search
main
0

Закройте сундучок! Или на просторах мысли

Наталья Алексютина. «Исповедь рецензента». Проза, эссе, статьи. Москва. 2012, 95 с. В настоящее время на книжном пространстве обилие авторов, в ряды которых смело входят и люди самодеятельного призвания, отличающиеся повышенным энтузиазмом. Благодаря этому возбуждающему чувству они выпускают книг больше, чем собственно писатели, у которых энергия уходит в текст. На добычу средств для издания или обивания порогов времени уже не остается.

Книг много. А осмысления их мало. Рецензий, литературных анализов… Раньше почти каждая книга находила печатный отклик. Не говоря о бурных литературных дискуссиях, участниками которых были все слои общества. Нынешнее отсутствие рецензий объясняется в основном причинами материального характера: уменьшилось количество литературных изданий, а кроме них рецензии (в отличие от прежних времен) не берет никто. Под рецензию попадают ныне те авторы и произведения, которые нашли путь к сердцу рецензента. А он лежит порой, увы, через желудок.И потому приятно найти статью, книгу, наблюдение, которое автор сделал и желает бескорыстно поделиться с читателями. Вернее, корысть есть: сориентировать читателя в море написанного, сагитировать прочитать и насытиться той духовной пищей, что во благо. Это такие волонтеры – добровольные помощники в поисках. Они профессиональны, идейно мотивированы. Их корысть – чтобы людям было хорошо, чтобы общество, в котором мы живем, стало лучше, человечнее.Книга Натальи Алексютиной – это образец профессионального волонтерства: автор окончила Литературный институт, то есть вполне профессиональна. Она писатель, журналист, именно этим зарабатывает. И в то же время пишет материалы, которые альтруистичны до донышка. Например, рецензии на произведения, авторы которых, как правило, неизвестны, пристроить статьи о таких неизвестных героях уже удача. Какой уж тут гонорар…Открывает книгу «Исповедь рецензента» статья с говорящим названием «В поисках автора». На небольшом объеме автор раскрывает даже не удручающую, а вопиющую картину современного состояния литературной деятельности тех самых самодеятелей, которые пишут со скоростью ударов по клавиатуре, мысль у них проста и незатейлива, едва поспевает за работой рук пишущего. Подноготная творческого процесса таких литераторов, которые наряду с непрофессионалами в других областях заполонили российское пространство, раскрыта изобличающе, но без грязи и остервенения. Можно и интеллигентно отстегать по щекам.Автор очень лирична, даже романтична в ситуациях, которые полны рутины, обыденности, едва ли не грязи. Она умеет увидеть острым, цепким и понимающим взглядом детали, которые раскрашивают обыденность философским рассуждением, мудрым выводом. Без чтения морали: я, мол, думаю так. Но сказано столь убедительно, что присоединяешься к мнению.«Вперед, к возвращению!». Название статьи только кажется парадоксальным. Автор показывает, что без прошлого в лучших его проявлениях нет будущего. «Но если в мире разрушенных идеалов не остается света, то мы опять возвращаемся к книге, как к спасительному пульсу маяка».Свое отношение к книге автор формулирует в работе «Закройте сундучок!»: «Перед книгой у меня трепет и затаенный восторг. Особенно когда она еще без налета желтизны от тепла человеческих пальцев. Когда еще новая и отвечает на твои интеллектуальные позывы хрустом страниц. Кажется, что обложка, как крышка старого сундучка, только и ждет, чтобы приоткрыть свои тайны. Сделал усилие, стянул обложку, и, пожалуйста, погружайся в мир чужого, но каким-то непостижимым образом к тебе причастного слова». И этот трепет перед книгой, ожидание увидеть кусочек мира через видение другого человека наполняет книгу Алексютиной светом и доброжелательностью.Или признание в «Кругах на воде»: «Я люблю книгу за возможность погружения. В ее густую плотную толщу. За возможность побарахтаться на поверхности, а потом, увлекшись чьим-то незнакомым сердцем, легко и бесстрашно нырнуть в абсолютную бездну слова, в постижение его смысла».Рассказы, рецензии, эссе. Но все так сплелось воедино, автор прочувствовала тексты тех писателей, о ком пишет, так, что породнилась с ними, и анализ произведений превращается в собственные рассуждения, мысли, заметки. Книга очень едина, органична, словно такая притча о времени, его идеалах, людях и их деяниях, которые составляют и определяют лицо времени.Все статьи невелики. Тот случай, редкое умение, когда в тексте словам тесно, а мыслям просторно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте