На наших глазах индустриальное общество превращается в информационное. Как в этом глобальном информационном обществе воспитать «личность мыслящую, осознающую ценность образования и науки, труда и творчества»?
Размышляя о «талантливой молодежи, желающей находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей жизни», я подумала: а не помогут ли мне поток информации и средства, несущие его? Медиаобразование. Да, именно, медиаобразование способствует формированию творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, помогает человеку активно использовать информационные возможности телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры. Приняв решение, я обратилась к литературе по этой проблеме. Взяла на вооружение интегрированное и факультативное медиаобразование. В своей педагогической деятельности я использую потенциал медиаобразования для формирования ключевых компетенций школьников при изучении курсов истории и обществознания, а также во внеурочной, проектной деятельности. Использование медиаресурсов при изучении истории и обществознанияСвою работу я начала с создания банка медиаресурсов, в состав которого вошли тексты, фотографии, фотокадры, иллюстрации, афиши, рекламные плакаты, фотомонтажи из массмедиа, художественные и короткометражные фильмы, мультфильмы, реклама, теленовости, записи ток-шоу, публицистические передачи, развлекательные программы и т. д. Из них к практическим, лабораторным, семинарским занятиям я составляю ДМК – документально-методические комплексы. Например, при изучении в 11-м классе темы «Экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.» частью урока становится деловая игра «Журналисты». Учащиеся делятся на три группы, каждая получает пакет одних и тех же материалов, посвященных проблеме освоения целины (ДМК: фотография «Комсомольско-молодежная бригада разбивает полевой стан. 1954. Целина»; выдержка из воспоминаний целинника, текст выступления Н.С.Хрущева на Пленуме ЦК КПСС в сентябре 1953 г.). Задание классу: на основании полученных материалов выпустить газету «За целину».Первая группа готовит редакторскую передовицу «Освоение целины – путь решения продовольственной проблемы», вторая – очерк о комсомольцах-целинниках «Первопроходцы», третья – фельетон «Лихорадочная поспешность» или зарисовку. Цель использования ДМК: показать, как в каждом источнике отражается какой-либо аспект рассматриваемого явления, а также как одни и те же материалы могут быть по-разному, иногда диаметрально противоположно, истолкованы в зависимости от задач авторов. Другой вариант использования медиаресурсов в ДМК заключается в том, что учащиеся получают пакет небольших по объему материалов, посвященных ключевому понятию темы, например, «холодная война» в 11-м классе. (ДМК: фотография, плакат, карикатура.) Задание: сравнить иллюстрации между собой, объяснить смысл изображений, провести аналитическое толкование замыслов авторов и степени субъективности изображений. Результат самостоятельной работы учащихся представляется в импровизированном споре художников в парах, например, «художник – карикатурист» или «фотограф – художник». В приведенных примерах медиаресурсы исполняют роль источников, на основе которых открывается широкое поле деятельности для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Важным направлением своей работы я вижу также организацию изучения специфики средств массовой информации. Эту задачу я решаю на уроках обществознания. Например, 10-й класс, раздел «Общество как сложная динамическая система», тема «Политика как общественное явление», урок «Средства массовой информации в политической системе общества». Цели урока – создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут сформулировать определение понятия «СМИ», обсудить возрастающую роль информации в жизни человека, ее влияние на общество, смогут назвать причины, по которым СМИ называют четвертой властью, выразить свое отношение к поставленной проблеме в кластере «Роль СМИ в жизни человека»; задуматься о преимуществах и недостатках самой возможности ежедневно получать огромное количество информации. Урок начинаю с постановки проблемы: как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, не обращать на нее внимания? Полезна она для нас или вредна? Доверять или не доверять получаемой информации, следовать ей или нет? Должны ли информационные потоки иметь какие-либо ограничения или нет? Как человеку сделать свой выбор? Ученики работают над понятиями «СМИ», «информация», «власть», «СМИ – четвертая власть», определяют, что входит в СМИ. В ходе решения основной проблемы «Роль СМИ в жизни человека» учащиеся работают в группах и анализируют различные ситуации, например, что произойдет, если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации (как это отразится на различных категориях населения: школьниках, пенсионерах, бизнесменах, политиках, чиновниках). Другое задание – провести анализ телевизионных передач одного из центральных каналов за неделю и определить, каково процентное соотношение различной информации, а также для каких групп людей какая информация будет предпочтительной и почему.Третья группа составляет «Шкалу мнений»: «СМИ приносят пользу человеку и обществу» – «СМИ наносят вред человеку и обществу». Результаты работы ученики представляют в схемах, таблицах и кластерах. Шкала мненийПрогнозируемый результат: ученики должны прийти к выводу о том, что в современном мире жизнь человека, его деятельность невозможны без СМИ; СМИ помогают человеку развиваться, предоставляют информацию, создают условия для учебы и работы. Вместе с тем СМИ оказывают на человека противоречивое влияние – приносят пользу, но и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Я привлекла внимание детей к тому, как важно научиться видеть полезную информацию, отбирать ее, извлекать полезное начало.Проектная деятельность школьников, создание собственных медиаматериаловНаблюдая, как дети работают со СМИ, выполняют задания, я решила предложить им работу над TВ-проектами, тем более что у них есть небольшой опыт – «Лента школьных новостей» (совместно с Песчанокопским телевидением). Эффективность использования возможностей медиаобразования на уроке привела меня к мысли об организации социального проектирования во внеклассной работе, ведь участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, проявить свои компетенции в конкретной ситуации. ТВ-проект как элемент массмедиа позволяет сформировать у детей необходимые сегодня медиакомпетенции. Опыт реализации TВ-проектов позволил мне воздействовать собственно и на учебный процесс. Кроме того, что на своих уроках я стала активно использовать такие телевизионные формы, как ток-шоу, открытый микрофон, интервью, блицопрос, сам принцип свободы, заложенный в этих телевизионных техниках, стал основой моего педагогического творчества. Этот принцип помогает детям почувствовать живую заинтересованность, активизировать познавательную деятельность и найти в ней личностный смысл, а это в свою очередь повышает мотивацию ребенка.Эти проекты важны для нас еще и потому, что в настоящий момент, как вы знаете, остро стоит проблема негативного влияния средств массовой информации на личность. Поскольку ограничить негативное влияние массмедиа на подрастающее поколение невозможно, необходимо сделать СМИ союзником в деле воспитания социально активной личности и формирования у подростков критического мышления. P.S. Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика». Лариса ТУТОВА, учитель истории и обществознания песчанокопской средней школы №1 Ростовской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Комментарии