В Воронеже о реорганизации вечерних школ заговорили давно. Самым памятным и заметным был скандал с переселением и возможным закрытием вечерней школы № 6, который активно обсуждался еще в 2007 году. Тогда школу оставили, правда, подселили в здание колледжа. К 2008 году практически в каждом районе города оставалось по одной вечерней школе, но, видимо, большой популярностью они не пользовались.
Как рассказали нам в городском Департаменте образования, сейчас в Воронеже полным ходом идет процесс оптимизации муниципальной системы образования, в том числе и вечерних школ. Девятого августа прошлого года вышло постановление городской администрации № 682 «О реорганизации муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений», решившее судьбу открытой общеобразовательной школы № 5, вечерней сменной общеобразовательной школы № 6, открытой сменной общеобразовательной школы № 15 и открытой сменной общеобразовательной школы № 11.
Для справки: открытая от вечерней отличается тем, что предлагает более широкий спектр образовательных услуг для более разнообразных возрастов учащихся. Также у нее более гибкий режим работы, учитывающий потребности всех категорий учеников.
Так в чем же заключается проводимая реорганизация? В том, что первые три школы «в форме присоединения» должны отойти к школе № 11. При этом в пятой и пятнадцатой школах все необходимые мероприятия уже проведены, а вечерняя школа № 6, та самая, которую несколько лет назад уже пытались закрыть, как раз реорганизуется. Необходимые «мероприятия» – это перевод учащихся в остающиеся школы, поиск нового места работы для учителей, решение, какой будет дальнейшая судьба зданий и помещений закрывающихся школ. Впрочем, такие слова, как закрытие или ликвидация школ принципиально не употребляются, везде речь идет именно о реорганизации и прекращении деятельности, правда, от этого не легче. Итогом станет сокращение числа вечерних школ: всего в городе их было семь, включая одну школу при исправительном учреждении. А останется четыре – одна при ИУ, две школы (№ 1 и № 14) на левом берегу Воронежа (здесь два района – Левобережный и Железнодорожный) и всего одна (№ 11) в правобережной части (одна на четыре района – Центральный, Ленинский, Советский и самый многонаселенный Коминтерновский). Хотя общее число учащихся в вечерних школах Воронежа невелико – на 1 сентября прошлого года оно составляло около 2000 человек, добираться до своего места учебы многим из них станет гораздо труднее. Правда, сегодня такими «мелочами», как полуторачасовая дорога до места учебы и дорожные пробки, жителей больших городов не удивишь.
Есть ли проблемы с трудоустройством педагогов закрывающихся школ? Об этом я поинтересовалась в Воронежском обкоме профсоюза работников образования. Выяснилось, что до сих пор ни одной жалобы сюда не поступало, то есть, люди трудоустраиваются и остаются востребованными. Кстати, директор школы № 11, самой крупной и известной в городе, Лариса Николаевна Хопрова тоже подтвердила, что вслед за учащимися из Коминтерновского и Советского районов в школу на работу пришли и их педагоги.
– Помещений нам хватит, мы всех готовы принять. У нас 20 учебных классов, есть современные кабинеты биологии, химии, физики, информатики, читальный и спортивный залы. Около 40 компьютеров, все молодые учителя обеспечены ноутбуками, для них есть выход в интернет. В школе есть внутренняя компьютерная сеть. Вообще школа занимается в две смены, при этом вторая делится на подсмены, чтобы было удобно тем, кто совмещает учебу с работой, или учебу в училище с учебой в вечерней школе. Если мы посмотрим социальный паспорт школы, у нас из Центрального района обучается 60 человек, из Коминтерновского – 120, Ленинского – 70, из Левобережного – 60, Железнодорожного – 38 и из Советского – 150 человек. Всего в школе на 1 января 2013 года числится 706 учащихся, из них жителей Воронежа – 500, остальные приезжие из районов области или недавно сменившие место жительства.
– Каков возраст ваших учеников?
– Принимаем на обучение мы строго с 15 лет, а дальше примерно 75 % – это учащиеся от 15 до 18 лет, остальные – от 18 до 30 лет.
– Если сравнивать количество учеников в вашей школе сейчас и лет 10-15 назад, то когда востребованность вечерней школы больше?
– Общее число учащихся более-менее стабильно. Максимум у нас составлял примерно 800 человек, и никогда не было меньше 550. Хотя конечно, когда произошел распад СССР, количество учеников снизилось. Людям было не до учебы, многие пошли работать, боролись за выживание, но все равно где-то 500 учеников было. Сейчас потребность в образовании растет, некоторые определяются со своим будущим не сразу по окончании школы, а уже лет после 20 и в итоге все равно возвращаются на обучение. Время диктует свои условия.
– А как происходит реорганизация школ, какие классы передают вам?
– Нам передают выпускные классы, мы их доучим и выпустим. А в трех реорганизуемых школах не будет набора. В принципе, реорганизация продиктована временем. Повышаются требования к материальному обеспечению школ.
Растущие требования – не единственная проблема тех вечерних школ, которых минует закрытие. Главное, о чем говорят практически все директора и педагоги, это низкое подушевое финансирование. Например, в районах Воронежской области норматив на одного обучающего составляет от 17 до 23 тысяч рублей, зато в самом Воронеже – всего 12 тысяч. Почему так происходит, непонятно. Тем более что именно в «вечерки» областного центра обычно привозят важных гостей, сюда чаще заглядывают проверяющие, и спрос с этих школ выше.
Своя линияВ Нижегородской области и Нижнем Новгороде решено сохранить систему вечерних школ
По словам Владимира Игнатова, специалиста отдела среднего образования Департамента образования администрации Нижнего Новгорода, несколько лет назад в области уже была проведена реструктуризация сети, а по сути – укрупнение, поэтому теперь в каждом районе только одна сменная школа, а раньше было по две и даже три вечерних школы. В ближайшее время в данной структуре никаких нововведений не ожидается. Все вечерние школы успешно прошли аккредитацию и продлили лицензии, они получают финансирование в том же объеме, что и обычные общеобразовательные школы, так же участвуют в программах модернизации, поэтому педколлективы трудятся в штатном режиме согласно своим учебным планам. Никаких тревог по поводу завтрашнего дня у педагогов и администрации нет.
Выслушав специалиста департамента, мы все-таки решили обзвонить несколько школ города и поговорить с директорами или завучами. Так ли у них все на самом деле спокойно и радужно?
Заместитель директора вечерней школы №23 Советского района Юлия Сергеевна Левченко подтвердила информацию, полученную в департаменте. Она же рассказала, что в школе на настоящий момент получают образование 162 ученика, а коллектив состоит из 17 человек (10 из них – педагоги), что с финансированием проблем нет и что зарплатой как педагоги, так и специалисты довольны. Что никакие слухи о закрытии вечерних школ в других регионах до них не доходили, поэтому живут и работают педагоги \”вечёрки\” спокойно, самостоятельно решая свои текущие внутренние проблемы, которые бывают в любом образовательном учреждении.
Екатерина Николаевна Григорьева, директор вечерней (сменной) школы №28 Ленинского района, в которой учатся 165 учеников, почти слово в слово повторила мнение коллеги. Под руководством Екатерины Николаевны работают 18 человек, 10 из которых – педагоги, часов хватает на всех, квалификацию педагоги повышают, учащиеся добиваются определенных успехов, большая часть выпускников продолжает учебу в высших учебных заведениях. Екатерина Николаевна тоже удивилась, узнав, что в некоторых регионах с подобными школами хотят расправиться. В вечерних школах Нижнего Новгорода учится не только рабочая молодежь, здесь получают среднее образование те, кто основным делом своей жизни выбрали музыку или спорт, есть категория юношей и девушек, которые испытывают трудности в социализации. Таким детям, даже из благополучных семей, противопоказаны крупные массовые школы, необходим индивидуальный подход, индивидуальный учебный график. Вечерние школы предлагают разные варианты обучения: по очной, вечерней и заочной форме, для совершеннолетних предусмотрен экстернат. То есть, говоря на принятом сегодня языке, сменные школы занимают свою нишу и их услуги востребованы населением.
По словам Марины Александровны Хиловой, директора вечерней (сменной) школы №4, в которой 230 обучающихся и 14 членов педколлектива, проблем с лицензированием и аккредитацией не было, и теперь никто не угрожает школе закрытием или уменьшением финансирования, никто не заставляет администрацию гнаться за показателями и тем более никто не шантажирует ими, но проблемы все-таки есть. Они не организационного, скорее – этического плана. Не все учащиеся вечерних школ, особенно те, у кого был длительный перерыв в обучении, выпускаются с аттестатами, есть такие, кто выходит со справкой, и для них это очень тяжело в моральном плане. Педагоги переживают по этому поводу, им далеко не безразлично, как сложится судьба каждого выпускника. По мнению Марины Александровны, не все могут воспринять ЕГЭ, тем, кто учится после большого перерыва, нужно оставить возможность сдавать экзамен в альтернативной форме. И педагоги вечерних школ не раз вносили в законопроект об образовании свои предложения о том, чтобы была предусмотрена альтернативная форма аттестации. Но в принятом законе об этом, к сожалению, нет ни слова.
Записала Вера Кострова
Особое мнение
Вечерние школы изжили себя, считают новгородцы
В Новгородской области – пять вечерних школ. Первая представляет собой государственное областное образовательное учреждение при УФСИН – она базируется в Великом Новгороде и имеет сеть филиалов по области. Ее подопечные – заключенные тюрем. Понятно, что этот вид вечерних школ никакая реорганизация не затронет, по крайней мере в ближайшем будущем. Четыре остальных «вечерки» – муниципальные, они существуют на протяжении многих лет в Великом Новгороде и городах Малая Вишера, Боровичи и Старая Русса. Согласно программам реструктуризации сети образовательных учреждений, которые все муниципальные районы области разработали на конец 2012 года, преобразования коснутся только одной из четырех вечерних школ – в Малой Вишере.
Людмила Евгеньевна Миронова – директор вечерней школы Великого Новгорода. Это образовательное учреждение реструктуризация в 2013 году не затрагивает. Тем не менее Людмила Евгеньевна считает, что таковая необходима:
«Я слышала и читала много публикаций в СМИ о проходящих в стране объединениях вечерних школ и обычных общеобразовательных. Мое личное мнение – это правильный путь. Я работаю в вечерней школе много лет. Считаю, что к настоящему времени мы свою функцию выполнили, потому что обучили всех, кто нуждался в той форме получения образования, которая существовала долгие годы.
Раньше были государственные предприятия, и на них работала масса людей, не имевших среднего образования. Это был основной контингент наших учащихся. Примером может служить большой мебельный комбинат в Великом Новгороде, множество его рабочих получило образование в нашей вечерней школе. Часть таких взрослых учеников работала и в сельском хозяйстве. Но этот период прошел.
Сейчас те, кто работает, не всегда могут совмещать свою деятельность с обучением. Возможно, что вечерняя школа себя просто изживает, это закономерный процесс. Наши потенциальные ученики – те, кто действительно мог бы получить среднее образование на базе средней школы. При этом дети до 18 лет, я считаю, должны учиться в дневных школах. А взрослые также могут получить образование в форме вечерних занятий при дневной школе, где можно создать, например, учебно-консультационный пункт. Предлагается еще такая форма, как экстернат. Но тем, кто рискнет пойти на экстернат, тоже придется сдавать ЕГЭ, а если эти люди не сидели за партой более 15-20 лет, они сами освоить этот материал не смогут. Поэтому я думаю, экстернат не приживется как форма обучения.
В нынешнем году в нашей вечерней школе учится 365 человек. 108 человек – в возрасте до 18 лет, остальные – в возрасте от 18 до 36 лет. Это предел, старше 40 лет учеников у нас нет.
Ираида Борисовна Ермолаева, заместитель председателя Комитета образования Маловишерского района Новгородской области, рассказывает о ближайшей реорганизации вечерней школы в Малой Вишере:
«1 сентября 2013 года мы планируем завершить работу по присоединению вечерней школы, где сейчас учится около 100 человек, к городской школе №2. Обучение там будет вестись в дневной форме, а также будет организовано вечернее отделение либо очно-заочное отделение в зависимости от потребностей учащихся.
Причин реорганизации можно выделить несколько. Во-первых, финансирование на вечерние школы по нормативу выделяется меньше, и, соответственно, материальная база таких школ, как правило, уже не удовлетворяет современным требованиям. А в нашей школе №2, активно участвующей в программе модернизации, хорошая материальная база, компьютерный класс. Многие учителя школы №2 прошли курсы повышения квалификации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Для сравнения: в нынешней вечерней школе основная масса постоянных работников – педагоги опытные, имеющие высшие категории, но, увы, давно перешагнувшие порог пенсионного возраста и приблизившиеся к 70 годам. Только руководитель вечерней школы молодой, ему 45 лет. Нужно отметить, что после реорганизации он обязательно будет трудоустроен в школе №2. Конечно, если и у других педагогов вечерней школы будет желание трудоустроиться, они также получат работу.
С мнением своей коллеги, руководителя вечерней школы из Великого Новгорода Людмилы Мироновой, я согласна. Вечерняя школа, романтизированная в известном советском фильме «Большая перемена», уже не существует, прежнего контингента рабочей молодежи сейчас нет. С 2012 года в нашей вечерней школе уже произошли изменения: если раньше в ней занимались по очной форме обучения, то теперь осталась в основном заочная форма. Ученики из районов приезжают, сдают экзамены и зачеты. Возможно, те требования, которые предъявят к ним теперь в общеобразовательной школе, будут более высокими, и для самих учащихся это будет полезно.
Нынешний учебный год те, кто сейчас учится в вечерней школе, закончат в старом здании. А с нового учебного года переедут в помещение школы №2. Мы уверены, что все эти перемены, устроенные главным образом ради самих учащихся, будут к лучшему».
Записала Светлана Потапова, фото автора
Фото титула – Ольга Максимович
Комментарии