные

Началом новой интересной программы стала литературная гостиная. Задуманная как немассовая, встреча собрала любителей художественного слова. Особенность этой первой встречи состояла в том, что материалы и формы чтения были самые разнообразные: от маленьких отрывков до больших произведений, от притчи до «Графа Нулина», от простого чтения до попыток экспериментальных композиций. Важно было, чтобы каждый из участников представил для знакомства то, что хочется. А после чтения состоялся разговор, в ходе которого именно юные участники определяли темы будущих встреч. Этот разговор, провоцирующий ребят на размышление о собственной позиции по отношению к художественному слову, показал в очередной раз те проблемы, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Зачастую трансляцию взрослых штампов, полученных от учителя, вычитанных в книгах, подростки искренне считают своими собственными суждениями. Так что одна из целей и литературной гостиной, как и всякой другой работы с нашими юными участниками, заключается в формировании личностного отношения к культуре. И, конечно, хотелось бы сохранить такую структуру гостиной, когда читают и юные участники, и педагоги, когда вдруг возникает чтение экспромтом, как было на первой встрече.

Маленькие спектакли

Отдельные слова необходимо сказать про две встречи «Малой формы». Изначально была запланирована одна встреча, но поток заявок был столь велик, что и в две встречи не уместились все желающие. Многих педагогов подкупила возможность «себя показать». Но мотивы педагогов сами по себе, а дети, вовлеченные в процесс не пассивного созерцания, а активного зрительского внимания, были главным адресатом этих встреч. Игровые обсуждения, постановка импровизированной сказки – вот что ждало ребят в перерывах и после показа спектаклей. Да и педагоги попали в умелые руки специалиста по социоигровой педагогике Александры Ершовой. Такие встречи важны тем, что юные участники клуба видят уровень друг друга, видят разнообразие форм и взглядов, и все это вне стрессовой оценочной ситуации конкурса. Наоборот, они учатся сопереживать и поддерживать друг друга. Но неожиданностью для нас оказалось то, что за последние годы ушел навык зрительского внимания. Оказалось, что прежде чем разговаривать о смыслах и художественных образах, нужно устраивать тренинги по элементарным формам внимания. Сколько персонажей было на сцене? Что они делали? Что с ними случилось? Вот с таких вопросов приходится теперь начинать обсуждение ведущим. Причем навык теряется не только у юных участников. И это очевидные реалии времени, не учитывать которые в своей работе мы не можем.

Закрытие сезона

и итоги

В качестве творческого завершения сезона клубной деятельности участники посмотрели моноспектакль студента КМТИ №61 Сергея Батова. Мы сделали попытку провести «круглый стол» по итогам работы. Попыткой этот «круглый стол» мы назвали потому, что мысль собрать педагогов, причастных к театральной деятельности, в двадцатых числах мая, перед Последним звонком, была утопичной. Тем не менее нам удалось провести финальное анкетирование присутствовавших педагогов, а также подключить к этому анкетированию других участников клуба по электронной почте.

По итогам работы клуба наиболее активные участники, а также площадки, помогавшие нам в проведении встреч, получили благодарности от Департамента образования Москвы. И все же важно понять, какие задачи были решены в первый год работы клуба, какие проблемы он перед нами поставил.

Достаточно успешно идет процесс создания детско-взрослой общности. Педагоги и их ученики совместно работают на мероприятиях клуба, и те и другие пишут отзывы и впечатления на сайт. Опыт обсуждения художественных событий показывает, что можно пробовать проводить совместные обсуждения, но первым шагом должно быть более активное использование таких форм, где ученики – активные участники, а педагоги – наблюдатели, здесь важен обратный ход.

В процессе общения наблюдаются подвижки в сознании детей и педагогов в сторону толерантности к иному типу театрального, мировоззренческого мышления.

Возникает вопрос о создании благоприятной зрительской среды. Хотя мы и сталкиваемся с проблемами, нельзя не отметить, что формирование зрительного зала из юных коллег идет на пользу и тем, кто на сцене, и тем, кто в зале. Это очень важно для тех, кто только начинает свой путь на сцене. Причем коллеги оказываются одновременно и благодарными, и строгими зрителями. Очень важный фактор, на наш взгляд, – привлечение к работе клуба не «театральных» детей и педагогов. Все больше учителей МХК и их учеников приезжают на встречи, а это значит, что клубная среда становится более открытой и востребованной.

Но в огромном событийном потоке Москвы информация о встречах клуба теряется, зачастую не доходит до нужного адресата, и даже заинтересованные люди не успевают вычленить для себя наиболее важную и нужную в общем «шуме».

Администрация школы не всегда отпускает педагогов на мероприятия клуба, и еще более проблемным становится выезд с учениками, хотя мероприятия клуба стоят в городском плане Департамента образования Москвы и входят в сферу дополнительного профессионального образования.

Очень страдает работа клуба от чрезмерной прагматичности многих педагогов. Это выражается и в том, что театральные педагоги не едут на встречи клуба, так как находится неизбежная, необходимая ежедневная работа. При этом педагоги забывают, какой культурный и энергетический толчок может дать их ученикам посещение VIP-мероприятий, общение со своими юными коллегами в процессе совместной работы.

Зоны свободного общения не хватило в этом сезоне никому: ни юным участникам, ни взрослым, ни организаторам. С одной стороны, мы сами в условиях вечного цейтнота мегаполиса пытались максимально информативно насытить встречи, с другой, к сожалению, базовая площадка клуба в этом сезоне не предоставляла таких возможностей. И здесь мы переходим к важному аспекту средовой педагогики. Мы стремились закрепить клуб на одной конкретной площадке, чтобы участники привыкли к ней. Но, подводя итоги, мы считаем этот вариант не самым оптимальным. Стало понятным, что мероприятия клуба очень разнообразны по своей форме и содержанию, каждое из них требует для себя особой среды, этот факт также нашел отражение в концепции будущего года.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту