Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Заделы предстоящих свершений. Обретая опыт, делись им с каждым

Учительская газета, №27 от 3 июля 2007. Читать номер
Автор:

На I Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» Академия социального управления получила Гран-при. Ее программу и комплект учебно-методического обеспечения подготовки управленческих кадров для реализации регионального комплексного проекта модернизации образования признали лучшими. Это не случайно, ведь самые квалифицированные специалисты области внимательно следят и за политикой государства в области образования, и за потребностями сегодняшнего дня с тем, чтобы внедрять новейшие образовательные технологии так, чтобы они органично вписывались в традиции края и на основании их выращивать грамотных и приспособленных к реалиям сегодняшнего дня педагогов.

Кого мы относим к субъектам комплексной модернизации образования?

Система подготовки управленческих кадров Московской области к эффективной реализации проекта комплексной модернизации образования в регионе предполагает специальное целевое оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования следующим целевым группам управленцев области – главным субъектам комплексной модернизации образования:

– работникам региональных органов управления образования;

– муниципальным командам модернизации образования;

– работникам муниципальных органов управления образования;

– директорам общеобразовательных учреждений;

– заместителям директоров общеобразовательных учреждений;

– лицам, осуществляющим управленческую деятельность в ходе осуществления мероприятий ЕГЭ: уполномоченным представителям ГЭК, руководителям ППЭ, муниципальным координаторам, координаторам от учреждений ВПО и СПО;

– общественным управляющим муниципального и школьного уровней.

Для того чтобы модернизация общего образования в области носила действительно комплексный характер, необходимо, чтобы по этим вопросам одновременно обучались и другие группы, например, работники отделов финансов муниципальных администраций, бухгалтеры общеобразовательных учреждений.

Проблемы

Основная проблема состоит в том, что существующая система подготовки по своему содержанию и формам не соответствует ожидаемым результатам.

Специально обученные субъекты комплексной модернизации образования должны будут непосредственно использовать полученные знания в управленческой практике.

Для этого должны быть подготовлены квалифицированные организаторы обучения, тьюторы и обеспечены условия, позволяющие проводить подготовку управленцев системно с ориентацией на отслеживание результатов комплексной модернизации образования.

Построение системы обучения базируется на опыте обучения, накопленном в ряде крупных образовательных проектов, в которых в качестве разработчиков, экспертов и преподавателей участвовали представители Московской области.

Суть этого опыта состоит в формировании региональной тренерской команды из числа наиболее квалифицированных управленцев, экспертов, преподавателей, хорошо владеющих содержанием комплексного проекта и его направлений, имеющих опыт участия в проектах повышения квалификации управляющих.

Эта команда организует затем учебную работу по подготовке муниципальных (зональных) тьюторских команд, берущих на себя впоследствии основной объем работы по повышению квалификации специалистов на местах.

В их составе предполагается широко использовать лучших руководителей школ, победителей конкурсных отборов в рамках нацпроекта.

Однако все эти усилия будут сведены к минимуму, если в области не будет регионального оператора по организации специальной подготовки управленческих кадров. В качестве такого оператора может выступать Академия социального управления, специалистами которой накоплен значительный опыт реализации аналогичных проектов подготовки кадров. В качестве инфраструктуры повышения квалификации будут также использованы традиционные и новые (межшкольные методические центры, созданные в рамках проекта «Информатизация системы образования») структуры методической службы и школы-победители ПНПО, осваивающие роль ресурсных центров повышения квалификации.

В 2005-2006 годах в рамках проектов областных целевых программ развития специалистами академии было организовано целевое повышение квалификации руководителей образовательных учреждений на базе 8 территорий Московской области, с объемом программ 72 часа, охватом слушателей свыше 1000 человек по актуальной проблематике модернизации управления образования («Основы стратегического управления образовательными учреждениями», «Аналитическая деятельность», «Статистика и мониторинг в образовании», «Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования», «Организация и технология обеспечения финансово-экономической деятельности общеобразовательных учреждений»), всем слушателям выдавались сборники специально разработанных учебно-методических материалов по темам курсов. В ходе этой работы в рамках НИОКР разработаны основы мобильной вариативной системы повышения квалификации управленческих кадров, наработаны важные связи и технологии разработки УМК по разным аспектам модернизации образования.

Содержание

Общим содержательным контуром всех программ подготовки на всех уровнях предполагается сделать среднесрочную стратегию развитию системы общего образования Московской области на 2007-2010 годы и региональный инновационный проект «Отличная школа», которые объединяют воедино все направления РКПМО и ориентируют систему на преобразования, изменяющие облик школы как института общего образования.

Направления подготовки кадров предполагаются такие: организационно-управленческое, научно-методическое, информационное обеспечение и сопровождение реализации регионального комплексного проекта; содержание и организация обучения школьных команд модернизации (команд развития школы); новая стимулирующая система оплаты труда в общем образовании: сущность, содержание, механизмы введения; переход системы общего образования на нормативное подушевое бюджетное финансирование; развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО); развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства; развитие демократического, государственно-общественного характера управления общим образованием, усиление общественного участия в управлении школой.

По всем указанным направлениям в 2007 году планируется подготовка учебно-методических комплектов для слушателей системы повышения квалфикации, отражающих современные принципы интерактивного (двустороннего) обучения.

Подразумевается, что конфигурация программ обучения, их содержание и объем строятся в зависимости от образовательных потребностей целевых групп, включая в себя при необходимости модули по всем или большинству обозначенных тематических направлений.

Пути и способы

Доведение идей РКПМО и способов его эффективной реализации до всех субъектов и участников системы общего образования и широкой общественности Московской области предполагается обеспечить за счет сочетания очной и заочной (дистанционной) форм подготовки; использования возможностей ИКТ; гибкой многоуровневой системы обучения; сочетания традиционных стационарных, линейно построенных и достаточно длительных курсов с краткосрочными выездными проектными, учебными семинарами и деловыми играми; широкого использования учебно-методических материалов и разработок по направлениям РКПМО, предлагаемых Минобрнауки РФ, результатов проектов ФЦПРО, НФПК, а также материалов, разработанных для подготовки управленческих кадров специалистами Московской области; сочетания подготовки отдельных специалистов с подготовкой муниципальных проектных команд; сочетания обучения с конкретной работой в проекте, реализации практической, проектной и продуктной направленности обучения; модульного принципа построения программ, сочетания модулей, общих для разных целевых групп и специализированных; реализации каскадной модели обучения, предполагающей подготовку региональной тренерской команды, готовящей затем муниципальные команды тьюторов, которые должны будут осуществить основной объем учебной работы на местах; оперативной обратной связи и быстрого включения в содержание образовательных программ первых итогов запуска РКПМО, позитивных и негативных моментов введения основных новых институциональных механизмов общего образования по направлениям РКПМО.

Ольга МОИСЕЕВА, заведующая кафедрой общего менеджмента АСОУ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту